Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вечный Андерсен, вечный Григ: хореографическая версия

13 июня, 2017

1.jpg

21 мая состоялся ежегодный традиционный отчетный концерт детской балетной студии при музыкальном театре имени Н.М. Загурского. И, надо сказать, он стал хорошим поводом для надежд на дальнейшее развитие в Иркутске этого вида сценического искусства, включая его «взрослый» вариант.  

Зрители увидели в исполнении юных балерин и танцоров полноценное великолепное действо, состоящее в первом акте из концертных номеров. А во втором действии юные артисты показали спектакль «Стойкий оловянный солдатик» на музыку Грига по сказке Андерсена, поставленный лауреатом всероссийских и международных конкурсов хореографов Людмилой Цветковой.

Вся программа отчетного концерта получилась яркой, дети и педагоги вложили в нее много сил, эмоций и души. В Иркутске этот коллектив хорошо известен. Детская балетная студия при театре Н.М. Загурского существует уже много лет, и прошедший отчетный концерт, этот замечательный праздник творчества стал основой для разговора о коллективе с директором балетной студии Мариной Демьяненко, человеком увлеченным, неутомимым, отдающей работе с детьми все время, вкладывая в них накопленный опыт и знания. Все студийцы – как ее собственные дети, за каждого она переживает и волнуется. А ведь их занимается в студии около восьмидесяти...

2.jpg

– В 2018 году мы отметим свое 20-летие, – говорит Марина. – Наша студия делится на три группы: младшая, средняя и старшая. Помимо балета, уроков танца, дети занимаются музыкой, ритмикой, мастерством актера. Я очень благодарна родителям за их терпение, понимание, потому что занятие балетом – дело непростое. Они должны сначала привезти детей, потом допоздна ждать их с репетиции, кто-то из детей, конечно, приезжает сам, но некоторые живут от театра далеко, и если репетиции затягиваются допоздна, родители терпеливо ждут и почти ночью развозят детей. Нагрузка падает на субботу, воскресенье, когда у родителей тоже много своих дел по дому, но они всё оставляют и привозят детей на занятия.


Балет «Стойкий оловянный солдатик» украсил афишу Иркутского музыкального театра. Он производит глубокое, сильное и пронзительное впечатление, где хорошо простроена завязка действия, постепенное нарастание драматизма, кульминационный момент и последующая за ним трагическая развязка, которую наше сердце не хочет принимать, ведь Солдатик и Танцовщица погибают. Но погибают герои во имя любви, утверждая своим поступком, что большое и настоящее чувство непобедимо и не подвластно силам зла.


Иногда на неделе у нас срочно меняется расписание, если кто-то из детей заболел, то нужно перестроить график работы, а родителям тоже вписаться в него. Но они стараются всегда идти навстречу. Мы с ними очень дружим.

– А как происходит набор в студию? Как вообще дети приходят в балет?

 – По-разному. Вот недавно одна мама после отчетного концерта написала в нашу книгу пожеланий, что «всегда была далека от балета, пока ребенок не посмотрел «Баядерку», после этого она просто «заболела» балетом и пришлось привести ее в студию. Зато теперь рада, что у дочери есть любимое дело, хотя теперь мы обе понимаем, какой это тяжкий труд».

3.jpg

Приходят сначала из любопытства, из интереса. Кого-то приводят родители и говорят, что вот, мол, у них не получилось в детстве заниматься, пусть ребенок учится. После нескольких занятий многие начинают понимать, сколько стараний нужно приложить, что это каторжный труд, если отдаваться занятиям по-настоящему. Труд и еще раз труд. А трудиться сложно. Лучше побегать, за компьютером посидеть. Детям в их возрасте нелегко понять, что нужно проделывать огромную работу над собой через лень, через неохоту и еще через сотни причин. Ведь в балете тело должно быть приведено в идеальный порядок, а это каждодневные упражнения у станка, но зато, когда ты все преодолеешь и поймешь, что ты без балета не можешь жить, тогда можно добиться больших успехов.

Кто-то, бывает, нагрузок не выдерживает, уходит, а кто-то, наоборот, приходит просто посмотреть, начинает работать вразвалочку, а потом так втягивается, что уже не мыслит себя без студии.

– Наверное, многие дальше идут в эту профессию, получив у вас «прививку».

 – Да, многие продолжают учебу дальше, идут в училища на отделение хореографии, в улан-удэнское  например, в наше иркутское, кто-то замахивается на столичные вузы. У нас работают трое преподавателей – бывшие наши выпускницы.

4.jpg

– Какие спектакли были ранее поставлены в студии, в каких взрослых спектаклях театра дети заняты сегодня?

 – В свое время успешно шли балеты «Чиполлино», «Золушка», «Щелкунчик», «Дюймовочка». Сегодня дети заняты в спектаклях театра «Свадьба Кречинского», «Гранатовый браслет», «Мэри Поппинс, до свидания!», «12 стульев», в детских сказках «12 месяцев», «У Емели Новый год», «Волшебная лампа Аладдина», «Тетушка Простуда и Новый год», и вот уже упомянутый «Солдатик», который дети очень полюбили.

Для ребят выходить на сцену – это счастье и ответственность одновременно, ведь это возможность почувствовать себя настоящими артистами, работать в одном спектакле рядом с профессионалами. Такие выступления помогают быть раскрепощенными, артистичными, помогают обрести культуру и эстетику движения.

– За время существования студии у вас было много побед и наград, вам есть чем гордиться… Расскажите хотя бы о последних поездках на конкурсы.

 – Да, ездили и выступали мы много – и по России, и за рубежом, и по нашей области, и у нас в Иркутске, неоднократно награждались благодарностями и грамотами, становились лауреатами различных международных конкурсов.

Последней по времени поездкой было выступление в январе в Санкт-Петербурге на Международном конкурсе-фестивале классической хореографии «Ballet Beautiful Art», где мы стали лауреатами второй степени в номинации «классический танец (ансамбли)». Если говорить о прошлых зарубежных поездках, то в 2010-м были дипломантами Международного конкурса «YOUTH AMERICA GRAND PRIX – 2010» в Нью-Йорке, в июне 2016-го по культурному обмену ездили выступать в японский город Тоттори, причем это уже была третья поездка в Японию, до того были там в 2011 и 2014 годах. А еще раньше выступали в Болгарии, потом в 2009-м в Германии на Международном конкурсе «Tanzolymp», была поездка во Францию. На Международном фестивале-конкурсе музыки и танца «Таланты без границ» в испанском городе Салоу взяли Гран-при.

6.jpg

Хочу особо упомянуть, что мы не забываем и о зрителях нашей глубинки. Я имею в виду выступления на севере нашей области, в таких поселках и городах, как Бодайбо, Мама, Киренск, Усть-Кут, Магистральный, Алексеевка, Жигалово. Эти поездки как спонсор  финансово нам помогает осуществлять депутат Законодательного собрания Иркутской области Николай Степанович Труфанов. Большое ему спасибо. Вот и этим летом, в июне, тоже поедем на север Прибайкалья, чтобы показать наши спектакли. Там нас очень ждут.

Нам помогает и всячески содействует процветанию студии директор музыкального театра Татьяна Никифоровна Мезенцева. Если бы не она, у нас бы не было репетиционного танцевального класса, и я ей очень благодарна. Хорошо нам работается и с Людмилой Львовной Цветковой, она очень профессиональный человек, знает, чего можно добиться от каждого ребенка, понимает детей.

7.jpg

На этом время нашего интервью подошло к концу – Марине Александровне нужно было начинать урок. А мне вспомнился балет «Стойкий оловянный солдатик», ощущениями от которого хочу поделиться.  

Смотрится это представление необыкновенно красиво. Режиссер-постановщик Людмила Цветкова, педагоги-репетиторы Нина Муратова, Евгения Бутакова, Ефросинья Травина, Елена Ветрова, директор студии Марина Демьяненко и сами юные танцоры этим спектаклем, можно сказать, пропели настоящий гимн любви. Главные герои – Солдатик (Соня Семенова) и Танцовщица (Саша Юдина) вкладывают в свой дуэт всю грацию и нежность, поэтизируя чувства героев. Их танец гармоничен и одухотворен красотой музыки Грига, и в эту эстетику органично вливаются другие персонажи: чудесная Птичка (Диана Саватеева), Повариха (Арина Гранина), Мальчик (Миша Нурминский), очаровательные Медвежата (Витя Белоусов, Артем Ярощук, Арина Перевозникова), дуэт милых Зайчат (Диана Задорожных и Полина Труфанова), Куклы-непоседы (Настя Калашникова, Диана Шипицына, Лера Харитонова), Рыбки, Цветы, Вода, Огонь, Поварята, Звезды, другие игрушки, стоящие на каминной полке.

И только злобный Тролль (Аня Захарова) наделен иными красками. Исполнительница очень старается, ведя роль энергично, экспрессивно, ярко, выкладываясь по полной программе. Сразу хочу оговориться, что смотрела только один состав исполнителей и назвала пока только их фамилии, но есть и другой состав, который мне тоже рекомендовали посмотреть.

Спецэффекты, красивые костюмы, хорошо поставленный свет, видеоряд не довлеют над содержанием и исполнением, а помогают зрителям воспринимать сюжет сказки, органично дополняя те или иные картины, перенося нас то в комнату, то на улицу, то в пучину моря. То на кухню, где кухарка достала Солдатика из нутра огромной рыбы, когда он выпал из окна и попал в большой ручей, вынесший его в море, где был проглочен рыбой. Из всех этих картинок и эпизодов постепенно на сцене складывается объемная и красивая история любви и ненависти, добра и зла, рассказанная языком танца, вызывающая большой зрительский интерес и отклик зала. Я видела, как многие взрослые зрители в финале смахивали слезы.

Балет «Стойкий оловянный солдатик», на мой взгляд, украсил афишу театра. Он производит глубокое, сильное и пронзительное впечатление, где хорошо простроена завязка действия, постепенное нарастание драматизма, кульминационный момент и последующая за ним трагическая развязка, которую наше сердце не хочет принимать, ведь Солдатик и Танцовщица погибают. Но погибают герои во имя любви, утверждая своим поступком, что большое и настоящее чувство непобедимо и не подвластно силам зла. По части технического исполнения все здесь верно, хотя можно найти какие-то небольшие мелкие ошибки. Ведь перед нами еще дети, которые всеми силами стараются овладеть нелегким жанром искусства – балетом.

Но самое главное в этом спектакле то, какое большое эмоциональное воздействие он оказывает на зрителя, на их сердца. Мы сегодня много говорим о том, насколько современный мир стал жесток, циничен, равнодушен, что люди становятся подобны роботам, которые утрачивают милосердие, сочувствие, жалость. Наши дети, живя и формируясь в такой среде, тоже начинают считать это нормой. А такие спектакли невольно возвращают людей к своим истокам, тревожат душу, «очеловечивают», не дают забыть, с какой стороны у них находится сердце.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Сцены из спектакля «Стойкий оловянный солдатик»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии