Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А в остальном, прекрасная деревня…

31 мая, 2012

 

23 мая в рамках 44-й сессии Законодательного собрания Иркутской области был проведен правительственный час и состоялась дискуссия на болезненную для области тему — «О перспективах развития агропромышленного комплекса в Иркутской области, в том числе в вопросах обеспечения учреждений социальной сферы продовольственными товарами местных производителей». Депутаты остались крайне недовольны и услышанным от исполняющего обязанности министра Анатолия Прокопьева, и перспективами сельского хозяйства области в целом.

 

Немного о хорошем

И.о. министра начал свое выступление с неожиданной статистики: в сельской местности проживает 21 процент населения области, но в сельском хозяйстве заняты только 4 процента трудоспособного населения, производящие 8 процентов валового регионального продукта области. По информации министерства сельского хозяйства, это сопоставимо с такими отраслями, как электроэнергетика или лесной комплекс. Поддержка сельского хозяйства — за которую несколькими минутами ранее и. о. министра благодарил депутатов, — это, оказывается, не только чудовищные денежные затраты, но и обязанность федерального правительства, региональных и местных властей. Поддерживая сельское хозяйство, государство насыщает внутренний рынок, сокращает ввоз товаров из-за рубежа, повышает уровень жизни в сельской местности и создает рабочие места. Анатолий Прокопьев произнес положенные по случаю ритуальные фразы про поддержку отечественного производителя и модернизацию производства и перешел к конкретным цифрам.

В 2011 году производство сельхозпродукции в области выросло (впервые за несколько лет) и составило 101,4 процента к уровню предыдущего года. При этом инвестиции выросли на 17 процентов, производительность труда — на 27 процентов, средняя заработная плата увеличилась на 19 процентов (до 14,5 тыс. рублей). Федеральный и областной бюджеты выделили сельхозпроизводителям более 2 млрд рублей (прирост на 27 процентов), в качестве кредитов привлечены более 9 млрд рублей. В сущности, из каждого рубля, использованного в сельском хозяйстве, 11 копеек были получены в виде государственной помощи. На этот жест сельхозпроизводители ответили увеличением налоговых платежей на 35 процентов, то есть, подчеркнул Анатолий Прокопьев, на каждый рубль помощи крестьяне дали три рубля отдачи.

 

А теперь в холодную воду

Казалось, и дальше доклад будет продолжаться в таком же бравурном духе, но и. о. министра явно понимал, что присутствующие знают ситуацию не хуже, а то и лучше, чем он сам, и перешел к проблемам. Обеспеченность сельского хозяйства области тракторами составляет 52 процента, зерноуборочными комбайнами — 39 процентов, кормоуборочными — 31. Не хватает современных молочных ферм, зерно- и овощехранилищ, откормочных площадок. При этом наиболее дорогостоящая часть мер по стимулированию сельского хозяйства — а именно строительство различных объектов — практически никак не поддерживается. Зато министерство поддерживает строительство жилья (11 домов в 2011 году) и пытается закрепить на селе выпускников вузов (65 человек за год).

И. о. министра в течение пяти минут произносил очень общие слова о необходимости выхода сельхозпроизводителей на прямой контакт с потребителем, о предоставлении фермерам мест на рынках, проведении ярмарок (якобы привлекающих горожан качеством продукции) и прочее в том же духе. Очевидно, что ярмарки и доступ на рынки нужны для двух взаимосвязанных вещей: снижения количества перекупщиков на пути от производителя к потребителю и снижения розничной цены. Обе эти задачи не решаются, а количество перекупщиков, по признанию Анатолия Прокопьева, неуклонно растет. Министерство пытается — во всяком случае, проводит совещания с областными и муниципальными властями – сделать так, чтобы в меню областных социальных и образовательных учреждений было как можно больше дешевой и качественной продукции местных производителей, но получается пока не ахти. На 2013 год разрабатывается очередная программа поддержки, включающая в том числе и новые виды субсидий и кредитов.

— При должной поддержке, — сказал в завершение своего выступления Анатолий Прокопьев, — сельское хозяйство Иркутской области может быть рентабельным и обеспечит своей продукцией все население области в нужном объеме.

 

Не надо «замыливать»!

Депутат Илья Сумароков (фракция КПРФ) поинтересовался, в каком объеме бюджет области поддерживает инвестиционные проекты. И. о. министра объяснил, что объем вполне достойный: в 2011 году это были 113 проектов на сумму более 550 млн рублей, за первые четыре месяца 2012 года приняты решения о поддержке 104 проектов на сумму более 800 млн.

Депутат Сергей Курилов (фракция «Единая Россия») пообещал, что не будет задавать «сложные специализированные вопросы», но отметил, что и. о. министра явно еще не вник в свою работу. В частности, в октябре 2011 года речь шла о поддержке 115 инвестиционных проектов, чему у депутата есть документальное подтверждение.

— Я не стану у вас спрашивать ни название учреждения, которое у нас занимается проверкой и контролем качества продукции, — все так же щедро обещал депутат, — и тем более не стану спрашивать имя и отчество человека, который этим учреждением руководит. Но такое учреждение у нас есть, и мне не понятно, почему вы говорите о необходимости его создать. Скажу только, что это областное государственное предприятие — банкрот и оно не работает. И я  хочу вам порекомендовать обратить пристальное внимание на те аспекты сельского хозяйства, которые замалчивались и «замыливались» заместителем председателя правительства Сергеем Аникеевым. На мой взгляд, это делалось умышленно, чтобы не дать развиваться сельскому хозяйству Иркутской области.

Депутат призвал министра использовать в своей работе всего один критерий: изменения, которые будет проводить министерство, должны приводить к снижению цены для конкретного покупателя. То же самое депутат Курилов посоветовал и всем остальным министрам: если речь идет о поддержке транспорта — должна снижаться цена билета, если о газификации региона — должны быть изменения (в сторону снижения, разумеется) в квитанции на квартирную плату.

 

Проблемы без конца…

Отвечать на вопрос депутата Валерия Лукина (фракция «Единая Россия») пришлось и. о. министра образования Виктору Басюку. Он согласился с мнением депутата о том, что в области существуют проблемы с подготовкой специалистов для сельского хозяйства, а школы в сельской местности практически полностью утратили материально-техническую базу, необходимую для обучения хотя бы начальным трудовым навыкам. Но, заверил депутатов Виктор Басюк, министерство образования и министерство сельского хозяйства разработали совместную программу и выделяют средства (достаточно скромные, менее 10 млн рублей) на решение этой проблемы.

Депутат Павел Сумароков (фракция КПРФ) заявил, что контролем качества продукции сельского хозяйства занимаются федеральные структуры и никакие дополнительные центры регионального подчинения здесь не нужны. Более того, они только мешают работать, не принося никакой пользы. Депутат также отметил перекос в планах правительства, предполагающих поддержку одних видов сельского производства при почти полном забвении других.

Депутат Владимир Киреев (фракция ЛДПР) призвал подумать о том, что многие отрасли сельского хозяйства являются инерционными и результата можно ожидать только через десятилетия, в лучшем случае — через годы. К таким отраслям относится и выведение новых сортов районированных растений, при этом единственная в области Тулунская станция находится в бедственном положении и не получает необходимой помощи от областных властей.

 

Нет ничего привлекательного…

Депутат Гавриил Франтенко (фракция «Единая Россия») с горечью говорил о том, что работники сельского хозяйства практически всегда выступают в роли «попрошаек».

— А так хотелось бы услышать слова благодарности, — заявил депутат. — С трибун звучат парадные речи, а на самом деле картина на селе удручающая. Инфраструктура разрушается, многие предприятия не могут работать, потому что просто нет рабочих. Сегодня в деревнях нет ничего привлекательного! Те деревни, которые лишились хозяйств, полностью деградировали. Может быть, это самое фермерство было нужно бывшим нашим правителям для того, чтобы разрушить мощные коллективные хозяйства, которые у нас в России были. Сегодня мы имеем результат: хозяйств нет — и фермеров нет, одни разговоры. Сельхозтехника отечественного производства не может выполнять поставленные перед ней задачи модернизации производства — она крайне низкого качества, у нее низкая производительность. Иностранная техника стоит очень дорого, а если мы можем купить трактор где-то в Германии, то нам приходится брать на себя все затраты по его доставке. Вся помощь, которую мы получаем, уходит мимо нашего производства — за год удобрения подорожали на 36 процентов!

Вообще с государственной помощью, по мнению депутата Франтенко, все обстоит крайне скверно: для получения любого государственного рубля приходится писать множество заявок, а контролирующих расходование этого рубля больше, чем работающих в сельском хозяйстве.

 

Придется напомнить

Депутаты Аполлон Иванов и председатель профильного комитета Юрий Фалейчик (фракция «Единая Россия») поддержали критические выступления коллег, а Фалейчик напомнил, что соседний Красноярский край, который в недавнем прошлом производил сельхозпродукции «немного больше, чем у нас», сейчас превосходит Иркутскую область более чем в два раза. Причем если в прошлом году в крае можно было купить племенной скот, то в 2012 году правительство субсидировало крестьянские и фермерские хозяйства в объеме 1,2 млрд рублей только на закупку племенного скота, и производители Иркутской области остались ни с чем.

— Уже известно, что на июньской сессии правительство планирует внести поправки в бюджет, — напомнил Юрий Фалейчик, — и для аграрной отрасли там ничего нет. Наша задача как депутатов — напомнить правительству о нуждах сельского хозяйства.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На фото: Даже по мнению руководителей передовых
хозяйств, аграрная отрасль Приангарья деградирует

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии