Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

О девушках в полупрозрачном

28 марта, 2016

Гримасы иркутской рекламы. Очередная серия

Интернет-голосование за премию рунета «Сексист года» длится с 23 февраля до 8 марта. Шестой раз подряд из соответствующей среды выбирали самого бравого. Нынче победил омбудсмен Павел Астахов, оправдавший брак мужчины за 40 с несовершеннолетней школьницей склонностью женщин определенных национальностей «быстро сморщиваться» (термин Павла Алексеевича) и, соответственно, терять главную пригодность. Единомышленники героя премии есть и в среде тружеников рекламной мысли. Их творчеству мы в честь недавнего праздника решили посвятить отдельную небольшую публикацию, посвященную сексизму, то есть принижению и недооцениванию людей по признаку пола.

Порно или задорно?

Сведение роли женщины к пассивному сексуальному объекту — одно из проявлений сексизма в рекламе. При этом мужчин в стрингах для  аналогичных целей почему-то не используют…

Согласно части 6 статьи 5 закона «О рекламе» в ней не допускается использование непристойных и оскорбительных образов и сравнений. В феврале такие признаки в рекламе бетона от иркутской компании «Нептун» увидели представители экспертного совета при областной антимонопольной службе, что светит пассионарному «Нептуну» пятью штрафами не менее 100 тыс. рублей каждый.

1.jpg1a.jpg

С единодушным мнением совета не согласилось руководство предприятия, настаивающее, что восторженные женщины на их баннерах констатируют исключительно твердение бетона «прямо на глазах»: «Он у тебя ТАКОООЙ!». Между директором ООО «Нептун» Евгением Болеско и заместителем руководителя управления ФАС России по Иркутской области Александром Кулишом завязался философский спор в духе диалога Джулса и Винсента в фильме «Криминальное чтиво» насчет того, означает ли что-то неприличное «массаж ступней ног женщине» или это просто братская помощь. В полицию в духе жанра даже поступило обращение ведомства по поводу направленной Болеско в адрес чиновника непечатной угрозы физической расправы...

А по нашему скромному мнению, лучшим воспитательным решением ФАС в этом случае были бы даже не штрафы, а предписание заменить на баннерах восторженный женский образ на восторженный мужской с аналогичной репликой насчет «ТАКОООГО!», подписав в качестве только что оценившего «бетон» эксперта любого — лучше самого бравого! — желающего представителя «Нептуна» мужского пола. «Массаж ног» же «ни хрена не означает», как говаривал герой Сэмюэля Л. Джексона! Бетон и только бетон! А вы о чем подумали? Каждый ведь понимает в меру своей испорченности, как не раз повторили в ходе разбирательства представители фирмы!

2.jpg

Отойди от прилавка, женщина!

Здесь страстные производители бетона хотя бы ориентировались на свою целевую аудиторию — бетон все-таки чаще покупают мужчины. Черт с ним, ДНК некоторых бравых парней изменит только отдаленное будущее — но в случае с «Нептуном» хоть целесообразность рекламы налицо. Но вот мотивы крупной иркутской строительной компании, рекламу которой в ФАС хоть и сочли вполне пристойной, видимо, намного тоньше. На их баннерах девушка в чем-то полупрозрачном стоит у окна. И эта пастораль подписана многообещающим «Я почти готова. Твоя квартира». При этом есть абсолютно объективные данные, что, во-первых, инициатором покупки жилья в семье чаще является женщина.

А во-вторых, постоянно растет доля женщин в среде покупателей недвижимости, хотя, тоже по данным абсолютно объективной статистики, за один и тот же труд женскому полу в России платят на 20—30 процентов меньше, чем мужчинам, в том числе и в среде руководителей. В секторе жилья экономкласса в Санкт-Петербурге, к примеру, по данным на конец прошлого года, больше половины покупателей были женщины, которые сами обращались в агентство, сами делали выбор и оформляли квартиру на свое имя. В Москве и Подмосковье, где недвижимость тоже, как известно, довольно дорогая, около четверти приобретений элитного жилья делается женщинами (и это тоже по всем признакам не подарки).

Так почему же, почему, ради всех богов торговли, некоторые из иркутских рекламодателей ориентируются в своей рекламе исключительно на мужчин, причем обуянных основным инстинктом? Что, нет сексуального подтекста в его рекламе? Да-да, все очень невинно!

А давайте и здесь используем принцип замещения: пусть у окна стоит не девушка в полупрозрачном, а пожилая женщина в ситцевом халате. И — «Я почти готова!». Ведь массаж ног ничего же не значит? Или молодой человек в розовом, и — «Я почти готов. Твой дом»?.. Так почему ни бабуля, ни юноша никак не монтируются в якобы невинный ролик, ведь квартира — товар, предназначенный не только молодым женщинам, не чулки все-таки? А потому что реклама адресована исключительно мужскому полу, причем в расчете на совершенно определенные мотивы… Мнение жен потенциальных покупателей, по убеждениям создателей рекламы, тут решительно никакого значения не имеет. Они же давно готовы!

Ну невыгоден в данном случае сексизм, и должна его пересилить предпринимательская страсть к прибыли! Женщины несут и платят не какие-нибудь второсортные женские, а обычные деньги за квартиры! А поди ж ты… Про автомобили вообще помолчим. В представлении авторов рекламы среди женского пола их нет, и великодушный слоган про «твоего нового MazdА» тоже не искупает философию наших рекламистов, особенно после его «безотказной» пары, которая «мало ест»…

3.jpg

Какая фемина! В смысле, Фемида…

Некое противоречие между целями и результатом чувствуешь,  анализируя и рекламный носитель, размещенный на деревянном заборе у дома на улице Партизанской в Иркутске. Конечно, греческая Фемида и римская Юстиция тоже одеты не в офисные костюмы, поскольку у них там все-таки теплее, чем у нас, но, согласитесь, их традиционные образы вызывают легкомысленные ассоциации не в первую очередь. А тут…

Поневоле задумаешься, как в таких условиях бороться со стереотипами о «продажной Фемиде». Ведь понятно, что все те граждане, что могут искать на означенной улице юридической помощи во всех перечисленных случаях от банкротства до юридического сопровождения бизнеса и особенно бракоразводного процесса, ждут от богини правосудия определенной сдержанности… Как, как это соотносится с девушкой, выглядывающей из-под положенной мифами повязки на глаза? Чаши весов в ее руке УЖЕ не равновесны при (приглядитесь к фото!) абсолютно параллельном горизонтальной плоскости коромысле весов?! Прямо какая-то аллегория предвзятости…

С другой стороны, это ж какое мощное либидо надо иметь, чтобы даже в условиях уголовного преследования не позабыть про секс! Может, именно таких неукротимых, сильных духом клиентов и ищут авторы рекламы? Чтоб не ныли, платили и не жаловались?

Декольте как возможность

4.jpg

В плане формы одежды удивил и один из иркутских банков, выпустивший дебетовую карту «Увеличиваем ваши возможности». Девушка в соответствующей рекламе, преображенная жизнью с картой банка на руках, одета в открытое платье. То есть, выходит, именно в таком виде возможности расширяются?

Добавим справедливости ради, что у женского варианта карты есть мужской аналог. Согласно мужскому варианту карты, возможности мужского пола расширяются исключительно благодаря молодому и накачанному телу в майке. Подчеркнем: в майке, не в вечернем костюме, который мог бы отчасти оправдать декольтированное платье его пластиковой «пары». Ведь ставим вместе девушку в платье и мужчину в майке — и дарованный новыми возможностями карты выход в дорогой ресторан автоматически отметается.

Остается только прямой намек на повышение благосостояния через сексуальную востребованность, что в целом должно эмоционально привлечь потенциальных клиентов банка. Больше вариантов нет. То есть, если кому с возрастом и фигурой повезло меньше, насчет расширения возможностей могут отдыхать, потому что расширяются они только в указанную сторону… Билет в лучшую жизнь доступен, пока ты молодой и востребованный в половом смысле, успевай! Такая вот философия. Остальные граждане пусть хранят деньги в карманах. Банковских работников это потерявшее форму старичье, видимо, не интересует…

5.jpg

Где вы видели бабу на машине?

Отличились и создатели рекламы доставки еды, не так давно разместившие свои баннеры в Иркутске. Нам, говорят, все равно, что у тебя нет жены. Теперь у тебя есть #УЖЕНЫ. Во-первых, напряглись учителя русского языка, воспитанники которых будут ежедневно читать странное сращение по дороге в школу и потом послушно выведут в тетради эти самые «ужЕны». Во-вторых, читающий такое воззвание мужчина, вообще-то, мог и потерять недавно жену, а тут залихватским доставщикам макарон «все равно»!

Кроме того, всю миссию одного из всего-то лишь двух полов на земле (было бы их хотя бы три-четыре!) фактически свели к приготовлению пищи. Женщины по определению везде себе готовят сами на идущем в базовой комплектации керогазе, зачем их уговаривать готовую еду заказывать?! Какой смысл? Все равно, что уговаривать их машины покупать! Где вы видели, чтобы баба сама себе машину покупала? Бред! И главное, что нашему мировоззрению такая идеология приемлема! Нуте-ка, поставим в приведенное воззвание слово «муж»: «Нам все равно, что у тебя нет мужа. Теперь у тебя (к примеру) наточены ножи!». Женский вариант звучит диковато!

В общем, потренировавшись в отдаленных монастырях и спускаясь с гор к людям, труженики рекламной мысли несут нам много полезного. Но в их учебных заведениях давно пора менять учебные планы... И дело вовсе не в треклятом оголтелом феминизме, а в простых соображениях выгоды.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Фирма оскорбилась обвинениями в непристойности.
Мол, только испорченный человек увидит здесь
что-то неприличное, а воспитанный гражданин сразу узнает
в девушке представителя лаборатории качества бетона!

Ну-те как, мысленно поменяем образ девушки у окна на
бабушку у окна, оставив якобы нейтральнейшую надпись
«Я почти готова». Если тут все прилично, то восприятие
измениться не должно;

Все-таки фемину, точнее, Фемиду украшает скромность…;

Меньше одежды — больше возможностей!

Компания доставляет еду только для мужчин?

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии