Вечный Андерсен, вечный Григ: хореографическая версия
21 мая состоялся ежегодный традиционный отчетный концерт детской балетной студии при музыкальном театре имени Н.М. Загурского. И, надо сказать, он стал хорошим поводом для надежд на дальнейшее развитие в Иркутске этого вида сценического искусства, включая его «взрослый» вариант.
Зрители увидели в исполнении юных балерин и танцоров полноценное великолепное действо, состоящее в первом акте из концертных номеров. А во втором действии юные артисты показали спектакль «Стойкий оловянный солдатик» на музыку Грига по сказке Андерсена, поставленный лауреатом всероссийских и международных конкурсов хореографов Людмилой Цветковой.
Вся программа отчетного концерта получилась яркой, дети и педагоги вложили в нее много сил, эмоций и души. В Иркутске этот коллектив хорошо известен. Детская балетная студия при театре Н.М. Загурского существует уже много лет, и прошедший отчетный концерт, этот замечательный праздник творчества стал основой для разговора о коллективе с директором балетной студии Мариной Демьяненко, человеком увлеченным, неутомимым, отдающей работе с детьми все время, вкладывая в них накопленный опыт и знания. Все студийцы – как ее собственные дети, за каждого она переживает и волнуется. А ведь их занимается в студии около восьмидесяти...
– В 2018 году мы отметим свое 20-летие, – говорит Марина. – Наша студия делится на три группы: младшая, средняя и старшая. Помимо балета, уроков танца, дети занимаются музыкой, ритмикой, мастерством актера. Я очень благодарна родителям за их терпение, понимание, потому что занятие балетом – дело непростое. Они должны сначала привезти детей, потом допоздна ждать их с репетиции, кто-то из детей, конечно, приезжает сам, но некоторые живут от театра далеко, и если репетиции затягиваются допоздна, родители терпеливо ждут и почти ночью развозят детей. Нагрузка падает на субботу, воскресенье, когда у родителей тоже много своих дел по дому, но они всё оставляют и привозят детей на занятия.
Балет «Стойкий оловянный солдатик» украсил афишу Иркутского музыкального театра. Он производит глубокое, сильное и пронзительное впечатление, где хорошо простроена завязка действия, постепенное нарастание драматизма, кульминационный момент и последующая за ним трагическая развязка, которую наше сердце не хочет принимать, ведь Солдатик и Танцовщица погибают. Но погибают герои во имя любви, утверждая своим поступком, что большое и настоящее чувство непобедимо и не подвластно силам зла.
Иногда на неделе у нас срочно меняется расписание, если кто-то из детей заболел, то нужно перестроить график работы, а родителям тоже вписаться в него. Но они стараются всегда идти навстречу. Мы с ними очень дружим.
– А как происходит набор в студию? Как вообще дети приходят в балет?
– По-разному. Вот недавно одна мама после отчетного концерта написала в нашу книгу пожеланий, что «всегда была далека от балета, пока ребенок не посмотрел «Баядерку», после этого она просто «заболела» балетом и пришлось привести ее в студию. Зато теперь рада, что у дочери есть любимое дело, хотя теперь мы обе понимаем, какой это тяжкий труд».
Приходят сначала из любопытства, из интереса. Кого-то приводят родители и говорят, что вот, мол, у них не получилось в детстве заниматься, пусть ребенок учится. После нескольких занятий многие начинают понимать, сколько стараний нужно приложить, что это каторжный труд, если отдаваться занятиям по-настоящему. Труд и еще раз труд. А трудиться сложно. Лучше побегать, за компьютером посидеть. Детям в их возрасте нелегко понять, что нужно проделывать огромную работу над собой через лень, через неохоту и еще через сотни причин. Ведь в балете тело должно быть приведено в идеальный порядок, а это каждодневные упражнения у станка, но зато, когда ты все преодолеешь и поймешь, что ты без балета не можешь жить, тогда можно добиться больших успехов.
Кто-то, бывает, нагрузок не выдерживает, уходит, а кто-то, наоборот, приходит просто посмотреть, начинает работать вразвалочку, а потом так втягивается, что уже не мыслит себя без студии.
– Наверное, многие дальше идут в эту профессию, получив у вас «прививку».
– Да, многие продолжают учебу дальше, идут в училища на отделение хореографии, в улан-удэнское например, в наше иркутское, кто-то замахивается на столичные вузы. У нас работают трое преподавателей – бывшие наши выпускницы.
– Какие спектакли были ранее поставлены в студии, в каких взрослых спектаклях театра дети заняты сегодня?
– В свое время успешно шли балеты «Чиполлино», «Золушка», «Щелкунчик», «Дюймовочка». Сегодня дети заняты в спектаклях театра «Свадьба Кречинского», «Гранатовый браслет», «Мэри Поппинс, до свидания!», «12 стульев», в детских сказках «12 месяцев», «У Емели Новый год», «Волшебная лампа Аладдина», «Тетушка Простуда и Новый год», и вот уже упомянутый «Солдатик», который дети очень полюбили.
Для ребят выходить на сцену – это счастье и ответственность одновременно, ведь это возможность почувствовать себя настоящими артистами, работать в одном спектакле рядом с профессионалами. Такие выступления помогают быть раскрепощенными, артистичными, помогают обрести культуру и эстетику движения.
– За время существования студии у вас было много побед и наград, вам есть чем гордиться… Расскажите хотя бы о последних поездках на конкурсы.
– Да, ездили и выступали мы много – и по России, и за рубежом, и по нашей области, и у нас в Иркутске, неоднократно награждались благодарностями и грамотами, становились лауреатами различных международных конкурсов.
Последней по времени поездкой было выступление в январе в Санкт-Петербурге на Международном конкурсе-фестивале классической хореографии «Ballet Beautiful Art», где мы стали лауреатами второй степени в номинации «классический танец (ансамбли)». Если говорить о прошлых зарубежных поездках, то в 2010-м были дипломантами Международного конкурса «YOUTH AMERICA GRAND PRIX – 2010» в Нью-Йорке, в июне 2016-го по культурному обмену ездили выступать в японский город Тоттори, причем это уже была третья поездка в Японию, до того были там в 2011 и 2014 годах. А еще раньше выступали в Болгарии, потом в 2009-м в Германии на Международном конкурсе «Tanzolymp», была поездка во Францию. На Международном фестивале-конкурсе музыки и танца «Таланты без границ» в испанском городе Салоу взяли Гран-при.
Хочу особо упомянуть, что мы не забываем и о зрителях нашей глубинки. Я имею в виду выступления на севере нашей области, в таких поселках и городах, как Бодайбо, Мама, Киренск, Усть-Кут, Магистральный, Алексеевка, Жигалово. Эти поездки как спонсор финансово нам помогает осуществлять депутат Законодательного собрания Иркутской области Николай Степанович Труфанов. Большое ему спасибо. Вот и этим летом, в июне, тоже поедем на север Прибайкалья, чтобы показать наши спектакли. Там нас очень ждут.
Нам помогает и всячески содействует процветанию студии директор музыкального театра Татьяна Никифоровна Мезенцева. Если бы не она, у нас бы не было репетиционного танцевального класса, и я ей очень благодарна. Хорошо нам работается и с Людмилой Львовной Цветковой, она очень профессиональный человек, знает, чего можно добиться от каждого ребенка, понимает детей.
На этом время нашего интервью подошло к концу – Марине Александровне нужно было начинать урок. А мне вспомнился балет «Стойкий оловянный солдатик», ощущениями от которого хочу поделиться.
Смотрится это представление необыкновенно красиво. Режиссер-постановщик Людмила Цветкова, педагоги-репетиторы Нина Муратова, Евгения Бутакова, Ефросинья Травина, Елена Ветрова, директор студии Марина Демьяненко и сами юные танцоры этим спектаклем, можно сказать, пропели настоящий гимн любви. Главные герои – Солдатик (Соня Семенова) и Танцовщица (Саша Юдина) вкладывают в свой дуэт всю грацию и нежность, поэтизируя чувства героев. Их танец гармоничен и одухотворен красотой музыки Грига, и в эту эстетику органично вливаются другие персонажи: чудесная Птичка (Диана Саватеева), Повариха (Арина Гранина), Мальчик (Миша Нурминский), очаровательные Медвежата (Витя Белоусов, Артем Ярощук, Арина Перевозникова), дуэт милых Зайчат (Диана Задорожных и Полина Труфанова), Куклы-непоседы (Настя Калашникова, Диана Шипицына, Лера Харитонова), Рыбки, Цветы, Вода, Огонь, Поварята, Звезды, другие игрушки, стоящие на каминной полке.
И только злобный Тролль (Аня Захарова) наделен иными красками. Исполнительница очень старается, ведя роль энергично, экспрессивно, ярко, выкладываясь по полной программе. Сразу хочу оговориться, что смотрела только один состав исполнителей и назвала пока только их фамилии, но есть и другой состав, который мне тоже рекомендовали посмотреть.
Спецэффекты, красивые костюмы, хорошо поставленный свет, видеоряд не довлеют над содержанием и исполнением, а помогают зрителям воспринимать сюжет сказки, органично дополняя те или иные картины, перенося нас то в комнату, то на улицу, то в пучину моря. То на кухню, где кухарка достала Солдатика из нутра огромной рыбы, когда он выпал из окна и попал в большой ручей, вынесший его в море, где был проглочен рыбой. Из всех этих картинок и эпизодов постепенно на сцене складывается объемная и красивая история любви и ненависти, добра и зла, рассказанная языком танца, вызывающая большой зрительский интерес и отклик зала. Я видела, как многие взрослые зрители в финале смахивали слезы.
Балет «Стойкий оловянный солдатик», на мой взгляд, украсил афишу театра. Он производит глубокое, сильное и пронзительное впечатление, где хорошо простроена завязка действия, постепенное нарастание драматизма, кульминационный момент и последующая за ним трагическая развязка, которую наше сердце не хочет принимать, ведь Солдатик и Танцовщица погибают. Но погибают герои во имя любви, утверждая своим поступком, что большое и настоящее чувство непобедимо и не подвластно силам зла. По части технического исполнения все здесь верно, хотя можно найти какие-то небольшие мелкие ошибки. Ведь перед нами еще дети, которые всеми силами стараются овладеть нелегким жанром искусства – балетом.
Но самое главное в этом спектакле то, какое большое эмоциональное воздействие он оказывает на зрителя, на их сердца. Мы сегодня много говорим о том, насколько современный мир стал жесток, циничен, равнодушен, что люди становятся подобны роботам, которые утрачивают милосердие, сочувствие, жалость. Наши дети, живя и формируясь в такой среде, тоже начинают считать это нормой. А такие спектакли невольно возвращают людей к своим истокам, тревожат душу, «очеловечивают», не дают забыть, с какой стороны у них находится сердце.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Марины Свининой, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Сцены из спектакля «Стойкий оловянный солдатик»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.