Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А на кладбище все культурненько...

31 октября, 2011

 

Удивительное рядом

 

В минувшую пятницу новостные агентства разнесли весть: редакция газеты «Культура» выпустила последний номер газеты и подготовила обращение к председателю правительства РФ Владимиру Путину — у коллектива более нет ни средств, ни сил на продолжение работы, и, скорее всего, старейшее федеральное издание с 80-летней историей прекратит существование.

 

Предположение о том, что 95 из 100 читателей узнали о существовании газеты «Культура» именно из этих полных трагизма сообщений, вряд ли будет большой натяжкой. Издание, как и многие другие московские газеты, по-прежнему мнит себя федеральным, но в реальности никогда не встречается за пределами самой Москвы и, может быть, городов-миллионников.  Да и в этих городах, надо полагать, оно бережно хранится в библиотеках, где им пользуются в лучшем случае студенты и преподаватели соответствующих профилю специальностей, то есть прослойка крайне узкая.

Чему удивляться? Сами же авторы письма Путину пишут, что «количество авторов и штатных сотрудников сократилось до критического минимума, важнейшие подразделения редакции остаются без необходимого штата сотрудников». Но они видят причину в отсутствии средств, а следовало бы перевернуть ситуацию зеркально и подумать — не стало ли отсутствие средств следствием сокращения количества авторов?

Под словом «культура» в нашей стране традиционно понимают набор личностей и явлений, сведенных к блистательному минимуму: Большой театр, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, балет Мариинского и Михайловского театров, живописцы классической школы, писатели-«деревенщики». Остальное —субкультутра, поп-культура, контркультура или не культура вообще.

Билет в Большой театр на открытие после реконструкции при этом стоил 2 миллиона рублей, в обычные дни меньше, но это не принципиально. То есть для страны что есть Большой, что нет его — разницы никакой.

Редакция газеты, распространяющейся в пределах, ограниченных территориально, еще больше ограничила сама себя групповыми рамками и с непередаваемым снобизмом публиковала такие, например, сентенции по поводу очередного литературного конкурса: «Там огромное жюри, куда входят уважаемые литераторы и бизнесмены, мне интересно: они все это читают?  Они способны получить хоть какое-то эстетическое удовольствие от чтения, к примеру...» — и дальше следовало название любой книги любого автора.

Одним словом, гибель этого «Титаника» может вызвать жалость разве что у тех, кто был непосредственно связан с историей газеты — выписывал ее в советское время или даже писал для нее. Жизнь, сама жизнь со свойственной ей прямотой и откровенностью показала, что читателям не нужна главная газета о культуре, окаменевшая от сознания собственного величия. Куда полезней наличие пусть небольшой, но постоянной рубрики в популярных изданиях.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии