Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Все гордятся Тофаларией…

29 Февраля, 2016


10.jpg

А мы здесь не живем, а выживаем

Написать в газету нас заставило отношение нашей власти к населению. На протяжении многих лет нас попросту не хотят слышать. И мы очень надеемся, что наше письмо прочитает мэр Нижнеудинского района С.М. Худоногов.

Сергей Михайлович! Сколько раз мы обращались к вам за помощью, приходили, звонили, писали. И все безрезультатно. Вы не то что помочь нам не захотели, вы нас даже слышать не хотите.  А в это время наши проблемы из года в год растут как снежный ком.

Заезжему временщику плевать, как живут люди на его территории. Глава нашего Верхнегутарского МО Александр Петрович Михайленко в своей должности не новичок. Был главой два срока, потом пять лет на его посту работал другой человек. И вот два года назад снова выбрался Михайленко. Честно говоря, у нас многие в недоумении, как ему удалось пройти. За предыдущие годы своей работы он заслужил себе репутацию заезжего временщика, которому, по большому счету, плевать, как живут люди на его территории. Сам он живет в Нижнеудинске, так что его наши проблемы не волнуют.

Только один небольшой пример. В начале ноября из-за неполадок с антенной у нас прекратилась трансляция телеканала «Россия» (у нас показывают два канала — «Россия» и «Первый»). Мы предложили главе вызвать мастера из Нижнеудинска, как всегда в таких случаях делали. Но Михайленко никак не отреагировал, и до сих пор мы смотрим только один канал.

Михайленко даже на руку отдаленность Верхней Гутары от Нижнеудинска: никто не видит, как мы здесь живем. Отчитался на бумаге — и все! У нас не действуют российские законы, будто мы живем в другом государстве. Вот, к примеру, Закон о курении был принят несколько лет назад, но наш глава его сам нарушает: средь бела дня курит на крыльце администрации. Это мелочь. Но как при таком его отношении мы можем требовать соблюдения порядка от других?

Не секрет, что у нас большая проблема с работой: ее нет. Да еще и наш глава не дает коренным тофам возможности заработать. Привлекает к дополнительному заработку своих «приближенных», тех, кто и так обеспечен работой. Ремонтировали дорогу мастера из города, детскую площадку тоже строили приезжие. Когда спрашиваем у него: «У нас что, местных мужиков нет?», он ссылается на то, что мы, тофы, делать нормально ничего не умеем, мол, за нами только переделывать.

Недавно наш местный парень Артем Кудрявцев окончил техникум и, отслужив в армии, вернулся в Верхнюю Гутару. Хотел устроиться в поселке на электростанцию. У него соответствующее образование, но для него не нашлось места. Несколько ставок на электростанции совмещает один человек. Неужели нельзя было «разгрузить» его и принять на работу молодого специалиста? Мэр Худоногов всегда говорит: «Это здорово, что тофаларские дети учатся». Почему ж тогда вы, Сергей Михайлович, не следите, чтобы наших детей, которые, получив образование, возвращаются домой, трудоустраивали? Нет работы — отсюда пьянство. На 400 человек, живущих в поселке, — 12 самогонных точек! Люди спиваются. Рушатся крепкие семьи, страдают дети. И ни главе, ни мэру нет до этого никакого дела.

Душа болит за нашу молодежь. Ей же совершенно нечем заняться. Наш клуб и библиотека практически не работают. Для ДК был приобретен спортинвентарь, но он не задействован. Валяется без толку. Обещали построить спортзал, но... Все делается для галочки, а не для людей. На строительство в поселке детской площадки были выделены деньги: 73 500 рублей в 2013—2014 годах, 80 900 рублей — в 2015 году. Мы знаем это точно, потому что обращались с этим вопросом и к депутату Законодательного собрания Сагдееву, и в прокуратуру. Более 150 тыс. рублей — а что построили? Две качели, горку, песочницу. На все ушло несколько бревен. В Алыгджере и Нерхе построили хорошие площадки. Почему же у нас такое безобразие?

Веранды разбирали, чтобы гроб для умершего сколотить. Более двадцати лет у нас в поселке нет пилорамы. Забор или палисадник заменить — нет досок. Да что там забор! Веранды разбирали, чтобы гроб для умершего сколотить. Разве это нормально? В последние годы некоторые обзавелись собственными циркулярками, и, если случается беда, односельчане, конечно, выручают и доски на гроб дают. Но в свободном доступе пиломатериалов у нас по-прежнему нет. Живем в лесу, а доски вынуждены из города возить.

Основное занятие наших мужчин — охота, но количество лицензий на охотничий промысел ограниченно. Их раздает глава Михайленко. И в первую очередь лицензии у нас получают не местные жители, коренные тофалары, а приезжие с временной пропиской, те, у кого даже нет охотничьих угодий.

У нас большая проблема с оформлением паспорта. Раньше этим занимались специалисты нашей поселковой администрации. А потом эту функцию передали в город, в паспортный стол. Но, передавая дела, их, видимо, никто не проверил. И оказалось, что у нас у кого-то в прописке не указаны улицы. И когда мы приезжаем в паспортный стол в город, там говорят: «Это ошибки прежних регистраторов».

Власти перекладывают ответственность друг на друга. С.М. Худоногов возглавляет наш район почти четверть века. За это время мы его хорошо узнали и поняли. В одном человеке живут две личности. Когда приближаются выборы, Сергей Михайлович — сама любезность. Встретит, остановит, спросит, как дела. Выслушает, наобещает кучу всего хорошего. Выборы проходят, и на любую нашу просьбу или жалобу у него один ответ: «Это не мои полномочия. Спрашивайте с главы. Вы ж его выбирали!». Перед этими выборами мэр громко нам объявил: «Я сделал вам дешевые билеты. Что вам еще нужно?». Но что значит «вам сделал?». Все же понимают, что это был предвыборный ход, и сделан он был вами, Сергей Михайлович, не для нас, а для себя, чтобы в очередной раз остаться мэром. Простите, как может человек столько лет руководить районом и не навести в нем порядок? Когда на автобусе мы едем из Нижнеудинска в Иркутск и выезжаем из нашего района в Тулунский, создается впечатление, будто у нас прошла гражданская война. Все в такой разрухе!

20.jpg

Мэр и глава умеют только по красной дорожке ходить да хлебом-солью встречать «дорогих гостей». Все говорят: «Тофалария — визитная карточка Нижнеудинского района». А в нашем аэропорту можно фильм про войну снимать без декораций. У нас на самом деле очень красивая природа. Туристы едут со всего мира, но стыдно перед иностранцами за нашу жизнь. Наш мэр умеет только по красной дорожке ходить да хлебом-солью встречать «дорогих гостей». Проблемы он не решает. По крайней мере, когда к нам едет какая-нибудь комиссия из области, из Нижнеудинска предварительно всегда борт с продуктами отправляют. Чтобы создать видимость, что у нас нет продовольственного дефицита. Вместо того чтобы показать реальную картину, пускают пыль в глаза. 

Сегодня у нас в поселке работают всего два предпринимателя, их грузов не хватает. Живем, как в блокаду. Сколько раз мы просили власть помочь и найти нам еще предпринимателей. Но не заинтересована наша власть в том, чтобы мы жили лучше.

Помнится, когда Худоногов только год-два проработал в своей должности, он говорил: «Как мне нравится гутарский народ!». Теперь же говорит по-другому: «Как вы меня достали, гутарский народ!». Наверное, из всех тофаларских поселков наш — самый проблемный. И Худоногов, и наш глава Михайленко занимают свои посты уже очень давно. Но, к примеру, ни один, ни второй не побеспокоился за это время о том, в какой детский сад ходят наши дети. А он срочно требует капитального ремонта. Заборы не сегодня завтра рухнут, помещения в ужасном состоянии, кровати нужно менять, игрушек нет. Но никому до этого нет дела. Перепихивают друг на друга. Мэр, как обычно, говорит: «Не мои полномочия». Глава ссылается на управление образования, руководитель которого Иванова знает о ситуации в нашем саду, но мер никаких не предпринимает. Короче говоря, забота о нас и наших детях — это только слова. В нашей школе, к примеру, нет преподавателей химии, биологии, иностранного языка. Их ведут педагоги других дисциплин. Например, иностранный язык преподает географ. В управлении образования железный аргумент: «У него же есть базовый уровень знаний языка еще со школы». Получается, школьных знаний достаточно для преподавания?

А для контроля за здоровьем детей, видимо, достаточно медицинских осмотров раз в несколько лет. Из новостей в Интернете ежегодно узнаем о том, что у нас якобы прошла диспансеризация. Может, в Нерхе и Алыгджере действительно врачи бывают каждый год. У нас же медосмотр детей проходил в 2010 году, а потом — только в 2014-м. А взрослое население так и вовсе лет двадцать никто не проверял. Раньше к нам привозили даже флюорограф. Но уже много лет большинство людей живет без осмотра. Неудивительно, что, когда мы обращаемся в больницу, бывает уже слишком поздно. Вовремя наши заболевания попросту некому выявлять.

Когда нужно показать начальству Тофаларию, всех везут в Алыгджер. Там есть этнокультурный центр, жизнь, в отличие от нашей, кипит. Когда же у нас возникла идея организовать этноцентр в своем поселке, глава нас не поддержал. У нас было на примете и помещение, где можно было разместиться, даже областной центр готов был помочь. Мы планировали возрождать национальное творчество, заниматься сохранением языка. Могли бы делать сувениры для дальнейшей продажи. Туристы, которые у нас бывают, всегда спрашивают, где можно купить что-нибудь самобытное.

В общем, спрос есть, и, главное, есть человек, который готов этим заняться. Но загвоздка оказалась в следующем: руководитель этноцентра должен быть трудоустроен как работник культуры. Нужно было хотя бы 0,25 ставки. Но глава администрации такой возможности не нашел. Вернее, не захотел. Ведь нужно было бы ущемить завклубом, а это — его родня.

Нужно развивать туризм. Это перспективное направление, которое позволит нам зарабатывать и жить. Благо, у некоторых в поселке есть Интернет, и с его помощью мы уже сегодня предлагаем свои услуги — на проживание, на сопровождение туристов. Но самостоятельно делать это трудно, это дает лишь разовый заработок. Если бы нам помогли развивать туристическую отрасль, за несколько лет мы cмогли бы иметь стабильный заработок. Но ни мэр, ни глава не хотят развития для нашей территории. Считают, очевидно, так: нет в Тофаларии нормальных условий для цивилизованной жизни и не надо.

Обидно за себя и за своих детей. Тофаларией гордятся, считают ее изюминкой района. А никому нет дела до того, как живет тофаларский народ. Так вот, услышьте нас, уважаемые мэры, депутаты, губернатор: плохо мы живем. Нам нужна помощь. Реальная помощь, а не красивые обещания, которыми вы изобильно одариваете нас перед выборами.

Инициативная группа жителей с. Верхняя Гутара:
Наталья Тутаева, Татьяна Васюкова, Зинаида Титова,
Светлана Саганова

Фото газеты «Тракт» (Нижнеудинск).

На фото: Дорога в центре села Верхняя Гутара;

На строительство этой детской площадки
потрачено свыше 150 тыс. рублей

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии