Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«В строках певучих и в картинах эпохе памятник сложу…»

03 декабря, 2012

 

Встреча с меценатом, поэтом, бизнесменом
Виктором Бронштейном

 

Виктор Бронштейн — человек во всех отношениях успешный. Крупный предприниматель, глава многопрофильной фирмы «СибАтом», член Союза писателей России, друг многих литераторов и художников, меценат… Но и это далеко не все. Вернее, каждое из этих определений можно расшифровывать, рассказывая о нерядовых фактах, к которым он причастен. Например: несколько лет назад около старого моста вырастает целый квартал непривычной архитектуры… Появляется памятник… Восстанавливается храм… Открывается мемориальная доска… Издается книга, выходит журнал «Сибирь»… Проводится крупная выставка художников… И о каждом таком факте хочется опять же знать подробности. Поэтому гостем редакции «Байкальских вестей» в один из дней ноября стал именно этот человек. Виктор Бронштейн.

Гостя представил генеральный директор издательства «Байкальские вести» Владимир Матиенко:

— Бизнесмен, поэт, меценат, большой друг нашего коллектива! Мы часто общаемся — кипучая деятельность его поражает и заслуживает внимания общественности: редкий человек вкладывает свою душу, сердце, а не только финансы в яркие, общественно значимые проекты.

Общение с журналистами Виктор Бронштейн начал разговором о своем, наболевшем:

— Начну с последних событий. На прошлой неделе мы отметили 15-летие «Вернисажа», положившего начало нашей культурно-просветительской работе в области живописи. Да, именно 15 лет назад мы с моим другом, поэтом Геннадием Гайдой открыли на улице Урицкого ресторан «Вернисаж», интерьер которого украшали многочисленные картины иркутских художников. Гайде в тот день исполнялось 50, у него только что вышла поэтическая книжка, его приняли в Союз писателей… И мы собрали в одном зале больше 120  человек — художников, писателей и бизнесменов, юбиляра поздравили губернатор и мэр… Казалось, что элита города подружилась навеки и все повернулись лицом к культуре.

Но, увы! И с культурой туго, и вот уже четыре года, как мы простились с Геной…

А совсем недавно в его память мы основали фонд его имени и литературную премию и вручили ее десяти нашим писателям – авторам журнала «Сибирь», а также архимандриту Тихону за публикацию в том же журнале отрывков из книги «Несвятые святые», ставшую в какой-то мере сенсационной, и главному редактору журнала Василию Козлову, который после 25 лет работы решил оставить пост редактора и уступил его достойному преемнику, известному писателю Александру Лаптеву.

Сегодня, кстати, не совсем понятна ситуация с журналом — будет ли он печатным органом для всех писателей Иркутска? Ведь у нас три областные первичные писательские организации (одну из них вот уже год возглавляет как раз он, Виктор Бронштейн. — Авт.). Меня волнует, что нет единства в обществе, нет христианской любви среди иркутских литераторов, даже входящих в одну организацию — Союз писателей России. Как мы любим уколоть друг друга… Иркутск, который считается городом культуры, порой просто разъедают противоречия, далекие от христианской любви.

В частности, при перерегистрации журнала «Сибирь» почему-то одна организация посчитала себя «более российской» и старается не включать другую областную организацию в учредители журнала, не пускать в процесс выборов редколлегии. Наша организация численно меньше, но в ней состоят и Ким Балков, и Андрей Румянцев… Да и сам журнал в период безденежья не раз издавался на средства «СибАтома», но все это не в счет. Кому-то хочется ощутить себя выше, пусть не в творчестве, так хоть на поле брани. Думаю, министерство культуры и архивов примет взвешенное решение — ему принадлежит окончательное слово, ведь деньги у журнала бюджетные.

Что же касается живописи, то у меня собралась самая представительная коллекция реалистической живописи иркутских художников за последний век. В прошлом году она с успехом была показана в залах областного художественного музея, получила высокую оценку. Продолжение экспозиции — в моем офисе и дома. А недавно выставку в моем офисе посетили руководители Московского, Красноярского отделений Союза художников, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, председатель Арбитражного суда России и другие высокие гости.

Со стороны иркутян интереса к искусству пока немного. А вот в Китае вышло правительственное постановление о развитии масляной живописи, обязывающее каждую семью иметь в квартире как минимум одну живописную работу. Вот так радикально, в отличие от нас, решаются вопросы воспитания населения. Там престижно в каждом районе города иметь футбольную команду и в первую очередь — хорошую картинную галерею. Кстати, наши художники охотно продают им работы в Иркутске и так же охотно едут по их приглашению поработать в Китай, оставляя принимающей стороне все написанное.

Один оборотистый иркутянин основал в Китае картинную галерею, правда, уже четыре года он не может рассчитаться с иркутскими художниками. Фамилию его назову в следующий раз, если так и не рассчитается.

Меня Китай сначала пугал, а потом даже появилась крамольная мысль: может быть, спасение мира идет как раз оттуда, судя по их отношению к культуре, к экологии? Свою молодежь они активно обучают разным видам искусств, в том числе и живописи. А если говорить об экологии, то вот любопытный факт, который меня потряс: за последние двадцать лет они увеличили свои лесные насаждения в полтора раза! Мы свои леса вырубаем и вырубаем, в том числе и незаконно, а они нарастили и уже перешли к промышленным заготовкам искусственных насаждений. Сегодня их леса уже влияют на экологию планеты! Мы можем до бесконечности гордиться своим прошлым, багажом отечественной культуры, а  китайцы спокойно и деловито созидают свое сегодня и завтра.

Что я сам собираюсь делать в плане сохранения культуры? Вот собралось у меня более 600 полотен и скульптур — и где их хранить, где экспонировать? Думая об этом, мы приступили к строительству частного музея-галереи площадью от 800 до 1000 квадратных метров: четыре этажа под хранилище коллекции и под экспонирование.

— Такого в Иркутске, кажется, еще нет?

— Нет. Причем это будет музей и галерея современного искусства, но это не новомодный авангард, заполонивший всю Европу, — это серьезная реалистическая живопись последнего столетия.

— Сложно художнику устроить у вас выставку?

— Сложности в этом нет, галерея у меня и сейчас работает, под нее отведена часть коммерческих площадей рядом с мебельным салоном на улице Октябрьской Революции. Сейчас там проходит коллективная выставка иркутских художников, в декабре планируется персональная — Дмитрия Лысякова, его «Испанские мотивы», возникшие после нашей с ним и с Юрием Карнауховым поездки в Испанию.

В ходе разговора неизбежно возникла и тема бизнеса. Виктор Владимирович считает, что декларируемая поддержка малого и среднего предпринимательства — это  блеф, никакой поддержки нет, постоянно приходится сталкиваться с новыми трудностями. Это касается и его фирмы.

Пусть это не покажется странным, но Виктор Бронштейн озабочен культурой потребления вина как частью общей культуры человека — его фирма поставляет иркутянам из-за рубежа высококачественные вина. Но и в этой сфере есть новости, которые не радуют.

— Недавним постановлением федерального правительства алкогольные напитки запретили продавать на автозаправках, а у нас есть населенные пункты, где, кроме заправок, и магазинов-то нет. Кроме того, усложнили процесс получения оптовой лицензии на продажу алкогольных напитков, передав лицензирование в Москву, да и стоимость самой лицензии возросла в разы; ограничили по времени продажу спиртного в супермаркетах. И этим самым власти, я считаю, умышленно развязывают руки подпольной торговле спиртным. Ведь у нас поступает в продажу 50—60 процентов «левого» алкоголя, это признано официально. И чем больше трудностей на пути законных продаж, тем легче действовать бутлегерам, ведь всегда найдутся любители, которые будут покупать паленую водку из-под полы.

Все сказанное не означает, что «Сибатом» занимается только спиртным. У нас есть хлебозавод — уже лет 15 мы продаем в своих магазинах хлеб собственной выпечки, есть своя пивоварня, цех полуфабрикатов, кондитерское производство. В городе работают около тридцати фирменных магазинов «Багира» и «Виноград», есть учреждения общественного питания. Кроме того, мы делаем огромное количество новогодних подарков, в том числе и на основе благотворительности.

Но есть и совершенно неожиданное направление — строительная фирма.

— Вы строите от случая к случаю или это постоянный вид деятельности?

— До кризиса мы занимались строительством постоянно — например, построили один комплекс на улице Красногвардейской, другой, хорошо видимый со старого  моста, — на Ангаре, его даже называют визитной карточкой Иркутска. Сейчас на 1-й Советской строим… Строительство — не наш основной профиль, и все же эта работа ведется уже лет 10—15, и многим работникам нашей фирмы мы помогли решить жилищный вопрос.

— Интересно, скольких вы обеспечиваете работой?

— Тысяча рабочих мест создана на пустом месте, без участия государства. Первым работником был я сам. Ничего от застойных времен в наследство я не получил, хотя мой отец много лет был директором Иркутского мясокомбината. Но он человек принципиальный и всегда считал, что никаких акций от государственного предприятия частному лицу не должно быть.

— Меня интересует такой культурно-исторический объект, как Харлампиевская церковь (на пересечении улиц Горького и 5-й Армии), которой вы оказывали существенную помощь. Скоро ли завершится ее реставрация? И сколько, если не секрет, вы выделили на ее восстановление?

— Больше, чем на все картины и скульптуры, вместе взятые. Выделял, когда сложилась критическая ситуация: ушел губернатор Тишанин, и финансирование восстановления Харлампиевской церкви прекратилось. А работы не были закончены, дождь, ветер, снег — все попадало внутрь: окон еще не было, и самое главное – у здания не было сейсмопояса. Мы говорили об этом с отцом Евгением, настоятелем храма: случись землетрясение — здание развалится без этой защиты. И я решил: надо срочно помогать. Один раз выделил сколько-то, второй, третий… И только сейсмопояс закончили — через несколько дней вот оно, землетрясение. И церковь спокойно выстояла!

Сейчас освящены два придела, церковь работает и не развалится никогда. Сейчас я могу себе позволить другие приоритеты — я уже говорил, что увлечен строительством галереи-музея.

— По всему чувствуется, вам должен быть близок еще один священник и художник — это Олег Ушаков. У него тоже есть приход, и он очень талантливый живописец, отец большого семейства… Он не иркутянин, но в иркутском музее успешно проходят его выставки.

— Мы с ним давно собираемся встретиться — правда, пока не получилось по разным причинам. Но наше знакомство обязательно состоится.

— Чем обусловлено, что свой 60-летний юбилей вы провели на святой земле Иерусалима?

— Тем и обусловлено… Помогаю церкви, и не одной; думаю о душе и о Боге… Собираю старые иконы — в моей коллекции их с десяток. Потому и необходимой показалась наша поездка в Иерусалим. Кстати, в той нашей поездке «ветхозаветный», как я называю, еврейский подход как бы спорил с православием, с христианством. А у меня и корни такие: мама — Миронова, русская, православная, и я такой же; папа — еврей, поддерживает связь с синагогой… И в той нашей поездке были такие же сочетания и переплетения… Но ночью в Иерусалиме я, не зная города, пришел не к Стене плача, а ко Гробу Господнему, где уже стояли священники из нашей группы, приехавшие из другой гостиницы. Вот такой высокий, я бы сказал, Божественный знак правильного выбора.

— Ваше отношение к проекту «130-й квартал»?

— Жалею, что у меня там нет объекта. Дома там хорошо дополняют друг друга, место очень посещаемое. Я, вообще-то, не верил, что из этого что-то получится, но когда первое лицо области всерьез этим занимается, поддерживает — это обречено на успех. И получилась, на мой взгляд, неплохая старая деревня в Иркутске, хотя и стилизованная. Но когда будет пущен торговый комплекс, я не представляю, что там будет…

— Причем первоначально на этом месте планировалась открытая концертная площадка, которая могла стать эпицентром туристических интересов в 130-м квартале…

— А обернулось торговой площадью. Хотя и без того в городе какой-то торгово-транспортный коллапс. В минувшую пятницу, например, проехать было невозможно. И таких пятниц у нас скоро будет вся неделя. Я считаю, размещение новых торговых центров в черте города — это преступление по отношению к его исторической части. Город к этому не приспособлен. Приезжают иностранцы, что они видят? Рынки, магазины? А где у нас сам город, его история? Так что крупную торговлю, я считаю, надо выносить за пределы города.

— Какие памятники при вашем участии открывались, что еще планируется сделать в этом направлении?

— Самое главное – памятник Александру Вампилову возле драматического театра; бюст Пушкина возле того места, где раньше жили декабристы, получившие рукопись стихотворения «Во глубине сибирских руд…» Всего мы установили около 20 мемориальных досок — писателям, губернатору Сперанскому, купцам, адмиралу Невельскому… А из задуманного — «Я из стихов и картин слагаю памятник эпохе…» (смеется). Издаю книги, и не только свои. Из значимых коллективных сборников, например, недавно издана книга стихов «Жизнь — дорога, ведущая к храму». Кстати, в этом сборнике я не делил никого по писательским союзам. Представлены все, в том числе и те поэты, кто сегодня требует «не пущать» нас в журнал. Дико!

Занимаюсь строительством музея-галереи. Я ведь серьезно: это будет тоже памятник эпохе — из стихов, картин и из самого музея-галереи.

— Недавно у вас вышла очередная книжка?

— Что касается моих книг, то вышла книга «Назло разлукам и штормам», а 12 декабря в органном зале будет презентация нового сборника, я вас приглашаю. Название книги и вечера: «Жизнь, играй свое дивное скерцо». Хотите, прочитаю одно стихотворение?

Я недавно разбрасывал годы,
Как Онегин — наследство отца,
Как беспутный политик — заводы…
Думал: нету владеньям конца.
Ныне день отрываю от сердца,
Как последний червонец — купец…
Жизнь, играй свое дивное скерцо,
Дирижируй подольше, Творец!

— Кто ваши любимые писатели — вы им тоже помогаете?

— Поэты часто живут материально трудно, помогаю Николаю Зиновьеву, и не только тем, что издал недавно его книгу. Люблю этого поэта. Его стихи емкие, неожиданные, в них всегда точная мысль. Вот, например, его миниатюра «Железный занавес»:

Рухнул занавес — и что же?
Порешили господа:
Пропадать ему негоже,
Эй, подать его сюда!
Протащили по болотам —
Тяжеленный, паразит!
Между властью и народом
Он теперь у нас висит.

Или вот еще его стихотворение, которое никого не оставляет равнодушным:

В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, Он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский».
И Бог заплакал вместе с ним.

Таков Николай Зиновьев. Его, кстати, высоко ценит Валентин Григорьевич Распутин.…

…Разговор продолжался достаточно долго – о спорте и о картинах, о стихах и об интересных поездках. И разговор этот убеждал: да, Виктор Бронштейн — личность цельная и разносторонняя, как признают многие. Сам он так пишет о себе в одном из последних стихотворений:

Поэт без музы — не поэт.
Напрасны рифмы и страданья,
Стихи пусты, когда в них нет
Любви заветного дыханья.
Пусть не взаимной, но — большой,
Что целый шар земной объемлет.
Поэт всегда чуть-чуть смешной,
Но в нем под маской трагик дремлет…

— Виктор Владимирович, вопрос на засыпку: яхту не собираетесь покупать?

— Нет, предпочитаю вкладывать деньги в живопись, в литературу, в памятники… Кстати, хочу обратиться к читателям через газету: если у кого-то дома есть картины старых иркутских мастеров – покупаем! Рассмотрим любые предложения. Контактный телефон 20-99-60.

— А что бы вы пожелали нашим читателям в завершение беседы?

— Сейчас-сейчас… — И наш гость взял со стола листок бумаги и оставил несколько слов, которые мы охотно воспроизводим здесь.

«Пожелание читателям «Байкальских вестей»:

Давайте жить так, чтобы Бог не плакал над Россией!

Ваш Виктор Бронштейн».

Записала Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Виктор Бронштейн;

Новая книга Виктора Бронштейна

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии