Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Байкал между программой и проектом

09 апреля, 2019

Правительство Иркутской области приняло 29 марта делегацию Государственной думы РФ – членов комитета по экологии и межфракционной группы «Байкал». Теоретики природоохранной деятельности приехали в нашу область, чтобы ознакомиться с практикой применения придуманных ими законов и принятых к исполнению федеральных целевых программ, а также подумать о том, как будет защищать Байкал вводимый в действие национальный проект «Экология».

Подрядчика оставить, директора уволить

В составе московской делегации в Иркутск прибыли председатель комитета по экологии Владимир Бурматов, депутаты Госдумы Михаил Щапов, Алексей Красноштанов, Андрей Чернышев и другие; от Совета федерации присутствовали Вячеслав Мархаев и Сергей Брилка. Правительство Иркутской области представлял его глава, первый заместитель губернатора Руслан Болотов, Законодательное собрание – заместитель председателя Кузьма Алдаров, правоохранительные органы – Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков. Делегацию Республики Бурятия, с территории которой в Байкал поступает самое большое количество загрязняющих веществ, возглавлял республиканский министр экологии Вадим Кантор.

Результаты проверки Счетной палатой РФ эффективности расходования средств на ликвидацию отходов БЦБК и скандалы вокруг компании «Росгеология» привели к тому, что в федеральном Министерстве природных ресурсов и экологии сменился руководитель, а в компании уволены директор и его заместитель. В целом правительство РФ и Государственная дума сделали вывод о недостаточной эффективности работы Минприроды РФ и бесцельном расходовании средств. Перед вылетом в Иркутск Владимир Бурматов провел встречу с заместителями министра и узнал, что в Минприроды будет создана отдельная рабочая группа по проблеме БЦБК.

Владимир Бурматов считает, что Байкал давно находится в центре федеральной повестки дня, но чаще всего упоминания озера далеко не позитивные. В списке негативных информационных поводов затянувшаяся ликвидация отходов БЦБК, негативные последствия хозяйственной деятельности и туризма, нерациональное расходование средств федерального бюджета. Федеральный бюджет выделял в последние пять лет в два раза меньше средств, чем планировалось, однако принятые к исполнению мероприятия разрозненные и имеют к озеру косвенное отношение.

– Есть очень серьезные вопросы к регионам и к федеральным органам. Существует опасность, что с вступлением в силу национальной программы «Экология» может произойти дальнейшее сокращение федеральных средств, перераспределение их на другие программы, – заявил Владимир Бурматов.

Члены межфракционной группы «Байкал» отметили в выступлениях, что Министерство природных ресурсов РФ так и не смогло направить в Иркутск ни одного из своих представителей с отчетом о проделанной работе. Руслан Болотов в приветственном выступлении отметил, что вокруг Байкала очень много проблем, созданных в первую очередь действующим законодательством – запутанным и противоречивым. Экологическая экспертиза при строительстве самых простых сооружений превращается в чрезмерные и ничем не обоснованные действия, что не позволяет в разумные сроки и за разумные средства создавать необходимые для развития региона социальные объекты и даже жилье.

4-1.jpg

Два региона – два подхода

Иркутская область в 2014–2018 годах получила из федерального бюджета 4 млрд рублей, из областного – 1,2 млрд. Процент освоения средств вырос с 36 в 2014-м до 89,1 в 2018 году, и если в начале периода соглашения заключались в такие сроки, что их невозможно было выполнить, то сейчас ситуация исправляется. В 2018 году в Байкальске построены две очистные станции, которые были полностью введены, несмотря на все трудности. Напорные коллекторы и станции очистки построены и введены в Свирске, Шелехове и других городах области.

Иркутская область выполняет мероприятия по замене устаревших котельных, берегоукреплению рек и строительству объектов, улучшающих экологическую обстановку на Байкальской природной территории. Самым крупным объектом остаются очистные сооружения правого берега в Иркутске. Перед правительством стоит большая проблема: федеральная целевая программа завершится в 2020 году, и нужно уже сейчас решать – включать очистные в национальную программу или область будет завершать пуско-наладочные работы и ввод очистных в едином комплексе за свой счет.

При выполнении проекта берегоукрепления в Листвянке правительство области столкнулось с противоречиями в земельном законодательстве, недобросовестной работой подрядчика и отсутствием приемлемого технического решения. Еще более сложная ситуация складывается с ликвидацией промышленных площадок в Усолье-Сибирском и Байкальске: законодательство требует при использовании федеральных средств и ликвидации отходов первого класса опасности получить в итоге объект капитального строительства (подразумевая некий саркофаг), но есть возможность полностью очистить площадку и переработать все отходы без захоронения.

– Мы ставим перед собой задачу полной переработки отходов, в том числе и бытовых. Это колоссальный ресурс, и мы вместе с региональным оператором ищем решение. Идет проектирование мусороперерабатывающего завода, – пояснил Руслан Болотов.

Правительство Республики Бурятия оценило последствия от многократного затопления Улан-Удэ паводковыми водами реки Селенги в 318 млрд рублей. Речь идет не столько о высокой стоимости городских объектов, сколько о том, что паводок размоет очистные сооружения города и вся грязь окажется в Байкале. Поэтому министр экологии Бурятии Вадим Кантор попросил депутатов ГД РФ  поддержать предложения правительства РБ и включить защитные сооружения Улан-Удэ в национальный проект «Экология». Депутаты могут, наверное, поддержать это предложение, но стоит помнить, что Бурятия не решает эту задачу как минимум с 1990 года, когда очередной паводок поставил эту задачу с особой остротой. Время от времени республике выделяют деньги, но ничего не происходит.

4-2.jpg

Закон и наука

Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков рассказал участникам совещания о состоявшейся недавно коллегии Генеральной прокуратуры и отметил, что в действующем законодательстве есть устаревшие нормы. Однако, если перед страной стоит задача сохранения стратегических запасов чистой воды в Байкале или создания комфортных условий для местного населения, следует выбрать Байкал. Населению можно предоставить некие льготы по подоходному или земельному налогу, но все природоохранные требования должны быть выполнены в полном объеме. Все суда на Байкале должны быть оснащены оборудованием системы ГЛОНАСС – это позволит отследить, когда капитан и команда сдавали отходы на специальные суда по приему сточных вод.

Председатель научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал Игорь Бычков и директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов в своих выступлениях заявили о возможном катастрофическом развитии экологического кризиса на Байкале. Проблема даже не в том, что на озере нет очистных сооружений и до сих пор нет согласия по поводу отходов БЦБК. Главную угрозу Байкалу представляют действия правительства РФ, планирующего изменить требования к параметрам очистки стоков в приказе № 63.

Как рассказал Андрей Федотов, проект изменений параметров допускает увеличение поступлений фосфатов из очистных Улан-Удэ в четыре раза (с 13 до 54 тонн в год) – это означает, что сточные воды можно не очищать, а дополнительно загрязнять. Авторы поправок не учитывают, что в природе сульфаты и хлориды по концентрации в воде различаются в сотни раз: поправки разрешают сбрасывать в Байкал и Селенгу совершенно одинаковое количество этих веществ, причем речь идет о тысячах тонн в год. Лимнологический институт и научный совет отправили в Министерство природы отрицательный отклик на этот проект и предложили снять его с обсуждения.

Игорь Бычков напомнил, что финансирование федеральной целевой программы по охране Байкала за время ее реализации сократилось на 44 процента, а по некоторым проектам – на 90–95 процентов. Правительства Иркутской области и Бурятии, действуя в тесных рамках ФЦП, работали тем лучше и успешнее, чем дальше от Байкала находились объекты. По мнению Игоря Бычкова, сегодня расходование средств неэффективно даже при решении задачи мониторинга обстановки на Байкале, ведь треть территории озера находится вне поля зрения науки и природоохранных ведомств, хотя их количество растет с каждым годом.

Финальная дискуссия круглого стола получилась эмоциональной и даже отчасти скандальной. Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев заявил, что прокуратура не позволяет местным жителям строить жилье даже взамен сгоревшего, однако Сергей Зенков тут же обвинил мэра в том, что он раздал 400 земельных участков на территории национального парка. Иркутский депутат Госдумы Алексей Красноштанов предложил решить проблемы Байкала максимально радикальным способом – эвакуировать все население в Иркутской области и Республике Бурятия из Центральной экологической зоны Байкала.

Депутат Госдумы иркутянин Михаил Щапов, для которого Ольхонский район является частью избирательного округа, напомнил о необходимости повышать уровень жизни граждан на Байкальской природной территории. Большая часть населенных пунктов – это сельские поселения, в которых устарела вся инфраструктура. Депутат предлагает включить в текст национальных проектов и в бюджеты всех уровней дополнительные расходы на создание современной коммунальной инфраструктуры, строительство очистных сооружений, теплоисточников и дорог.

– К сожалению, сегодня здесь нет руководителей Министерства природных ресурсов России, это сложившийся тренд, и именно из-за этого мы многие вопросы обсуждаем годами. Пора вспомнить, что у нас есть право законодательной инициативы, и вынести все вопросы, связанные с приказом № 63, на площадку комитета по экологии Государственной думы, отрегулировать их законом, – предложил Михаил Щапов.

Участники заседаний наметили для себя обширную программу. После совещания в Иркутске делегация Государственной думы отправилась в Байкальск, сделав по пути две рабочие остановки: в Слюдянке депутаты осмотрели городские очистные сооружения, а в Култуке – строительную площадку печально знаменитого строящегося завода по розливу воды. Несмотря на время в дороге и два непростых объекта, депутаты в этот же день побывали на картах-накопителях БЦБК и провели инспекцию мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК. На следующий день, 30 марта, в поселке Танхой прошло выездное заседание комитета ГД РФ  по экологии, а во второй половине дня – инспекция строительства правобережных очистных сооружений в Улан-Удэ.

4-3.jpg

Переработка и ликвидация

На совещании в Байкальске, обсуждавшем вопросы реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, отмечалось, что более чем за 40-летнюю историю работы БЦБК было накоплено около 6,2 млн тонн отходов производства, которые хранятся на двух полигонах, Солзанском и Бабхинском, в 14 картах-накопителях общей площадью 180 га. В аварийном накопителе очистных сооружений содержится не менее 160 тыс. кубометров щелокосодержащей жидкости.

Ранее, в 2017 году, единственным подрядчиком по проведению работ по ликвидации накопленных отходов БЦБК правительство РФ назначило холдинг «Росгеология». На тот момент компанией «ВЭБ Инжиниринг» уже была разработана проектная документация, ее одобрили «Главгосэкспертиза» и государственная  экологическая экспертиза. Однако при обследовании объектов и промплощадки Байкальского ЦБК выяснилось, что реализовать подготовленный проект по ряду объективных причин невозможно. Очистные сооружения технически не тпригодны для проведения работ, они находятся в полуразрушенном аварийном состоянии и заполнены щелоком. Поэтому проект пришлось корректировать и искать новую технологию ликвидации отходов. «Росгеология» должна завершить корректировку в срок до 30 июня 2019 года с прохождением всех экспертиз.

Первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов подчеркнул, что не менее важна и другая задача:

– Нас интересует не только переработка отходов БЦБК. Вторая задача – ликвидация потенциально опасных объектов, которые находятся на промышленной площадке комбината. Правительство Иркутской области выполнило комплекс мероприятий, необходимых для разработки проекта по демонтажу зданий. Сложность состоит в том, что объекты, о которых идет речь, находятся в залоге у кредиторов предприятия-банкрота. Правительство добивается их передачи в региональную собственность.   

В феврале прошлого года губернатор Иркутской области Сергей Левченко направил обращение президенту России Владимиру Путину о необходимости демонтажа зданий и сооружений комбината. Эта позиция региональной власти по ликвидации экологического ущерба нашла поддержку федерального центра. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: Култук. На строительной площадке
завода по розливу байкальской воды;

Очистные сооружения Слюдянки;

На проходной Байкальского ЦБК – тишина…

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии