Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мгновение в бронзе

05 сентября, 2017

Скульптура «Царская охота» всемирно известного мастера Даши Намдакова пополнила постоянную экспозицию иркутской Галереи Виктора Бронштейна.

На это событие пригласили журналистов, для которых Виктор Владимирович лично провел мастер-класс и смог так рассказать о приобретенной композиции, что все присутствующие по-настоящему «услышали и увидели» запах степи, топот лошадиных копыт и как ветер мимо промчавшихся всадников. Такая картина была представлена в виде величественной конной скульптуры, воспроизводящей сцену ритуала охоты, священной в азиатской древности.

1.jpg

— Сегодня «Царская охота» буквально первый день предстала перед вашими глазами, — открывая презентацию скульптурной композиции, сказал Виктор Бронштейн. — Ее особенность, в отличие от более ранних работ Даши, в том, что ее восприятие не требует специальной подготовки, каких-то особых знаний. Она интересна как взрослым, так и детям. Например, для ребенка очень интересны сцены охоты, где изображены лошади, где рядом, не касаясь земли, мчатся охотничьи барсы. Наездник держит на руке сокола, готового броситься за добычей. Все изображено в яростном движении, полете, в летящем мгновении. Гордо держатся в седле всадники — молодой царь и царевна, скачущая чуть впереди него.

С этой скульптурной композицией я познакомился несколько месяцев назад, когда принимал участие в Санкт-Петербургском экономическом форуме. В рамках форума там проходила выставка, где были другие достойнейшие работы Даши, но когда я увидел «Царскую охоту», то не мог в нее не влюбиться, не мог отвести глаз. Летящие кони, натянутая тетива лука, только что выпущенная стрела, которая вот-вот поразит цель, развевающиеся на всадниках одежды, амулеты, шкуры, волосы, свист ветра, летящие за наездниками барсы… Это запечатлено в движении, в свободном порыве стремительной скачки, и мы будто слышим горячее, прерывистое дыхание животных, крики всадников, подгоняющих лошадей. Я не мог оторвать глаз от скульптурной композиции и решил, что она обязательно должна предстать перед нашим иркутским зрителем в ближайшее время и стать достойнейшим экспонатом нашей галереи.

2.jpg3.jpg

Сейчас мы снимаем документальный фильм о Даши Намдакове, которым занимается замечательный режиссер Сергей Мирошниченко, лауреат Государственной премии, член президентского совета по культуре. Я придумал название фильму — «Посредине мира». Это строчка из стихотворения Арсения Тарковского:

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.

Даши остается верен своим традициям. Как правило, во многих его скульптурах показана древность, ведь история началась не две тысячи лет назад с летоисчисления христианства, — продолжил Виктор Бронштейн. — История человечества началась намного раньше, и эта скульптура напрямую относит нас в те давние времена. Посмотрите, сколько разных символов на одежде всадников! Они запечатлены в виде животных, птиц, мифов степных народов, которые в IX—X веках обжили обширные пространства в районе Тувы.

4.jpg

Эта скульптура была выполнена по заказу руководства этой республики и при кураторстве нынешнего министра обороны Сергея Шойгу, который, как вы знаете, родом оттуда и является большим поклонником творчества Даши Намдакова. Даши ее сделал высотой четыре метра, скульптура установлена в парке Кызыла, столице Тувы, для всеобщего обозрения. А для нашей галереи выполнена точно такая же, только в уменьшенном размере.

Скульптура словно сделана специально для нашего выставочного пространства, она органично в него вписалась и смотрится здесь потрясающе. В этой скульптуре дух дохристианской древности, из которой мы все выросли, из которой пошли все религии. Здесь сочетаются скифские традиции, мифы и символы. В этой композиции, как вы видите, семь фигур, но если подробно начнем рассматривать узоры на доспехах, седле, збруе, другой одежде наездников, то еще увидим бесконечное множество изображений и сюжетов из древнего язычества, шаманизма, раннего буддизма.

Виктор Бронштейн отметил, что его галерея — первая и единственная в России, где существует постоянная экспозиция работ Даши Намдакова. «Во многих музеях России и за рубежом представлены его работы, но вот такая постоянная экспозиция есть только у нас», — подчеркнул Виктор Владимирович.

«Царская охота» стала седьмой по счету станковой скульптурой работы Даши Намдакова, представленной в постоянной экспозиции Галереи Виктора Бронштейна.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»,
и пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.

На фото: «Царская охота». Композиция в столице Тувы;

Фрагменты композиции, установленной в галерее;

Рассказывает Виктор Бронштейн

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии