Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Осеннее продолжение

24 сентября, 2019


5-1.jpg

Региональный парламент открыл новый сезон – на этот раз почти без каникул

В предварительной повестке сессии Законодательного собрания Иркутской области, состоявшейся 18 сентября под председательством Сергея Сокола, значился 51 вопрос, в том числе десять постановлений о награждении почетной грамотой ЗС, два – о назначении мировых судей и два сугубо технических вопроса по текущей работе парламента. Практически все остальное время было посвящено вопросам оказания помощи пострадавшим в двух летних наводнениях.

В интересах жителей районов

Часть рабочей повестки дня была посвящена переименованию, изменению статуса и даже ликвидации населенных пунктов Иркутской области. Закон «О преобразовании рабочего поселка Усть-Уда Усть-Удинского района Иркутской области» и «О преобразовании Усть-Удинского муниципального образования…» представил депутатам Роман Буянов, представитель губернатора в ЗС. Решение о преобразовании рабочего поселка в сельское поселение был обсужден и принят на сходе жителей поселка в июле 2019 года единогласно, поэтому и у депутатов никаких возражений не было. Закон «Об упразднении рабочего поселка Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» пришлось принимать потому, что в 2015–2016 годах из этого отдаленного поселка выселили всех жителей и с того времени в нем никто не живет. Решение сессии стало лишь констатацией свершившегося факта. В комплекте с ними был принят и закон «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», изменяющий названия и границы районов деятельности мировых судов, нотариальных контор и других структур, обслуживавших изменившие статус и ликвидированный поселки.

Заместитель прокурора области Роман Шергин предложил депутатам принять закон «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», связанный с принятым на июньской сессии законом о слиянии двух небольших поселений – за рамками принятого депутатами решения остались некоторые бытовые и коммунальные вопросы. В мае ЗС приняло решение о переименовании географического объекта в Осинском районе Иркутской области – в соответствии с обращением граждан и органов местного самоуправления село Ленино переименовано в Ново-Ленино.

Постановление «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области, в ЗС Иркутской области, и вспомогательного персонала ЗС Иркутской области» позволило повысить должностные оклады технического персонала – предыдущее повышение случилось в 2017 году.

Еще одна группа законов с одинаковым названием «О внесении изменения в статью 2 Закона Иркутской области «О транспортном налоге» и с общей темой поддержки граждан и организаций, пострадавших от наводнения летом 2019 года, была внесена группами депутатов и губернатором, поэтому они рассматривались как альтернативные. При таком порядке законопроекты сначала ставятся на рейтинговое голосование и к дальнейшему обсуждению и проработке допускается тот закон, который набрал максимальное количество голосов. Депутат Наталья Дикусарова представила в лучшем свете свой вариант закона, министр финансов Наталия Бояринова – версию, представленную правительством.

Разница между проектами состоит в том, что в депутатской версии шире список юридических лиц, которые смогут не платить налог, а из-за этого чуть выше и сумма выпадающих доходов бюджета Иркутской области. Депутаты особенно тщательно выяснили, получат ли помощь крупные нефтяные, энергетические и транспортные компании. Выяснилось, что не получат: у них в пострадавших районах нет зарегистрированных филиалов. Именно поэтому этим территориям никогда не передавали и дополнительные нормативы по транспортному налогу – в них просто нет для этого существенной налогооблагаемой базы. Депутат Александр Битаров, обладающий наибольшим опытом работы в структурах исполнительной власти из действующего созыва ЗС, оценил расхождение двух вариантов закона в 10 млн рублей (сумма в масштабах региона незначительная) и назвал спор «смешным».

При рейтинговом голосовании депутатский вариант получил 26 голосов, губернаторский – 14. Такой же результат получился и за принятие закона в первом чтении, после чего в работе сессии был объявлен перерыв. Комитет по бюджету отправился на дополнительное заседание, чтобы после перерыва сессия могла принять закон во втором чтении.

Споры о налогах и поддержке

После перерыва сессия вернулась к теме поддержки пострадавших от наводнения, но на этот раз предметом рассмотрения стал налог на имущество организаций. Правительственный законопроект отличался от депутатского сроками вступления в силу и суммой выпадающих доходов – депутатский вариант может стоить 144 млн рублей, правительственный – 4 млн. Чиновники учли тот факт, что любая организация, имеющая собственность в разных районах области, может подавать декларацию и платить налоги в любом районе – это может привести к тому, что крупнейшие компании области подадут декларацию именно в Тулуне. Пример есть: Восточно-Сибирская железная дорога платит налог на все свое имущество (а оно разбросано на огромной территории) в Иркутске. В этом случае выпадающие доходы бюджета могут увеличиться во много раз.

Спор затягивался. Заместитель прокурора области Роман Шергин признал обоснованность сомнений областного правительства и отметил, что со стороны компаний, которые предпримут «налоговый финт», это не будет нарушением закона. Наталья Дикусарова, как представитель группы инициаторов депутатской версии, пояснила, что в их версии речь идет только о налоге на то имущество, которое находится на пострадавшей территории. Правительство настаивало на своем: большинство мелких и средних предпринимателей в пострадавших районах работает по упрощенной системе – то есть вообще не платит налог на имущество. Потому и столь существенное расхождение в сумме выпадающих налогов: правительство исходит из реального положения с налогооблагаемой базой, а депутаты – из примерной стоимости имущества пострадавших предпринимателей. Рейтинговое голосование отдало преимущество в очереди на принятие депутатскому законопроекту, в итоге он и был принят в первом чтении.

Еще одна пара законов – от правительства и от депутатов – была подготовлена для оказания помощи пострадавшим от наводнения сельхозпроизводителей. Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов признал, что оба варианта (депутатский и правительственный) имеют свои преимущества. Дискуссия началась в тот момент, когда министр сельского хозяйства Илья Сумароков и депутаты разошлись в оценке трудностей, возникающих у пострадавших при попытке доказать наличие коровы или теплицы. Министр уверен, что наличие коров подтверждается многочисленными книгами учета и ветеринарными справками – а вот теплица не считается объектом капитального строительства и подтвердить ее существование нечем. Депутат Андрей Левченко предложил принять законопроект, подготовленный правительством, а представитель губернатора Роман Буянов пояснил, что в этот законопроект проще будет интегрировать дополнительные меры поддержки, предложенные депутатами, – депутатская версия потребует глубокой переделки.

Закон о поддержке сельхозпроизводителей, дачников и других пострадавших от наводнения был поставлен на голосование, первым в рейтинге стал депутатский вариант, но при голосовании по существу большинства не набрал ни один: за версию губернатора голосовали 22 депутата, за депутатскую версию – 21. Депутаты разошлись на обеденный перерыв, так и не решив этот вопрос окончательно. За время обеденного перерыва комитет по здравоохранению рассмотрел законопроекты, рекомендовал к принятию депутатскую версию, она и набрала в итоге необходимые для принятия 23 голоса.

Политический аспект социальных законов

Законопроект о наделении органов местного самоуправления в зоне наводнения областными государственными полномочиями по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, депутаты смогли обсудить только после того, как министр образования Валентина Перегудова рассказала о том, что уже сделано. В день на каждого ученика выделяются средства, достаточные для обеспечения двухразовым горячим питанием. Всего эту меру поддержки получают 19 226 детей в 78 школах, расходы областного бюджета составляют 402,5 млн рублей. По версии депутатов, горячее питание предоставляется за счет местных бюджетов и средств спонсоров, а поддержка необходима 33 тысячам школьников. Более того, многие директора школ впервые столкнулись с ситуацией, когда им приходится обеспечивать питанием в два-три раза больше детей, чем еще в конце прошлого учебного года. Министр опровергла эту информацию, но депутатов не убедила.

Сессия приняла один за другим законы об освобождении пострадавших в наводнении от платы за электроэнергию. Спор возник из-за двух вопросов: кто оплатит этот закон (присутствовавший в зале генеральный директор «Иркутскэнерго» Олег Причко сразу предупредил, что его компания только производит энергию и не занимается ее передачей) и как считать расходы? Депутат Денис Шершнев выразил сомнение в том, что можно корректно подсчитать необходимую сумму: у большинства жителей и до наводнения не было приборов учета, а после того, как дома снесла или повредила вода, их тем более не осталось.

Группа депутатов, как сообщил Андрей Левченко, подготовила обращение к руководству компании En+ Group с предложением компенсировать расходы областного бюджета. Олег Причко напомнил, что «Иркутскэнерго» является крупнейшим работодателем в Тулунском районе (где находятся угольные разрезы) и понесло огромные потери – ущерб угольным предприятиям превысил 700 млн рублей, но энергетики не просили и не просят никакой помощи.

Энергетики активно участвовали в ликвидации последствий наводнения: направляли на работы тяжелую технику, перевозили пострадавших и так далее. Более того, «Иркутскэнергосбыт» без всяких законов и напоминаний на протяжении июля и августа не начислял плату за электроэнергию в пострадавших районах и не выставлял никому из жителей счета. В итоге долгого и подробного разбора ситуации все остались при своем: сессия приняла законопроект, а энергетики не взяли на себя обязательства по компенсации расходов бюджета, понесенных на оказание помощи гражданам.

Представляя депутатам законопроект о размере прожиточного минимума пенсионера, министр труда и занятости Наталья Воронцова напомнила, что в Иркутской области такой закон принимается в десятый раз. Все тонкости законопроекта об установлении прожиточного минимума депутаты обсудили с правительством на двух заседаниях комитетов и одном заседании рабочей группы, что очень полно говорит о проявленном внимании.

Новое в дискуссию сумел внести депутат Антон Романов, который назвал повышение доходов пенсионеров лучшим способом борьбы с продажей голосов на муниципальных и региональных выборах. В соответствии с рекомендациями профильного комитета по здравоохранению и социальной защите законопроект был принят в первом чтении, но с перспективами существенных корректировок перед вторым чтением.

Для скорейшего принятия во втором, окончательном чтении законов о поддержке пострадавших от наводнения следующую сессию областного парламента решено провести уже 30 сентября.    

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Звучит государственный гимн,
первая в сезоне-2019/20 сессия областного
парламента приступает к работе

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии