Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Приключения охлопковцев в Британии

19 Февраля, 2019

Актер – не профессия, а образ жизни. Повод для творческого роста и вдохновения артисты ищут повсюду. А во время, свободное от рабочего расписания, и подавно. Минувшим летом после закрытия сезона охлопковцы Иван Гущин, Иван Алексеев, Кристина Разумова, а также мама зачинщика вояжа совершили культурный десант на Альбион, чтобы познакомиться с  театральным климатом острова, который оказался вовсе не туманным, а вполне даже солнечным. Ради этой творческой вылазки ребята угрохали почти всю новогоднюю премию, ездили за визами в Новосибирск. Девять дней они провели в Лондоне и еще по три дня – в ирландском Дублине и шотландском Эдинбурге.

За боевым конем и к львиному королю

Спектакль, который был основной целью поездки, – «Боевой конь» по роману Майкла Морпурго, с успехом идущий в Лондоне, а затем и на Бродвее, тот самый, что лег в основу одноименного фильма Стивена Спилберга, – пришлось догонять в гастролях по пригородам английской столицы.

– Мы с мамой сидели в первом ряду, – рассказывает Иван Гущин. – Можно сказать, смотрели чуть ли не в эффекте 4D. Край сцены оформлен как окоп, протянуты какие-то цепи. Лошадей изображают трио артистов: двое – внутри куклы в натуральную величину, а третий управляет головой.  Технически сделано потрясающе: через минуту забываешь, что там кто-то есть, безоговорочно веришь в лошадь, видишь, как у нее работают суставы, как уши двигаются, видишь, как вырастает маленький жеребенок в большого коня. Мастерский спектакль – образцовый синтез технических возможностей и великолепной актерской игры. Зрители плакали, и я, наверное, громче всех. Я уже видел эту постановку на видео, а живьем играл другой состав артистов. Удивительно, что все понятно по ходу действия не только мне, но и Ивану, который английского языка почти не знает.

Иркутянам удалось попасть на мюзикл «Король Лев». Его играют в театре «Лицеум» в западной части Лондона. Это пример театра, который арендуется или даже строится для одной-единственной пьесы, чтобы играть ее сезон, два, три, – словом, пока пьеса популярна. Это повсеместно принято в Европе. Загадка, как актеры не выгорают, но зато зрителю предлагается зрелище, отточенное до блеска. Специально под спектакль оборудуется сцена, находятся поразительные инженерные решения, создаются спецэффекты. Раздвигаются горы, все   пространство преобразуется, львенок растет на глазах. По театральному проходу выхаживает большущий слон, внутри которого, конечно же, спрятаны артисты. Впечатляет невероятно. Мюзиклы дороги: билет на галерку стоит 50 фунтов – на наши деньги больше 4 тысяч. Но видно все превосходно: наклон под креслами чуть ли не в 45 градусов.  

10-1.jpg

К Гамлету в женском естестве

Конечно, вояж был бы обделен без посещения шекспировского «Глобуса». Историческое здание театра погорело в 1613 году, потом было воссоздано, но снова не сохранилось. Теперь гости Альбиона посещают здание, построенное по историческому проекту из материалов, схожих с первоначальными, навес над балконом покрыт лишайником. Сцена под деревянной крышей. Партер открыт всем атмосферным сюрпризам. В копии «Глобуса» в Риме зрителям партера выдают мягкие подушечки, в лондонском приходится стоять все долгое представление. Трехчасового «Гамлета» наши пилигримы смотрели, как дозорные на посту. Зато всего по пять фунтов за билет.  Гамлет был женщиной в мужском костюме, как и Лаэрт, Офелия – мужчиной в женском. Клавдий был гротесково комичен, очень смешно умирал. Такая режиссерская концепция. Спектаклю предшествует увлекательная экскурсия по закулисью «Глобуса», где есть старинная громомашина, с помощью которой в Елизаветинский век вызывали гром на сцене, дерево для записочек зрителей, другие занятные причуды.

Вялая «Мышеловка» и лихая «Пьеса, которая пошла не так»

Видели легендарную «Мышеловку» Агаты Кристи, которая успешно идет с момента премьеры в 1952 году по сей день – 66 лет! Под нее тоже специально устроен театр, даже снаружи оформленный под спектакль.

– Насчет «Мышеловки», – признается Иван, – мне показалось, что актеры устали, им, похоже, стало неинтересно. Уверен, что у нас пьесу поставили бы лучше, острее. У британцев, нечего сказать, уникальные технические возможности, хорошее финансирование, грамотное продюсирование. Вот это бы все – да соединить с мощными традициями русского психологического театра, глядишь, получился бы шедевр.

Очень понравился спектакль «Пьеса, которая пошла не так». Все, что могло сломаться на сцене, сломалось. Актеры путали реплики и выходы, заигрывали с публикой, «снося» четвертую сцену, словом, все делали как нельзя. Звукооператор забывал включать музыку, что-то жевал. Режиссер неуклюже оправдывался: денег, мол, мало, да и артисты не те, каких бы хотелось. Кого-то из зала просили держать каминную полку, потом выражали недовольство: чего, дескать, тут стоишь… Нелепицы громоздились друг на друга, зрители хохотали без удержу. На сцене царил вольный дух импровизации, свободы, озорства. Все очень талантливо, легко и с настроением. Чувствуется, как исполнители кайфуют, как заражаются зрители удовольствием и весельем.

Театр поднятой юбки

Три города, которые посетили наши странники, очень разные. Великолепие Лондона не затмевает камерный уют зеленого Дублина, где компаньоны снимали жилье. А сказочный Эдинбург, весь в темном камне, впечатлил своей магической красотой.

В Дублине был сыгран спектакль «Джиммис Холл» про ирландца, который в суровые годы сухого закона подпольно открыл танцевальный зал, чтобы дарить людям радость. А в Эдинбурге как раз во время пребывания иркутян шел масштабный театральный фестиваль с каталогом порядка пяти тысяч спектаклей. Причем спектаклем здесь признавался любой креативный реприманд. Например, девушка стоит на перекрестке и, встретившись глазами с прохожим, поднимает юбку. Такой «спектакль». Это тоже «театр».

– Город словно сошел с ума, – рассказывает Иван Гущин. – Все ходят на ходулях, мечут ножи, глотают пламя, вытворяют черт знает что! Здесь мы посмотрели постановку «В ожидании Годо», очень стильную по сценографии. Правда, смысл от нас ускользнул. А вообще-то абсурдизм – это не отсутствие смысла, а его избыток.

Наши на шотландской вечеринке

Еще в Иркутске ребята забронировали места на бесплатный концерт ирландской музыки. Оказалось, что это собрание ирландской общины в Лондоне, на котором обычно бывают только свои. Тем не менее молодых охлопковцев приняли с интересом. Хозяева показали небольшую пьесу, пели, танцевали. Гости тоже не сробели: сыграли кусочек из «Евгения Онегина», пропели «Выйду ночью в поле с конем», Иван Гущин показывал русские танцевальные движения под ирландские мотивы. Подружились, в общем.

10-2.jpg

Ангажемент на «Тавриду»

В столице Альбиона настигло наших путешественников подтверждение на участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида». Из Москвы они отправились в Крым.

– «Таврида» взбудоражила нас творчески больше всего! – признается Иван. – В предыдущий раз я был на мхатовской школе, а минувшим летом – на щепкинской. Хороший профессиональный зуд разбудили мастер-классы по актерскому мастерству, по танцу, семинар по комедии дель арте. Это отдельная история – работа с маской. Сначала мы сами их делали, потом учились с ними взаимодействовать. Нельзя надеть маску просто так, не подготовившись. Нельзя потом снять маску – и остаться маской. Маску долго «приручаешь» перед зеркалом, проникаешься ее энергией. Венцом семинара стал бал в стиле венецианского карнавала. Мы с Иваном были двойниками Труффальдино. Среди других масок участвовали Панталоне, Бригелла, Пьеро. Что мы вытворяли! В какой невероятной свободе ощущали себя! Нет, не себя, а свои маски. То, что может себе позволить маска, я сам никогда бы не отважился отчебучить.

Окрылившись – на родную сцену!

Набравшись ярких впечатлений и новых артистических навыков, актерское трио с наслаждением и обновленной жаждой окунулось в новый театральный сезон. О предстоящей премьере «Холстомера» ребята не забывали в самый разгар заграничных развлечений. При каждом удобном случае репетировали фрагменты пластического спектакля прямо на дорожках лондонских парков. Отличные воспоминания вынесли из британских музеев: из дома Диккенса и квартиры Шерлока Холмса, из музея восковых фигур и музея естественной истории с динозаврами в натуральную величину. Килтов, правда, мужчины через кордон не повезли. А вот гармошечку-концертину Иван Гущин себе прикупил, наподобие того бандонеона, на котором играет Пьяццолла.  Ждем его дебютного выхода с ней на подмостках иркутской драмы.

Марина Рыбак, специально для «Байкальских вестей».

Фото из путешествия предоставили вояжеры.

На фото: Иван Гущин в шекспировском театре «Глобус»;

Потехе – время, а репетиции по расписанию.
Иван Гущин и Иван Алексеев у Дублинского замка

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии