Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 43 (660). Неизбывная боль

31 октября, 2016

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

10.jpg

И снова 30 октября, снова День памяти жертв политических репрессий. Как бы далеко мы ни отдалялись от тех ужасных событий, совесть не позволяет нам их забывать и прощать. Не может быть оправдания человеконенавистничеству и геноциду, какими бы благими идеями это ни прикрывалось.

С каждым годом открывается все больше сведений о безвинно пострадавших гражданах нашей страны, которым не повезло жить в то время. И делает это вовсе не государственная машина — сами люди взялись за восстановление памяти, понимая, что сейчас от власти этого не дождешься. Архивы КГБ-ФСБ, открытые на короткое время в 90-х, снова закрылись для исследователей, и только небольшая группа «своих» для власти специалистов имеет к ней доступ. Что выдадут «на-гора» такие специалисты, можно только догадываться.

На помощь пришел Интернет. Существует довольно много различных сайтов, на которых потомки репрессированных имеют возможность рассказать о своих родных и близких, пострадавших в годы сталинского беззакония. Эти воспоминания невозможно читать без слез и содрогания, и тем, кто до сих пор считает, что «ничего такого не было», полезно хоть раз окунуться в эту тему. Хотя уже сто раз проверено: пока лично не коснешься этого, ничто не помогает. У многих как будто скафандры на голове — ничего не хотят видеть и слышать, живут своей изжеванной на сто рядов «сказкой о счастливом времени». Никакие списки — даже многотысячные — на них не действуют, и все по одной причине — в этих скорбных списках нет ни их близких родных, ни их самих.

Самое главное в рассказываемых на этих сайтах печальных историях — это их правда. Тем, кто их излагает, нет надобности что-либо приукрашивать или изменять, они просто рассказывают то, что знают, и надеются, что кто-то сможет дополнить рассказанное. Такое стало возможно только с появлением глобальной паутины, как еще иногда называют Интернет, и этот принцип — с миру по нитке — здесь работает совершенно потрясающе. Огромное количество сведений дают сами участники процесса, а не государственные учреждения, которые в большинстве своем владеют нужной информацией.

В теме шахматных репрессий происходит то же самое: нередко на ту или иную нашу публикацию откликаются родные репрессированных и дополняют наши сведения своими данными. При этом многие из них — так же, как и мы, — не могут получить доступ к архивам: либо не могут доказать родство с репрессированными, либо живут за пределами страны, либо уже просто физически не могут себе этого позволить по причине старости или болезни. Даже зная, где все это хранится, не могут ознакомиться с делом.

Мы уже не раз говорили и скажем еще раз: все ведущие шахматисты и шашисты нашего региона, являвшиеся родоначальниками шахматно-шашечного движения в Прибайкалье, были либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы и лагеря. Мало кому удалось выжить. Точно такая же картина (если не еще страшней) наблюдается и в других регионах Сибири: погибли все ведущие шахматисты и шахматные организаторы Омска, Томска, Новосибирска и многих других городов. Понятно, что все это было растянуто по времени: кто-то пострадал в первые годы советской власти, кто-то — в годы Большого террора или чуть позже, но почти всех их настигла страшная участь.

В цикле «Шахматный мартиролог Прибайкалья» мы рассказали о десятках таких людей. Иногда вся шахматная жизнь какого-то города держалась на одном активисте или энтузиасте. Есть он — и все проводится, исчезает — и все на годы останавливается. Такая картина отмечается повсеместно, несмотря на то, что шахматы — очень «многолюдный» вид спорта, там всегда есть кому прийти на замену. Но роль личности — фактор, который никем не отрицается, и можно представить себе, какой урон шахматному движению можно было нанести, насильственно убрав такого человека и вдобавок еще и опорочив. Видя такое, на его место может ведь никто и не прийти.

Напомним, что в годы репрессий погибли ведущие шахматисты и шахматные организаторы Иркутска Василий Ровинский, Александр Штенгер, Владимир Лазарсон, Григорий Иванов, Александр Стуков, Григорий Рассомахин, Борис Рогаткин, Надежда Трофимова, Анатолий Салманович, Яков Седашев, Ефим Кисляков, шашисты Анатолий Видеман, Фриц Гейберг и многие другие. Оказались в тюрьмах и лагерях Павел Боголюбов, Хрисогон Холодкевич, Константин Гайдук, Фортунат Суровцев, Николай Амвросов, Феодосий Шелковников, Нина Подгоричани, Николай Дулебов, Павел Друзин и десятки других шахматистов и шашистов Прибайкалья.

Пятый тур конкурса

Без проблем преодолели участники третью двухходовку нашего конкурса — 1. Фg8! Очередные два очка заработали Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Леонид Геннадьевич Москвитин (Бирюсинск), Александр Михайлович Трескин, Валерий Дмитриевич Макуха, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омская область, с. Дружино), Валерий Михайлович Ивакин, Сергей Григорьевич Хомичев (Курган), Владимир Алексеевич Данилов, Наталья Нуртыновна Кучатова (Омск), Константин Георгиевич Гузок, Владимир Сергеевич Романов, Валерий Ильич Волков, Игорь Борисович Тетерин, Юрий Викторович Степанов, Валерий Петрович Русанов, Игорь Ильич Гланц, Евгений Львович Королев, Алексей Семенович Болгов, Ирина Васильевна Чернышева, Владимир Михайлович Лукьянов, Максим Половников, Илья Владимирович Копылов, Анатолий Михайлович Степанцов, Дмитрий Захарович Крюков, Валерий Ветров, Владимир Макаркин, Евгений Петрович Новоземцев, Николай Ефимович Борисов, Андрей Первенцев, Игорь Борисович Кулаков, Николай Серафимович Попов, Дмитрий Аракшинов.  

И переходим к трехходовкам.

Пятое задание

УШ-43.jpg

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail:
chessns2016@yandex.ru.

На фото: Участники чемпионата Иркутска
1928 года (слева направо): Григорий Рассомахин —
расстрелян, Григорий Иванов — расстрелян,
Фортунат Суровцев — отправлен в лагеря

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии