Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

У истоков православия

03 октября, 2016


150.jpg

В Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова с 11 сентября по 10 октября работает фотовыставка греческого фотографа Костаса Асимиса «Наш Афон», посвященная 1000-летию русского монашества на Святой горе. В экспозиции представлено более двухсот фотографий природы Афона, видов монастырей, портретов монахов, их уклада жизни, церковных реликвий.

Как рассказал директор музея истории Сергей Дубровин, «эта выставка — результат многолетней творческой деятельности Костаса Асимиса, снимавшего на протяжении нескольких десятилетий монастыри и храмы Афона. С 1993 года Асимис является представителем русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Святой горе. Эта выставка недавно экспонировалась в Москве в храме Христа Спасителя. Ее приезд к нам — это большое событие, инициатором которого стал мэр города Дмитрий Бердников».

Подробно о выставке я беседую с заведующим экспозиционно-выставочным отделом Алексеем  Бабичевым.

— Алексей Васильевич, расскажите, пожалуйста, об этой уникальной выставке, как она попала к нам в Иркутск, насколько велик к ней интерес и чье имя связывает Иркутск и Афон?

— Автор этой замечательной выставки — Костас Асимис,  греческий фотограф мирового уровня, русского происхождения. Родился он в Ташкенте, но так сложилась жизнь, судьба его забросила сначала в Югославию, а потом в Грецию. Сейчас он живет в Салониках. Это единственный фотограф, которому разрешено фотографировать на Афоне все и во всех монастырях, а монастырей на Афоне двадцать. В его работах можно увидеть и понять тот уклад монашеской жизни, к которому и стремятся афонские монахи. Каждая его фотография — это произведение искусства. Сначала, когда он только попал на Афон, ему было разрешено снимать только в русском Пантелеймоновом монастыре. Поначалу, а попал он туда в 1984 году, монахи его приняли настороженно. Ему выделили келью, через некоторое время крестили. Проникшись благодатью этих мест, укладом жизни монахов, он остался там работать.

Когда Асимис появляется на Афоне, то несет монашеское послушание, как все те монахи, живущие постоянно там. Моет полы, убирает, работает в поле, ничем не чурается. Постепенно он завоевал доверие монашеской братии. Все годы, пока фотограф нес послушание, он по крупицам собирал артефакты, связанные с историей этого уникального монастыря. Живя в нем, Асимис нашел старую фотолабораторию, в которой хранилось  множество  дагерротипов (фотографий на стекле). Он заинтересовался, стал восстанавливать старинный фотоархив, по сути, спасать то, что еще не пропало, и его стараниями было спасено около двух с половиной тысяч дагерротипов. Костас все оцифровал, и часть этих фотографий представлена на нашей выставке.

Обещал он среди этого множественного фотоархива разыскать и фотографию Иннокентия Михайловича Сибирякова, иеромонаха Иннокентия, который жил на Афоне, но скоропостижно скончался и похоронен там. Афонские монахи хотят его канонизировать. И я думаю, что он этого заслуживает. К его памяти они относятся с большим уважением. Года три назад здесь была делегация монахов с Пантелеймонова монастыря. Потом оказалось, что Костас и организовал эту поездку. Они были в нашем музее, и все, что касалось Иннокентия  Михайловича, подробнейшим образом изучали. Видели бы вы их одухотворенные лица, с каким-то даже внутренним сиянием, очень интересные люди.

И что мне еще понравилось, поехали ведь, так сказать, в свет, но одежда на них была самая простая и скромная — поношенные черные рясы, деревянный крест на веревке, никаких церковных украшений, все очень аскетично. Вообще, когда мы разговаривали с Костасом, он много рассказывал о жизни в монастыре. Монахи ведут очень простой, даже суровый образ жизни, при том что живут в таком красивейшем месте, где буйство красок  природного ландшафта, море просто слепят глаза. Спят три часа ночью и час днем. Остальное время идут службы, не считая послушания, хозяйственной работы. Жизнь очень тяжелая. При всех дарах природы питание, можно сказать, скудное: рыба только по праздникам, мясо вообще запрещено.

300.jpg

— А теперь, если речь зашла  об Иннокентии Михайловиче Сибирякове, нам нужно рассказать более подробно о нем, о его заслугах. Чем вызвано к нему такое уважение на Афоне и как он вообще там оказался?

— Все купцы Сибиряковы в нескольких поколениях были неординарными людьми. Взять Александра, брата Иннокентия Сибирякова, имя которого  носит наш музей. Я думаю, что было бы правильно, если бы музей назывался именем братьев Сибиряковых, а не только  именем Александра.

Долгие годы личность Иннокентия Михайловича пребывала в забвении. Он родился в 1860 году в Иркутске, и в 2015 году исполнилось 155 лет со дня его рождения. Иннокентий Михайлович был в свое время известным русским золотопромышленником, миллионером и щедрым благотворителем, ставшим на путь иноческого подвига и завершившего свой земной путь на Святой горе Афон.

В народе сохранилась память о нем как о щедром дарителе, причем делал он это инкогнито. На его деньги построено множество гимназий, больниц, театров, библиотек, музеев, причем не только в Иркутске, но и по всей Сибири, а также в Петербурге. Особенно он старался помогать землякам и часто поддерживал проекты, связанные с Сибирью. В расцвете лет он раздает все свое состояние на нужды благотворительных организаций и православной церкви, а свой дом в Петербурге и 200 тысяч наличными дарит любимому учителю университетской поры, известному ученому-физиологу  Петру Францевичу Лесгафту.

Иннокентий Сибиряков покидает мир, приняв монашеский постриг, и уезжает  на Афон. Лесгафт вскоре на вырученные за дом деньги построит в Петербурге здание Биологической лаборатории, которая впоследствии стала основой современной Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Огромные пожертвования получали от Иннокентия Сибирякова обители и церкви всей России, а уже в бытность Иннокентия Михайловича монахом на Афоне на его средства там строится огромный собор.

«Жизнь наша красна бывает лишь тогда, когда все нам улыбается вокруг, — говорил Иннокентий Сибиряков. — Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе». Именно этими словами он руководствовался всю жизнь и все поступки и деяния свои сверял по ним.

Причину  ухода Иннокентия Михайловича от мира не знает никто. Это было его продуманным и осознанным решением. Жаль только, что так мало было отпущено ему земной жизни, он умер всего в 41 год от скоротечной чахотки, прожив на Святой горе Афон четыре года. Но за это время сумел снискать такую благодать, уважение и любовь всей монашеской братии, такую светлую память, что его решено было канонизировать. Как и в миру он был добрым, милосердным, щедрым человеком, несмотря на свои богатства, которые не испортили его характера, так и в монашеской жизни его человеческие достоинства сумели оценить. Не каждый живущий на Афоне монах удостаивается чести быть причисленным к лику святых. За всю историю Пантелеймонова монастыря таких было всего трое.

Через свою судьбу и жизнь схимонах Иннокентий Сибиряков пронес неразрывную связь Иркутска с Афоном, а через много лет она отзовется в фотографиях Костаса Асимиса.

Приходите посмотреть эту уникальную выставку. Кстати, среди молящихся в соборе на Святой горе есть и фотография Владимира Путина перед иконостасом с выражением лица, не типичным для президента, каким мы привыкли видеть его с экрана телевизора,  а очень отстраненным, глубоко ушедшим в себя. Видимо, Костас сумел подметить и схватить в какой-то момент суть, его глубоко личные переживания, не предназначенные для постороннего глаза.  Вы увидите соборы и храмы Афона, его роскошную природу, изумрудно-зеленое море, снимки со старых дагерротипов, целую галерею будто озаренных внутренним светом лиц монахов: одухотворенных, тихих, благостных. Какие светящиеся и лучистые глаза у этих людей, в них столько неподдельной доброты, простоты, покоя и такого мудрого знания о жизни, что нам, живущим в суете и хаосе, неведомо.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Бержинского.

На фото: Афон на фотографиях в Музее
истории города Иркутска;

На открытии выставки. Слева направо:
начальник управления культуры администрации
Иркутска Виталий Барышников,
Костас Асимис, председатель комиссии
по культуре Общественной палаты
Иркутской области Сергей Снарский 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии