Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Изба без печи, что дом без крыши

17 января, 2017

Общеизвестная тенденция — человечество постепенно перебирается в города, сельское население неуклонно сокращается, и некоторые эксперты прогнозируют слияние крупных мегаполисов в некое единое целое, покрывающее едва ли не всю планету. Иркутский район идет вразрез с мировой тенденцией: население Урика, Грановщины и Хомутово растет такими темпами, что энергетики не успевают увеличивать возможности трансформаторных подстанций и сетей.

Прирост! Еще прирост!

Осенью 2016 года сотрудники «Восточных электрических сетей» (подразделение Иркутской электросетевой компании) приступили к реконструкции сети 10 киловольт, отходящей от подстанции «Урик». Энергетики видели главной целью проводимых работ перераспределение нагрузки между воздушными линиями, соединяющими Урик и Грановщину. Директор ВЭС Алексей Садохин отметил в этой территориальной зоне ежегодный прирост электропотребления на 10 процентов.

— Урик, Грановщина и Хомутово фактически превратились в спальные районы Иркутска, — констатирует Алексей Садохин. — Поверьте, ни одна энергосистема не выдержит такого роста потребления, причем рост происходит каждый год на протяжении нескольких лет подряд. Мы в 2010 году ввели в Урике подстанцию на два трансформатора по 25 тысяч килоВольт-Ампер (кВА), а уже летом 2016-го пришлось увеличить установленную мощность — менять один трансформатор на 40 тысяч кВА. В прошлом году на ПС Хомутово вместо 16-тысячника поставили трансформатор на 25 тыс. кВА, а сегодня возможности подстанции опять на пределе. В Карлуке заменили трансформатор с увеличением мощности до 16 тысяч кВА. В Грановщине было два по 10 тысяч, в этом году еще один трансформатор на 6,3 тысячи кВА установили. Но и этого тоже уже мало. Сейчас, в пик морозов, загрузка трансформаторов  в зоне развития Иркутского района близка к номинальным параметрам. А все потому, что люди хотят жить на природе, а работать в городе.

На электричество надейся…

Однако, перебравшись из города в деревню, новоселы хотят иметь в доме городской комфорт, но не собираются прилагать сами какие-то усилия. Многие «новые сельские жители» строят дома, изначально рассчитанные только на отопление от электрического бойлера. Печей в таких домах нет в принципе. В каком-то смысле энергетикам Иркутской области такое поведение земляков должно быть даже лестно, потому что говорит о полной уверенности потребителей в надежности энергоснабжения и о сравнительно невысокой стоимости энергии, — сколько бы ни накрутил счетчик, потребитель сможет оплатить счет. Но приходится не столько гордиться, сколько тревожиться. Иркутская область видела всякие форс-мажорные события (как сказал начальник областного управления МЧС, «бывает все, кроме цунами»), и время от времени отключения вполне возможны — что будет в таком случае с домом без печи на твердом топливе, в Сибири никому объяснять не надо.

В ноябре жители новых улиц Грановщины даже начали жаловаться на отсутствие электроэнергии властям и в СМИ. Продемонстрировали весь набор проявлений «стихийного бедствия на отдельно взятой улице»: дети в кофтах и унтах, неработающее электрическое отопление, темные окна по вечерам. У жителей старых районов поселка даже при отключенной электроэнергии таких проблем нет: печь и греет, и приготовить можно.

— Мне такое поведение людей непонятно, — признается Алексей Садохин. — Как можно в Сибири жить в деревне без печи? Случиться может все что угодно — ураган, лесной пожар, техногенные аварии исключать тоже нельзя. И что тогда делать в поселке, где целые районы вообще без печного отопления? Осенние отключения в Грановщине были вызваны, конечно, не форс-мажорными обстоятельствами, а плановыми работами по реконструкции сетей. Энергетики заранее предупредили, что окончание работ запланировано на 16 декабря, но и после этой даты время от времени отключать энергию будут.

— Может быть, лучше было бы организовать реконструкцию летом? — спросили мы у Алексея Садохина. — Меньше жалоб было бы...

— К сожалению, это не так, — ответил директор ВЭС. — Зимой жалуются, что мы отключаем в 9 утра и включаем в 18 часов, потому что люди приезжают с работы в промерзший дом.  А летом — на отключенный холодильник и пропавшие продукты. Требуют даже денежной компенсации за все испортившееся. Так что в любое время года найдутся недовольные. И отключения будут ровно до той поры, пока будет прирост населения Урика, Грановщины и Хомутово. Безусловно, работы в самые жестокие холода не проводятся. Во второй декаде января, например, работы на электрических сетях в Грановщине не ведут — ночью морозы достигают 30 градусов, днем теплеет всего на несколько градусов. Что касается отключений в осенне-зимний период, то они неизбежны. Ведь работы по ликвидации аварий, реконструкции сети, подключению новых потребителей без отключений просто невозможны. Поэтому застройщикам самое время оглянуться на опыт коренных сельских жителей и принять решение о строительстве в доме полноценной печи, не зависящей от внешних источников энергии и способной спасти от холода в любой мороз. Как бы ни старались профессионалы-энергетики обеспечить потребителей электроэнергией по потребности, у электрического оборудования есть пределы возможностей, для ввода нового есть определенные условия и сроки работы.

Думайте сами, решайте сами

Итак, вывод очевиден: регулярное проведение работ по модернизации электрических сетей вызвано высокой динамикой нагрузки в районах интенсивного жилищного строительства. Ситуация стабилизируется лишь после того, как рост потребления снизится до одного-трех процентов в год, и только после этого отпадет необходимость в повышении пропускной способности электрических сетей. В ближайшие три—пять лет плановые отключения в Иркутском районе неизбежны.

Но дело может затянуться и по чисто бюрократическим причинам. Новых районов нет в генеральных планах поселений. Застройка ведется хаотично и неодновременно — это тоже создает проблемы при подключении к сетям. А ведь и энергетикам под объекты инфраструктуры нужны земельные участки. На каждый объект нужна экологическая экспертиза, на каждый объект требуется разрешение местных властей — все это требует времени и денег, все это растягивает сроки строительства и подключения потребителей.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии