«Отправиться в дорогу, к белой реке…»
В очередной раз своей выставкой фотопортретов и бытовых зарисовок удивил и заставил остановиться в нашем нестройном беге по жизни фотохудожник Сергей Игнатенко. Выставкой серьезной, глубокой, не требующей ярких эмоций и выражений чувств, но в то же время монументальной по внутренней сути. К снимкам он не сделал ни одной авторской подписи или комментария.
Его «безмолвные герои» взирают на нас с его полотен, а мы глядим в их глаза. Этот перекрестный диалог может долго не нарушаться. Эмоции просты, узнаваемы, искренни. Улыбающиеся или отстраненно-задумчивые, персонажи портретов ассоциируются с дружелюбностью, приветливостью, открытостью. Возле его картин можно подолгу стоять и размышлять, потому что они — о неспешном, о несуетном, о несиюминутном. Они — о вечном. Возле его картин не хочется говорить, не хочется комментировать их. Все это лишнее, необязательное. Хочется просто молчать, думать и смотреть.
…Открытие персональной выставки иркутского фотографа СергеяИгнатенко«Врата сновидения» состоялась 23 января в Усадьбе Сукачева. В экспозиции около 50 работ в разных жанрах: репортажная съемка, пейзажи и, в основном, портреты.
На снимках, сделанных за последние 15 лет, Сергей Игнатенко запечатлел жизнь в Усть-Ордынском Бурятском округе. В объектив его камеры попали бытовые зарисовки, эмоции людей, животные, природа.
Голова лошади и рядом женщина, повязывающая платок. А позади — уходящая вдаль равнина, а за ней высокий холм, а за холмом — необъятное пространство, переходящее в космос.
Люди на его полотнах – как древние сфинксы, которые своим молчанием, внутренней мыслью и покоем не нуждаются ни в каких пояснениях. Они просты и в то же время наделены какой-то житейской мудростью и знанием, чего не знаем мы, живущие в суете городов.Они несут в себе мудрость и какую-то высшую тайну бытия.
Вот обычная картинка из деревенской жизни. Простая изба, крепкие и добротные ворота, говорящие о зажиточности и трудолюбии хозяина, распряженная лошадь щиплет траву возле телеги, на которой возвышается примятая с нескольких сторон большая бочка для воды. Пройдет некоторое время, выйдет хозяин, неторопливо запряжет отдохнувшую лошадку, поправит и укрепит бочку, сядет сбоку, легонько кнутовищем даст знать, что пора ехать, и умное животное, потряхивая гривой, пофыркивая тонкими ноздрями, отправится в дорогу, к белой реке.
Зоркий глаз Сергея Игнатенко не оставляет в стороне ни одну мелочь, ни одну деталь, все подмечая, запоминая, фиксируя, делая снимок органичным, будто выросшим из этой черной и благодатной земли. Вот голова крестьянки, немного смущающейся камеры объектива и не понимающей, зачем ее снимают, ведь все ее достояние — это избороздившие лицо глубокие морщины и обветренные, загрубевшие руки. Но именно этим достоянием людей Сергей и любуется, и воспевает его.
Романтизируя, он не расцвечивает, не приукрашивает и не сгущает краски. Все предельно откровенно, просто, искренне. И нет потребности искать в его работах какие-то тайные смыслы, подтексты, слои. Все как на ладони. Вглядитесь в них.
Герои его снимков напомнили мне распутинских и астафьевских стариков и старух. Напомнили те истоки и корни, на которых держится земля и от которых идет все сущее. Которые питают ее и не дают остановиться жизни.
Лора Тирон, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.