Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Мы должны хранить память»

07 августа, 2017


1.jpg

30 июля 1937 года был подписан секретный приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», исполнение которого стоило жизней множеству людей. Накануне 80-й годовщины этого события в рамках проекта «Прогулки по старому Иркутску» кандидат исторических наук, доцент Петр Боханов прочитал для горожан лекцию «Репрессированное детство». Кроме того, участники мероприятия — более 130 человек — посетили мемориал жертвам политических репрессий в Пивоварихе, где в четырех рвах-накопителях захоронены около 17 тысяч человек.

«Прогулка» началась у Дворца детского и юношеского творчества на улице Желябова, 5. Когда-то он назывался Дворцом пионеров и октябрят. Место это выбрали не случайно.

— Инициатором открытия Дворца пионеров и октябрят был первый секретарь Иркутского обкома ВКП(б) в 1937—1938 годах Александр Щербаков. Правильнее сказать, ему дали возможность показать, будто это была его инициатива. Его когда-то прислали к нам с должности второго секретаря Ленинградского обкома, если так можно выразиться — для коммунистического воспитания иркутян. Не сразу его имя было присвоено Дворцу, но по мере роста числа «заслуг», из-за которых мы сегодня собрались. Партия очень высоко ценила его деятельность в этой сфере, и сам Сталин очень доверял Щербакову, — рассказывает Петр Боханов. — Никита Сергеевич Хрущев сказал, что Щербаков — самый удивительный человек с точки зрения преступлений, которые он совершил и наказания за которые он не понес.

На «Прогулке» прозвучали и воспоминания детей, родители которых были репрессированы. Для многих семей это влекло также смерть для потерявших опору детей. «Одна я осталась из большой работящей семьи», — писала, например, Александра Широких, у которой когда-то было 17 братьев и сестер. Всего, как сообщил лектор, по данным на 4 августа 1938 года, в Прибайкалье у репрессированных родителей было изъято 17 355 детей и намечалось изъятие еще 5 тысяч, и это только официальные данные. В марте 1939 года в исправительно-трудовых лагерях у заключенных матерей находится 4,5 тысячи детей ясельного возраста, которых тоже предлагалось изъять. В военные годы вместе с родителями репрессиям подвергались дети депортированных народов: поляки, немцы, чеченцы, крымские татары и многие другие.

 — Крайне сложно ответить на вопрос, которым задаются все пострадавшие: «За что?». За что им досталась такая доля? Десятки, может, сотни жителей Иркутской области задаются им, — отметил Петр Боханов. — А сколько тех, кто уже ничего не спросит! Но что мы можем сделать — помнить об этих людях, помнить об этих событиях, о достоверных фактах. Мы должны хранить память.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: На мемориальном кладбище в селе
Пивовариха, Иркутского района
 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии