Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Почему мне не восемнадцать!»

27 апреля, 2015

Заслуженная артистка России Елена Мазуренко отметила юбилей

10.jpg

Елена Сергеевна не из тех людей, с которыми всегда удается сделать стандартное интервью. С ней гораздо интереснее вести разговор по душам: о времени, о людях, о ее любимом драматическом театре. Главное ведь не только то, где родился, как учился, кем стал. Чтобы понять человека, важно услышать его мысли, почувствовать состояние его души.

Отмечая круглую дату, Елена Сергеевна заявляет: «Не осознаю, что эти цифры относятся ко мне. Я с этим не согласна!». Когда-то давно 15-летней девочкой она попала в Иркутское театральное училище, сразу после которого пришла работать в  драмтеатр.

— Раньше здесь было не так много артистов, не больше сорока человек. И существовала традиция: первая гримерка — начальная, для молодежи. — рассказывает Елена Мазуренко. — Потом, поиграв в труппе несколько лет, можно было получить место в следующей гримуборной. В третью артисты переходили уже со званием (когда я пришла в театр, в ней всегда готовилась к спектаклю народная артистка РСФСР Галина Крамова). Когда мне через некоторое время предложили перейти в следующую гримерку — отказалась. И вот уже 45 лет сижу в этой комнате за этим столом.

Елена Мазуренко не изменяет себе. То, что издавна стало родным, таким и останется. Место, где гримировалась для спектакля; близкие друзья, с которыми бок о бок начинала творческий путь, о которых вспоминает в каждом разговоре и всегда с теплотой: Владимир Алексеев, Юрий Ицков, Георгий Шипунов… театр, которому отдала себя всю, без остатка. Позади роли, множество ролей: Шура Азарова в «Давным-давно», Катрин в «Мамаше Кураж», Варя в «Вечно живых», Шарлотта в «Вишневом саде», Улита в «Лесе», Варвара Васильевна в «Осенних скрипках», Бланш в «Трамвае «Желание» и другие.

Особняком стоят работы по вампиловским пьесам: Нина («Старший сын»), Таня («Прощание в июне»), Валентина («Прошлым летом в Чулимске»), Вера («Утиная охота»), Виктория («Провинциальные анекдоты»), Васюта («Двадцать минут с ангелом»).

— Играла во всех спектаклях по Вампилову, много общались лично, но у меня с ним нет ни одной фотографии, — рассказывает актриса. — Как и с Валентином Распутиным, хотя мы знали друг друга 45 лет, были соседями. Память об этих великих людях остается в душе. Моя творческая жизнь складывалась по-разному, но я всегда чувствую поддержку тех, кого сейчас нет в театре, но кто когда-то здесь работал, кого я знала и любила. Мне кажется, они меня поддерживают. 

Работа актрисы сложна не только большими текстами и умением хорошо играть роль. Вышел на сцену — и ты открыт, весь как на ладони.

— Выглядеть достойно меня всегда заставляла профессия, — говорит Елена Сергеевна. — Родилась дочь – через два месяца уже репетировала в спектакле «Восемь любящих женщин». Родился сын — и еще в роддоме на больничной койке, приподнимаясь, делала зарядку. Позже, когда он был еще грудничком, как бы трудно ни было, вставала утром и бежала на набережную. Я просто никакая надевала кроссовки, а муж говорил мне: «Куда ты, скоро совсем упадешь». Это злило и давало силы выбегать на пробежку. Всегда считала, что обязана так поступать, — это часть моей профессии.

…В одном из прошлых интервью Елена Мазуренко рассказывала об Иркутске, каким он был во времена ее юности, в какие кафе любили забегать студенты театрального училища, по каким улицам гуляли. О сегодняшнем дне разговор особый:

— Сейчас другие ритмы, все быстрее делается. У меня ощущение, что это какой-то странный бег. Бежишь, чтобы бежать. Но я четко поняла, что есть дата моего рождения и моей смерти. И то, в каком темпе я буду двигаться и какой походкой, не имеет никакого значения. Современность — это время, которое я еще пробую понять, потому нарочно себя замедляю, чтобы приостановить бег, хотя ему поддаешься как вирусу. Мне хочется чувствовать атмосферу, в которой нахожусь; хочется быть рядом с близкими полностью, а не машинально, думая о том, что мне срочно нужно где-то что-то сделать. Помню, как-то шла домой после спектакля вместе с Капитолиной Ивановной Мыльниковой. И она мне говорит: «Ты куда бежишь-то? Иди спокойно. Пройди этот путь просто, для себя».

20.jpg

Творчество артистки не заключено рамками профессии. Наоборот, для тех, кто хочет попробовать что-то новое, сцена всегда может стать стартом к интересным открытиям. Как это произошло, когда Елена Мазуренко готовила поздравительные фильмы к юбилеям народных артистов России Виталия Венгера и Виктора Егунова. Для записи поздравления от Михаила Ульянова актриса ездила в Москву. Михаил Александрович потом звонил Виталию Константиновичу: «Если у тебя такие ученицы, которые в Москве решают все проблемы в течение дня, Виля, я тебе завидую». На вопрос, как так получилось, Елена Сергеевна отвечает:

— Я точно знаю, что Бог благословляет помысел. Все сложилось, потому что мне просто хотелось сделать подарок своему мастеру. Бывают проблески вдохновения, когда могу написать интересный капустник, снять такую передачу. Однажды как режиссер делала самостоятельный спектакль про «Федота-Стрельца» с двенадцатью ведущими артистами нашего театра. Знаете, у актера нет прошлого. Важно только то, что ты можешь делать сегодня. И я всегда проверяю, что я могу сделать. Сейчас много играю, работаю с удовольствием. И этого достаточно.

О ролях сегодняшнего дня Елена Сергеевна рассказывает с радостью:

— Мне нравится играть характерные роли. Если говорить о недавних работах — это «Халам-бунду», где я выхожу в образе ярой коммунистки. Мне нравится сама пьеса Юрия Полякова. Люблю очень «живой» спектакль «Комната невесты», монолог моей героини «Почему мне не восемнадцать!». Особой статьей идет «Оскар и Розовая дама». За эти мои работы, за такой замечательный материал я очень благодарна режиссеру, заслуженному артисту России Геннадию Гущину. В «Оскаре» мне повезло с партнершей — актрисой Настей Шинкаренко, с которой я могу говорить о профессии, о том, что и как мы делаем на сцене. Этот спектакль дает понимание того, что наш труд не пустой. Часто задаю себе вопрос: почему я не живу так, какой играю Розовую даму? У меня пока не получается, но думаю, Бог даст мне время, чтобы к этому прийти.

На вопрос, что любит, а что нет, Елена Мазуренко не задумываясь отвечает:

— Я не терплю вранья. Мне кажется, что лицемерие — это самый страшный грех. Сколько ни крутись, со стороны, как из зрительного зала, всегда видно, что ты фальшивишь. Люблю легких людей: мне кажется, что они счастливые. Люблю людей, у которых есть внутренний стержень, я их отличаю, сразу чувствую. И даже если не согласна с их мнением, все равно уважаю. Люблю восхищаться теми, кто смог себя образовать, развить. Люблю встречать по жизни Учителей. И сейчас, когда ко всему уже привыкла, жду от жизни новых интересных встреч.

Чего мы Вам, Елена Сергеевна, и желаем. С днем рождения!

Ольга Олекминская, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова и из архива театра.

На фото: В спектакле «Первая любовь»;

В спектакле «Сильвия»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии