Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Аккордеон от маршала

05 мая, 2015


1.jpg

Вечный огонь в Иркутске сейчас горит как раз на том месте, где в военные годы проводилась обязательная военная подготовка: игры закончились, и ранее действовавший здесь детский парк сделали лагерем Всевобуча. Подростков учили военному делу. Среди ребят, направленных на такие сборы летом 1942 года, был и Лева Шукевич…

Лев Владимирович вспоминает: «После военной подготовки я и мой двоюродный брат Борис Дьячков работали грузчиками в подсобном хозяйстве. В ноябре я пошел в девятый, Борис — в десятый класс школы № 8 предместья Рабочего. Проучились меньше месяца, и нас призвали в Красную армию. В это время шли ожесточенные бои в Сталинграде. Оттуда после ранения вернулся мой второй двоюродный брат — Иван Петрович Дьячков. В конце декабря 1942 года нас, около двух тысяч призывников со всей Иркутской области, собрали в военкомате. Куда отправят, никто не знал. Все зависело от ситуации под Сталинградом. Если бы его не отстояли, пришлось бы защищать восток страны от вторжения Японии»…

…После десятидневного ожидания эшелон направили в Монголию. Там дислоцировались две дивизии Красной армии. Лев Владимирович с товарищами были направлены в город Улан-Цирик. Их дивизия была полностью укомплектована: три артиллерийских полка, три пехотных полка плюс мелкие подразделения. Лев Владимирович вспоминает: «Я, как и другие прибывшие бывшие ученики иркутской школы № 8, попал в 175-й артиллерийский полк, состоявший из трех дивизионов. В составе каждого дивизиона были две пушечные батареи калибра 76 мм и одна — гаубичная, калибра 122 мм».

Новобранцев, имевших за плечами девять классов, в том числе Льва Шукевича, зачислили в полковую группу для подготовки вычислителей для батарей и дивизионов. Батарея состояла из трех взводов: двух огневых и взвода управления. В каждый взвод управления входили по три вычислителя. Их профессиональная работа — главная составляющая успеха работы артиллерии. Определять координаты нанесения огня по целеуказаниям, поступающим от разведчиков, дело ответственное. От правильных действий вычислителей зависит, будет ли поражена удаленная цель.

Расположение дивизии было окружено противотанковым рвом и блиндажами. «Против нас стояла 1-я Квантунская армия, и ожидать можно было любого поворота событий». После 9 мая 1945 года вернулся с фронта отец Льва Шукевича, Владимир Иванович, воевавший сначала минометчиком, затем зенитчиком. Брат Борис окончил Сретенское пехотное училище, был ротным, демобилизовался в 1944 году после ранения. «С немцами покончили, а вот с японцами пришлось воевать уже мне: в начале августа 45-го наша дивизия была поднята по тревоге и направлена в Китай, который был оккупирован Японией».

Фронтовой путь, определенный судьбой Льву Шукевичу, пролегал через одно из самых известных мест в истории войны с японцами – Лев Владимирович с товарищами штурмовал Хинганский перевал, северная часть которого находится в пределах Китая. Во время форсирования величественного горного хребта пушки и гаубицы тащили американские «студебеккеры», а снаряды везли на отечественных ЗИС-5. Их взвод управления батареей ехал в «полуторке».Особенно сложным был крутой спуск, который проходил под сильным дождем. Справа — скала, слева — пропасть. В какой-то момент, когда вычислитель Шукевич побежал помочь огневикам удержать поползшую было в пропасть машину с орудием, его окликнул человек с кинокамерой. На секунду оглянувшись, Лев Владимирович тут же и забыл это обстоятельство, а уже после войны в передаче на Первом канале вдруг узнал себя в кадрах кинохроники. Будучи в Москве по служебным делам, даже заходил в Останкино. Но по устному описанию кадров, понятно, нужную пленку не найдешь…

…Перевалив через Большой Хинган, они оказались там, где враг не ждал. 2 сентября полк Льва Шукевича участвовал в освобождении крупного города Таонань. Япония капитулировала, и Китай был освобожден от японских захватчиков. Китайское население встречало русских с радостью: «Мальчишки угощали нас сахарным тростником».

2.jpg

…В 1946 году демобилизовали рядовых (дивизия Льва Шукевича тогда стояла уже под Читой, в Песчанке). Комсостав, включая младший, оставили служить дальше. В 1948 году навыки вычислителя Шукевича были проверены еще раз, и весьма неожиданно. Министр обороны СССР Родион Малиновский проверял Читинский округ, в том числе и артиллерийские полки. При проверке 175-го полка стрельбу вели по двум макетам. Командир полка майор Иванов не смог поразить цель, был отправлен в пехоту. Затем Малиновский приказал стрелять командиру дивизиона Мензуренко. Сержант Шукевич  достал артпланшет и положил его на бруствер. Подполковник поразил обе цели всего четырьмя снарядами. Конечно, опытный артиллерист и на глаз бы не ошибся. Но в любом случае данные на планшете были точные, в чем Родион Яковлевич не преминул убедиться. Маршал приказал объявить благодарность Мензуренко, а Шукевичу — сделать подарок от своего имени. На вопрос, что бы хотел получить, сержант попросил немецкий аккордеон. Музыкой увлекался с детства…

Демобилизовался Лев Владимирович в марте 1950 года. Окончил прерванную учебу в школе, поступил в Иркутский горно-металлургический институт (будущий политех). На Иркутском заводе тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева быстро стал начальником цеха. В проектном институте Сибгипробум, куда перешел позже, работал тоже успешно. В 1964-м Лев Владимирович был назначен главным инженером объектов целлюлозно-бумажной промышленности. Регулярно летал в Москву — отстаивать и защищать в Министерстве и Госстрое СССР пусковые комплексы, возводимые в разных точках страны, от Ферганы до Уссурийска. В частности, с 1980 по 1985 год Лев Шукевич разрабатывал проект замкнутого водооборота Селенгинского ЦКК стоимостью около 40 млн рублей. Такую сумму могли выделить только под защищенный и обоснованный проект. И поставленную задачу удалось решить: Селенгинский ЦКК не сбрасывает стоки  в Селенгу.

На пенсию Лев Владимирович вышел, отработав еще десять лет в структуре «Иркутскэнерго». Общий трудовой стаж — 55 лет… С женой вырастили двух детей, есть трое внуков. И сейчас наш собеседник не склонен сидеть без дела — скоро снова огородные заботы на даче. Справившись с ними, он очень любит посидеть с удочкой на берегу Ангары…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора и из архива Л.В. Шукевича.

На фото: Ветеран Великой Отечественной войны
Лев Владимирович Шукевич;

Уже в мирное время, в 1948 году, навыки артиллерийского
вычислителя Льва Шукевича (на фото внизу слева),
служившего тогда под Читой, ожидала еще одна проверка
— причем самим маршалом Родионом Малиновским…

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии