Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Александр Голованов: иркутские страницы

20 августа, 2019

Окончание. Начало в № 41

В гражданской авиации

В 1995 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла книга очерков «В небе и на земле», посвященная Александру Голованову. Ее автор – Игорь Дюбург, ветеран Аэрофлота и Восточно-Сибирского управления ГВФ СССР, лично знавший Александра Евгеньевича по совместной работе в Восточно-Сибирском управлении ГВФ.

Автор книги наиболее подробно осветил деятельность Александра Евгеньевича Голованова как руководителя управления ГВФ. Как отмечает Дюбург, в середине 30-х годов Восточно-Сибирское управление ГВФ СССР было самым крупным во всем Аэрофлоте. Оно охватывало огромную территорию – Красноярский край, Бурятию, Якутию, Иркутскую и Читинскую области. В состав этого управления входило 11 воздушных линий, свыше 35 аэропортов разных классов, шесть авиаотрядов.

6-1.jpg

За время работы А.Е. Голованова были не только уплачены все долги, оставшиеся от прежнего руководства, но и Восточно-Сибирское управление, единственное в Аэрофлоте, отказалось от государственных дотаций. В управлении был учрежден директорский фонд, на средства которого построили два многоквартирных жилых дома для пилотов. Открывались новые местные воздушные линии из Читы и Нижнеудинска. Большие работы были произведены по реконструкции гидропортов Якутской и Бодайбинской авиалиний. А в авиаремонтных мастерских Иркутска было построено пять самолетов типа «Юнкерс» – ПС-3 и арктический самолет Арк-3-1.

Успехи в работе Восточно-Сибирского управления ГВФ во многом обеспечены умелым руководством его начальника. Между тем Александр Голованов не стал кабинетным управляющим, он много летал, чтобы ознакомиться на месте с состоянием аэропортов. И зачастую не в качестве пассажира, а за штурвалом самолета, знакомясь с условиями полетов в суровых зимних условиях.

Под руководством Голованова в Восточной Сибири были открыты новые авиалинии, в Иркутске построены жилые дома, здание Иркутского сухопутного аэропорта, открыт первый детский сад. На эксплуатацию поступала новая авиационная техника, совершенствовалась радиосвязь, досрочно выполнялись государственные планы, что способствовало и успешному развитию Иркутска.

«Он был подобен свежему ветру»

В книге И.П. Дюбурга приводятся многочисленные примеры и отзывы ветеранов Гражданской авиации и Авиации дальнего действия, сослуживцев А.Е. Голованова, которые характеризуют его как умного, талантливого организатора, смелого, волевого, требовательного к себе и подчиненным руководителя. Многие его идеи, связанные с созданием Авиации дальнего действия (АДД), оказались прозорливыми, мудрыми, отвечали суровым реалиям Великой Отечественной войны.  

Бывший начальник Иркутского аэропорта Л.А. Сажин вспоминал, что «появление А.Е. Голованова в… управлении было большим событием для всех работников. Он, подобно свежему ветру, коренным образом сломал годами укоренившуюся расхлябанность и застой в работе. При нем стало значительно легче работать, так как ряд проблем, тормозящих дело, решался быстро и оперативно. Он имел большую популярность. Особенно впечатляюще на многих действовали его чуткость к людям и скромность».

По воспоминаниям бывшего пилота Восточно-Сибирского управления ГВФ Василия Котовича, который во время Великой Отечественной войны воевал в Дальней авиации, прошел путь от рядового командира экипажа бомбардировщика до командира авиаполка, величие А.Е. Голованова, его уникальность в том и состоит, что многие его инициативы в отношении Авиации дальнего действия были продуманными и своевременными: «Это произошло, главным образом, потому, что вся жизнь, все дела, весь он сам были пронизаны искренней, беспредельной любовью к людям, Родине – Советскому Союзу! В нем было нечто более благородное, чем обладание властью: умение побудить других делать то, что полезно и необходимо для блага страны. Умный, энергичный, сдержанный военачальник, отличный летчик, не зря он получил от своих многочисленных поклонников прозвище Батя».   

В предисловии к этой книге Владимир Безбоков, председатель Иркутской областной общественной организации ветеранов войны и труда, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, участник Великой Отечественной войны, в период Великой Отечественной войны воевавший в составе Авиации дальнего действия, в 18-й Воздушной армии, которыми командовал А.Е. Голованов, отметил:

«Мы все знали и любили своего командующего АДД во время войны Александра Евгеньевича Голованова. Когда он прилетал к нам, авиаторам, в наши расположения, у нас был праздник!.. А.Е.Голованов еще в 1941 году, став командиром 212-го дальнебомбардировочного авиаполка, в дальнейшем 81-й авиадивизии, лично участвовал в бомбардировке фашистского логова – Берлина... Боевые подвиги Авиации дальнего действия были отмечены присвоением звания гвардейских 66 авиационным полкам, 12 авиадивизиям и 5 авиакорпусам, а 27 авиаполков и 7 авиадивизий были награждены боевыми орденами, 48 авиаполков заслужили присвоения почетных наименований, 269 офицерам- летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды. Авиация дальнего действия за годы войны произвела 219 788 боевых самолетовылетов, сбросив на врага два миллиона бомб общим весом более 200 000 тонн. Таков вклад АДД в нашу великую Победу. Мало кто из видных полководцев Великой Отечественной войны был награжден тремя орденами Суворова I степени – таким был главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, командующий АДД. Как в Аэрофлоте, так и в АДД все уважали А.Е.Голованова – этого талантливого, необыкновенного человека, каким мы его знали, великого труженика, патриота Родины».

В этих впечатляющих цифрах, бесспорно, есть вклад Главного маршала авиации А.Е. Голованова, человека, обладавшего целеустремленностью, волей, большим трудолюбием, незаурядными организаторскими способностями и успешно руководившего АДД. Эти качества А.Е. Голованова отмечают многие его сослуживцы (маршал авиации Н.С. Скрипко, генерал-полковники авиации, Герои Советского Союза С. Ушаков, В.М. Безбоков).

Отмечают они и присущую ему смелость в принятии решений, способность быстро схватывать все новое как в технических, так и в оперативных вопросах, стремление во всем дойти до самой сути. Подчеркивают и одну из присущих ему черт – умение выслушать человека, доступность и тактичность, внимание к людям и их нуждам. Во многом благодаря этим качествам А.Е. Голованов пользовался большим авторитетом, любовью и уважением среди подчиненных.

6-2.jpg

Долгое эхо 37-го

Об иркутском периоде жизни Александр Евгеньевич Голованов всегда вспоминал с особым чувством. Как и о тех пилотах и специалистах, с которыми ему пришлось работать.

Заключительная глава в книге Игоря Дюбурга называется «А.Е. Голованов – почетный гость Восточно-Сибирского управления гражданской авиации в Иркутске». Автор рассказал в ней и о том, что А.Е. Голованов дважды был в гостях у иркутских авиаторов: в 1963 и 1970 годах. На одной из встреч Голованов сказал: «…Когда я был назначен начальником этого управления, мне удалось достичь успеха в течение года благодаря замечательному коллективу экипажей, инженеров, бортмехаников, авиатехников, замечательных ремонтников авиамастерских и многих других специалистов. Позднее я с благодарностью вспоминал об этих людях… Лучшие летчики Аэрофлота составили основу Авиации дальнего действия. Они проявили себя в тяжелейших битвах, особенно в начале войны. В их числе – пять летчиков гражданской авиации из Иркутска удостоены звания Героя Советского Союза: Антон Шевелев, Ефим Парахин, Сергей Асямов, Павел Тихонов, Константин Кудряшов». 

В 1937 году в стране повсеместно шли аресты «врагов народа». Коснулись они и подразделений Восточно-Сибирского управления ГВФ, немало работников управления было арестовано. Предельно честный и порядочный человек, Голованов защищал многих из своих подчиненных, писал объективные характеристики на них. Но доносы не обошли стороной самого Голованова. Его исключили из партии, готовился его арест перед вылетом его в Москву, и Голованов вынужден был срочно поездом уехать в столицу «за правдой», где после проверки с него сняли все обвинения, восстановили в партии, но в Иркутск он не вернулся, оставшись работать в Московском управлении ГВФ.

О том, как Александру Евгеньевичу удалось избежать ареста в Иркутске, и о его жизни и деятельности рассказывается в очерке «Иркутский маршал», опубликованном в третьем номере иркутского журнала «Сибирь» (2010), автором которого является член Союза писателей России, ветеран Дальней авиации России Юрий Баранов.

Вычеркнут из списков

По воспоминаниям ветеранов, Голованов неоднократно включался в списки военнослужащих к присвоению звания Героя Советского Союза, но оно так и не было ему присвоено. Ему не простили былой близости к Верховному Главнокомандующему Сталину, и маршал Жуков лично вычеркнул фамилию Голованова из списка военачальников, представленных во время войны к присвоению звания Героя Советского Союза за участие в Берлинской операции. По некоторым данным, ранее он представлялся к присвоению этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны за участие в Курской битве, в Сталинградской битве, но звание Героя так и не было ему присвоено.

Об этом рассказывают в документальном фильме «Амплитуда судьбы» (2005 год) участники, ветераны Великой Отечественной войны, сослуживцы маршала Голованова – штурман АДД, Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Леонид Агеев и старший адъютант маршала полковник авиации в отставке Иван Костюков.

Вспоминает Иван Костюков: «За Сталинградскую битву списки пошли туда, я не знаю, кто их корректировал, Александра Евгеньевича в списках уже не было. А вот за Курскую битву, я точно знаю, его точно представляли, знаю, что Жуков его вычеркнул… Почему? Ну, во-первых, оглушительный рост, во-вторых, мое мнение, он был отрублен командовать авиацией Голованова – это очень важно. Когда в конце 50-х снимут Георгия Константиновича со всех постов, первым навестит опального маршала Голованов. В то время это было более чем смелый поступок… Жуков сказал: «Ну что ты ко мне пришел?». Голованов: «Я же знаю, что к Вам больше никто не придет, а мы все-таки вместе воевали…». Жуков: «Александр Евгеньевич, простите меня, я много сделал Вам плохого…».  Голованов: «Я воевал не за ордена и за звезды…».

Игорь Костюков свидетельствует, что А.Е. Голованова включали в период Великой Отечественной войны в список на присвоение звания Героя Советского Союза: «А.А. Новиков (командовал Дальней авиацией в 1953–1955 гг. – Прим. авт.) сказал, что уважал Голованова, который был хорошим человеком, умным и своеобразным. Сталин, видимо, за это его ценил. О том, что Голованова обошли высшими наградами, Новиков сказал: «Это да, все говорят, я сам включал его в список на присвоение звания Героя Советского Союза после известной Кенигсбергской операции 1945 г.».   

Участник Великой Отечественной войны полковник в отставке Петр Дунаев пишет: «Успехи А.Г. Голованова в служебной деятельности, небывало стремительный рост в воинских званиях (за три с половиной года от подполковника до Главного маршала авиации. – Прим. авт.), близость к Сталину не могли не порождать зависть, интриги и просто столкновения людей с сильными волевыми характерами… Более 600 воинов за штурм Берлина были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. Главный маршал авиации А.Е. Голованов этой чести оказался не достоин… А ведь звания Героя Советского Союза были удостоены в 1944–1945 гг. командующие фронтами, почти все командующие армиями, командующие родами войск – артиллеристы, танкисты и другие. Под командованием А.Е. Голованова выроста целая плеяда – шесть дважды Героев, 269 Героев Советского Союза. За героизм, воинское мастерство личного состава АДД были преобразованы в гвардейские из девяти корпусов пять, из 22 дивизий – 12, из 66 полков – 43. Это выдающееся достижение… Александр Евгеньевич Голованов не получил Золотой Звезды, хотя заслужил ее, как не многие. Верю в то, что когда-нибудь он все же будет посмертно удостоен звания Героя России. Прошу Совет ветеранов АДД, организацию Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы добиться восстановления справедливости…».

6-3.jpg

«Мы считаем себя головановцами…»

Участник Великой Отечественной войны полковник авиации в отставке Владимир Пономаренко отмечает: «Все идет спор – когда же родилась в России Дальняя авиация? Называют разные даты. А мы, ветераны Великой Отечественной войны, считаем – 5 марта 1942 года, когда командующим стал А.Е. Голованов, выдающийся организатор, не воссоздавший, а создавший АДД. Меня в этом никто не переубедит. Мы всегда считали и считаем себя головановцами… С такими полководцами, каким был Александр Евгеньевич Голованов, русские действительно непобедимы… В 60-е годы на Совете ветеранов выступил Герой Советского Союза И.И. Киньдюшев с предложением ходатайствовать о присвоении А.Е. Голованову звания Героя Советского Союза. Мы все проголосовали «за». Но нас не услышали…».

В книге «Первым делом – самолеты…» (2009) генерал-майор авиации Анатолий Быстров, ранее главный инженер Дальней авиации СССР, так рассказывает о Главном маршале авиации А.Е. Голованове: «В октябре 1957 г. И.С. Конев в угоду Н.С. Хрущеву формирует список военачальников, недовольных действиями министра обороны, и затем на октябрьском Пленуме ЦК КПСС совершается надругательство над Г.К. Жуковым. Позорный список не подписали маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский и Главный маршал авиации А.Е. Голованов. И у того и у другого было с Г.К. Жуковым немало острых столкновений на служебной почве во время войны, к тому же Г.К. Жуков лично в 1945 г. вычеркнул фамилию А.Е. Голованова из списка на представление к присвоению звания Героя Советского Союза. Честь для К.К. Рокосовского и А.Е. Голованова была превыше всего…».

По мнению председателя Совета ветеранов Дальней авиации России генерал-лейтенанта авиации в отставке Михаила Опарина, Александр Голованов – один из талантливейших авиационных военачальников, на долю которого пришлось руководство Дальней авиацией в наиболее сложный период ее истории (1942–1948 годы).

В книге «Судьбы генеральские. Высшие командные кадры Красной Армии в 1940–1953 гг.» профессор Иркутского госуниверситета Илья Кузнецов так пишет об этом: «Жертвами репрессий в 1946–1947 гг. стали также многие другие авиационные военачальники. Были арестованы, осуждены, сняты с постов или уволены в отставку, несправедливо понижены в должности и званиях командующий Авиацией дальнего действия Главный маршал авиации А.Е. Голованов, начальник Главного управления гражданского воздушного флота маршал авиации Ф.А. Астахов, первый заместитель командующего ВВС маршал авиации Г.А. Ворожейкин… Были полностью обезглавлены советские Военно-воздушные силы. Таких потерь не было даже в Великой Отечественной войне, которая продолжалась почти четыре года…».

Навечно в строю

С 1950 года А.Е. Голованов находился в распоряжении военного министра СССР. Тогда же, в 1950 году, Главный маршал авиации с отличием и золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР и курсы «Выстрел», в 1950–1953 годах успешно командовал 15-м гвардейским воздушно-десантным корпусом, штаб которого размещался в Пскове, вывел корпус из отстающих в число лучших. После смерти Сталина попал в опалу, в 1953 году был уволен с военной службы в запас по болезни (хотя был здоров и хотел служить).

В 2019 году отмечается не только 105-летие Дальней авиации России, но и 80-летие победы в боях на реке Халхин-Гол, участником которых был и Александр Евгеньевич Голованов.

К этим памятным датам, к 115-летию со дня рождения Александра Голованова, к праздникам Военно-воздушных сил и Воздушного флота России, которые ежегодно отмечаются в августе, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне оргкомитет по проведению патриотической акции «Память жива» при поддержке Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева 1 августа открыл в Усадьбе В.П. Сукачева (ул. Декабрьских Событий, 112) выставку памяти военачальника и провел тематический вечер «Главный маршал авиации А.Е. Голованов. Память жива». На выставке, которая работает с 1 августа по 29 сентября, представлены редкие фотографии, документы, книги, награды, модели самолетов Дальней авиации России.

7 августа, в день 115-летия со дня рождения Александра Голованова, на площадке перед входом в здание Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (ул. Декабрьских Событий, 97) состоялся торжественный митинг с участием ветеранов военной и гражданской авиации и возложение цветов к мемориальной доске, посвященной Главному маршалу авиации А.Е. Голованову.

Память о защитниках, Героях нашего Отечества, каким был и Главный маршал авиации СССР Александр Евгеньевич Голованов, неподвластна времени.

6-4.jpg

Николай Кустов, председатель оргкомитета по проведению
патриотической акции «Память жива», ветеран Дальней
авиации, специально для «Байкальских вестей». 

Фото автора и из архива автора.

На фото: Главный маршал авиации Александр Голованов
на встрече с личным составом Восточно-Сибирского
управления Гражданской авиации. Иркутск, 1970 год;

Маршал Александр Голованов и глава Монгольской
Народной Республики Юмжагийн Цеденбал;

Члены иркутского оргкомитета по проведению патриотической
акции «Память жива» в колонне Бессмертного полка
с фотографиями выдающихся авиаторов-иркутян-военачальников
– Главного маршала авиации А.Е. Голованова, дважды Героя
Советского Союза генерал-майора авиации Н.В. Челнокова,
Героя Советского Союза генерал-полковника авиации
В.М. Безбокова, генерал-майора авиации С.Г. Калицова
и своих родных. Иркутск, 9 мая 2017 года;

Фото на память. Ветераны после открытия выставки
«Главный маршал авиации А.Е. Голованов. Память жива»
в музее «Усадьба В.П. Сукачева» Иркутского областного
художественного музея. Иркутск, 1 августа 2019 года

           

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии