Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Анатомия повышения

21 января, 2011

 

С 1 января плата за коммунальные услуги снова выросла. Совокупный рост платы для населения города Иркутска не превысит 13 процентов, что, в свою очередь, не превышает утвержденный приказом службы по тарифам Иркутской области от 22 октября 2010 года предельно максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год. О динамике, анализе и структуре формирования тарифов рассказал на пресс-конференции вице-мэр Иркутска, исполняющий обязанности председателя комитета по ЖКХ администрации города Дмитрий Разумов. Он подчеркнул, что поднимать тарифы — это всегда социально-ответственное решение. Власти города оказались перед дилеммой: с одной стороны, надо дать возможность развиваться сетевым компаниям, с другой — сделать так, чтобы для населения очередное повышение квартплаты не обернулось существенным грузом. Принято решение оставить для населения минимально возможные цены. При этом власти сдерживают тарифы, а для развития инвестиционных программ сетевых организаций будут привлечены внебюджетные средства — из фондов и федеральных программ.

Динамика тарифов

— Можно было не задумываясь поднять тариф, увеличить инвестиционные программы и энергетическую безопасность. Сейчас мы понимаем, что усложняем себе работу по поиску денег, но зато минимизируем тарифы для населения, — отметил вице-мэр Иркутска.

Понятия «жилищные услуги» и «коммунальные услуги» разнятся. Плата за жилищные услуги включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также за содержание и текущий ремонт. Плата за коммунальные услуги — это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газ и отопление.  Расценки, которые установлены на 2011 год для города Иркутска, представлены в таблице, где приведен предельно максимальный тариф.

Мэрия провела анализ динамики  изменения тарифов по годам. С 2007 года шло искусственное сдерживание тарифа. Во время мирового финансово-экономического кризиса власти боялись поднимать платежи, поэтому прирост по теплу, горячему водоснабжению, холодной воде и электроэнергии составил всего 9 процентов.

— Основные причины роста на 2011 год — это новое законодательство, касающееся страховых взносов за отчисления по заработной плате. Их размер составил 34 процента прироста.  И эти 34 процента идут не дополнительно ко всему тарифу, а в числе 12 процентов роста. Среди причин повышения тарифа — высокая степень износа коммунальной инфраструктуры, требующая средств на капитальный ремонт. Сыграли свою роль и повышение цен на энергоносители, и рост налогов. Кстати,  холодная вода в Иркутске дешевле, чем в Ангарске и Братске, а по водоотведению позиция Иркутска усредненная.

Чтобы понимать рост платы, который произошел в  2011 году, приводим пример: за квартиру площадью в 54 кв. метра, где проживают три человека, повышение составит на 300 рублей. Самый большой прирост дают горячая вода (ГВС) и отопление. ГВС подорожало на 29,87 процента, а отопление на 39 процентов. Также выросла плата за холодную воду, водоотведение и электроэнергию.

В Иркутской области начал действовать Федеральный закон № 261 «Об энергоресурсосбережении». Вопрос этот касается каждого человека. За последнее время в Иркутске немало сделано по энергосбережению: устанавливаются приборы учета, совершенствуются технологии в строительстве и т. д., но даже эти 12 процентов надо максимально эффективно использовать для того, чтобы ресурсные организации старались улучшить качество предоставляемых услуг. Каждому жителю города Дмитрий Разумов предложил задуматься об экономии и бережливом использовании ресурсов.

— Важно, чтобы люди осознали, что это наш единый город и общее хозяйство.

Отвечая на вопрос, изменились ли тарифы для предприятий, Дмитрий Разумов ответил утвердительно. По его словам,  сейчас идет реорганизация рынка электроэнергии. Для предприятий есть свободные цены, поэтому спрогнозировать, у кого какая будет покупная цена, пока сложно. У каждого свой поставщик электроэнергии, а у каждого поставщика своя цена. Как подчеркнул Дмитрий Разумов, бизнес-план для Горэлектротранса предстоит корректировать с учетом фактически приобретаемой электроэнергии. С точки зрения сетевых компаний динамика роста цен у каждого своя.

 

 

Узаконить ответственность сторон

Дмитрий Разумов считает, что продажа пакета акций муниципалитета в уставных капиталах жилищных управляющих компаний не приведет к ухудшению качества услуг со стороны УК. Он пообещал, что мэрия усилит взаимодействие с управляющими компаниями независимо от того, будет там доля муниципалитета или нет.

— Качество предоставляемых управляющими компаниями услуг зависит, в первую очередь, от взаимоотношения администрации с этими компаниями, и однозначно мы будем сотрудничество и взаимоотношения с ними укреплять и следить за качеством предоставляемых услуг.

При пакете акций в 25 процентов, которыми располагал муниципалитет в управляющих компаниях, он не влиял на финансы или кадровую политику. Тем не менее вице-мэр отметил недостаточно активное участие мэрии в управлении компаниями. Однако, чтобы управлять в городе, не нужно везде иметь контрольный пакет. У муниципалитета, к примеру, нет пакета акций в Иркутскэнерго, но это не означает, что компания  предоставляет свои услуги некачественно. Есть система вполне выстраиваемых взаимоотношений.

Дмитрий Разумов пояснил: «Нужно прописать и договориться об ответственности, кто за что отвечает. Можно улучшить работу управляющих компаний, если четко проговорить ответственность сторон. Качество услуг не зависит от продажи пакета акций. Оно зависит от взаимодействия между всеми участниками процесса». К примеру, в городе существует несколько диспетчерских служб, но деятельность их разрознена и никем не координируется. Так вот, чтобы скоординировать их действия, в тех же протоколах будет прописано, кто, кому и какую информацию передает, как происходит реагирование по реализации конкретного проекта. Будет выстроена целая система взаимоотношений по обмену информацией. Механизмов для использования в такой системе очень много. Другое дело, как эти механизмы будут работать и выполняться.

 

Как не платить за «мертвую воду»

Как сообщил Дмитрий Разумов, в ближайшие два года все многоквартирные дома города Иркутска будут оснащены приборами учета по 185-му ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Реже установкой приборов занимаются сами управляющие компании. Существующие механизмы установки приборов учета по закону № 185 и возможности установки приборов сетевыми компаниями не позволяют сейчас определить прозрачность на рынке: кто сколько потребил, может, где-то происходит утечка ресурсов:

— Неучтенную воду и ресурсы пытаются переложить на жильцов, поэтому процесс установки приборов учета затянулся. Сегодня мы рассматриваем ситуацию с точки зрения биллинговых возможностей. Чтобы счетчики стояли, и сразу после прокачки воды в режиме on-line по факту сверять, сколько воды и тепла подано, так как всегда существует «мертвый» остаток, который нигде не учтен. Поэтому все равно размер платы получается усредненным,  и жители жалуются и отказываются устанавливать приборы учета. МУП Водоканал, например, дает четкую информацию, сколько воды он отпускает для города, но почти никогда с полной уверенностью нельзя сказать, сколько воды потребили, а сколько утекло.

Елена Чабдарова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии