Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Отправиться в дорогу, к белой реке…»

10 Февраля, 2015

В очередной раз  своей выставкой фотопортретов  и бытовых зарисовок удивил и заставил остановиться в нашем нестройном беге  по жизни  фотохудожник Сергей Игнатенко.  Выставкой серьезной, глубокой, не требующей ярких эмоций и выражений чувств, но в то же время монументальной по внутренней сути. К  снимкам он не сделал ни одной авторской подписи или комментария.

100.jpgЕго «безмолвные герои» взирают на нас с его полотен, а мы глядим в их глаза. Этот перекрестный диалог  может долго не нарушаться. Эмоции просты, узнаваемы, искренни. Улыбающиеся или отстраненно-задумчивые, персонажи портретов ассоциируются с дружелюбностью, приветливостью, открытостью. Возле его картин можно подолгу стоять и размышлять, потому что они — о неспешном, о несуетном, о несиюминутном. Они — о вечном. Возле его картин не хочется говорить, не хочется комментировать их.  Все это лишнее, необязательное. Хочется просто молчать, думать и смотреть.

…Открытие персональной выставки иркутского фотографа СергеяИгнатенко«Врата сновидения» состоялась 23 января в Усадьбе Сукачева. В экспозиции около 50 работ в разных жанрах: репортажная съемка, пейзажи и, в основном, портреты.

300.jpgНа снимках, сделанных за последние 15 лет, Сергей Игнатенко запечатлел жизнь в Усть-Ордынском Бурятском округе. В объектив его камеры попали бытовые зарисовки, эмоции людей, животные, природа.

Голова лошади и рядом женщина, повязывающая платок. А позади — уходящая вдаль равнина, а за ней высокий холм, а за холмом — необъятное пространство, переходящее в космос.

Люди на его полотнах – как древние сфинксы, которые своим молчанием, внутренней мыслью и покоем не нуждаются ни в каких пояснениях. Они просты и в то же время наделены какой-то  житейской мудростью и знанием, чего не знаем мы, живущие в суете городов.Они  несут в себе мудрость и какую-то высшую тайну бытия.

Вот обычная картинка из деревенской жизни. Простая изба, крепкие и добротные ворота, говорящие о зажиточности и трудолюбии хозяина,  распряженная лошадь щиплет траву возле телеги, на которой возвышается примятая с нескольких сторон большая бочка для воды. Пройдет некоторое время, выйдет хозяин, неторопливо запряжет отдохнувшую лошадку, поправит и укрепит  бочку, сядет сбоку, легонько кнутовищем даст знать, что пора ехать, и умное животное, потряхивая гривой, пофыркивая тонкими ноздрями, отправится в дорогу, к белой реке.  

Зоркий глаз Сергея Игнатенко  не оставляет в стороне  ни одну мелочь, ни одну деталь, все подмечая,  запоминая, фиксируя,  делая снимок органичным, будто выросшим из этой  черной и благодатной  земли. Вот голова крестьянки, немного смущающейся  камеры объектива и не понимающей, зачем ее снимают, ведь все ее достояние — это  избороздившие лицо глубокие морщины и  обветренные, загрубевшие руки. Но именно этим достоянием   людей Сергей и любуется, и воспевает его. 

Романтизируя, он не расцвечивает, не приукрашивает  и не сгущает краски. Все предельно откровенно, просто,  искренне. И нет потребности  искать  в его работах какие-то  тайные смыслы, подтексты, слои. Все как на ладони. Вглядитесь в них.

Герои его снимков напомнили мне распутинских и астафьевских стариков  и старух. Напомнили те истоки и корни, на которых держится земля и от которых идет все сущее. Которые питают ее и не дают остановиться жизни.

Лора Тирон, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии