Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И дольше века длится «Бег»…

10 января, 2017

«Бессмертье — тихий, светлый брег;
Наш путь — к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!..»
В.А. Жуковский

Загадочное и пророческое «слово» Михаила Булгакова долгие годы было запрещено цензурой, и вот теперь мы вновь погружаемся в сны, наполненные тревожной музыкой истории.

Последние дни Гражданской войны. Гибель Белого движения. Герои «Бега» войну проиграли и оказались выброшенными на чужбину, где их никто не ждет и где для них нет будущего.

Попав в «чертово колесо» истории, которое безжалостно ломает судьбы, человек предстает перед нами в своей первозданной сущности. Какие потери и встречи, какие испытания для любви, какие страдания и муки совести ждут их на этом пути? И чем закончат они свой бег?

Кажется, что «Бег» — это состояние мира, которое временами напоминает болезненные, кошмарные сны. И очень хочется проснуться...


Под занавес ушедшего года на Основной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова состоялась премьера спектакля «Бег» по одноименному произведению Михаила Булгакова. Режиссер спектакля Татьяна Воронина и артисты драмтеатра рассказали о последнем этапе Гражданской войны, когда Красная армия с боями заняла Крым — последний оплот белых на родной земле, о том, как люди оказались выброшенными на чужбину из родного и теплого «дома». Судьбы Серафимы Корзухиной, Чарноты, Голубкова, Хлудова и многих других оказались сплетены в единый клубок под названием «история».

У пьесы Михаила Булгакова «Бег», жанр которой автор определил как «восемь снов», непростая судьба. Работать над произведением писатель начал в 1926 году, взяв за основу воспоминания об эмиграции второй жены Любови Белозерской и белого генерала Якова Слащева. В апреле следующего года Михаил Афанасьевич заключил договор с МХАТом на написание пьесы «Рыцарь Серафимы», по условиям которого Булгаков должен был закончить произведение не позднее 20 августа 1927 года. Рукопись «Рыцаря Серафимы», к сожалению, не сохранилась.

1.jpg

1 января 1928 года автор вновь заключил договор с МХАТом на написание пьесы с новым названием «Бег» и через два с половиной месяца передал театру готовую рукопись. Но, не пройдя цензуру, пьеса «ушла в стол» и при жизни автора ни разу на сцене не игралась. Лишь 29 марта 1957 года состоялась премьера первой постановки пьесы в сталинградском театре.

Булгаков рассказывает о том, как люди попали в колесо истории, как в этом безумном круговороте судьбы многих из них были сломаны. Михаил Афанасьевич писал, что каждый раз, оглядываясь назад, мы можем обнаружить себя в одной и той же точке, потому что движение колеса бесконечно. Нас ничему не научили события, которые происходили ранее: войны как шли, так и продолжаются, становясь только страшнее.

2.jpg

Сегодня «Бег» играют на многих сценах страны – и в Омском академическом театре драмы, и в Государственном молодежном театре Алтая, и в столичном Театре имени Е.Б. Вахтангова. Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова и режиссер Татьяна Воронина представили зрителям свою интерпретацию «Бега».

— Мне кажется, что тема, которая затрагивается в «Беге», зрителю будет близка, — говорит заслуженный артист России Владимир Орехов, исполнитель роли Высокопреосвященного Африкана. — Потому что бег в нас происходит постоянно. Бег от чего-то, бег куда-то, бег для чего-то. И не важно, есть война или ее нет. Человек же может бежать не только во время войны, но и в мирной ситуации, от самого себя.

— С таким материалом, с такой формой я столкнулась впервые, — рассказывает актриса Марина Елина, исполнительница роли Люськи, походной жены генерала Чарноты. — Это не бытовой театр, к которому мы все привыкли, это нечто новое. Это сны.

3.jpg

— Жанр снов — очень сложный, — делится впечатлениями исполнитель роли Голубкова актер Сергей Дубянский. — Нам необходимо быть честными, правдивыми, настоящими, доносить до зрителя мысль, которую заложил автор и режиссер, и не забывать, что все это сон. Это очень сложно, но мы надеемся, что у нас все получилось.

Артисты в спектакле не заигрывали со зрителями — они обо всем рассказывали честно. Для кого-то постановка окажется тяжелой. Но в одном режиссер спектакля Татьяна Воронина уверена точно — эта история зацепит многих и выведет на дальнейшие рассуждения о жизни, истории и судьбе.

— Атмосфера спектакля ощущается с первых минут, — рассказывает зритель Дмитрий. — Она захватывает, держит, гнетет и давит, даже дышать, кажется, тяжелее. «Бег» больше воспринимается чувствами, нежели «улавливанием логической последовательности событий и анализом». Но мысли после просмотра спектакль, конечно, порождает. Тронула финальная сцена. И действительно, будто сон.

4.jpg

— Самая психоаналитическая премьера сезона, — делится впечатлениями зрительница Дарья. — Когда реальность настолько страшная, остается лишь одно спасение — представить, что все вокруг — сон. За сценографию отдельное спасибо. Тот случай, когда «большое видится на расстоянии». Спасибо! С премьерой!

Анна Рыбакова, специально
для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Сцены из спектакля

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии