«Строить аэропорт на останках людей недопустимо. Переносить захоронение — значит уничтожить его»
Открытое письмо губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко
Уважаемый Сергей Владимирович!
По сообщениям прессы, мемориальное кладбище жертв террора в урочище Пивовариха под Иркутском, где в 1937—1938 гг. сотрудники НКВД тайно закапывали тела расстрелянных, находится под угрозой. Это кладбище, еще в 1997 г. объявленное постановлением тогдашнего губернатора области памятником истории и культуры регионального значения, расположено рядом с Иркутским международным аэропортом, и журналисты утверждают, что новая взлетно-посадочная полоса, которую планирует выстроить аэропорт, пройдет по территории захоронения.
Эти утверждения выглядят достаточно правдоподобными, ибо они подтверждаются публичными заявлениями руководителей области, в чье ведение в 2014 г. был передан аэропорт. В том числе, к сожалению, и Вашими, Сергей Владимирович. Так, в интервью газете «Восточно-Сибирская правда» Вы сказали: «Существует два варианта решения проблемы. Либо мы цивилизованно переносим Мемориал и делаем его более доступным для людей, либо проектируем полосу таким образом, чтобы она его не задела. Но, честно говоря, я не думаю, что будет правильным ставить крест на развитии этой территории» (ВСП. 2015. 27.01). Таким образом, вариант уничтожения («переноса») мемориального кладбища рассматривается Вами по меньшей мере как допустимый.
Нам этот вариант представляется совершенно недопустимым. В лесу у Пивоварихи, по официальным данным, захоронены останки не менее чем 15—17 тысяч человек (а по некоторым оценкам, до 27 тысяч), и тревожить их прах ради того, чтобы сэкономить средства на модернизацию аэропорта, безнравственно. Не говоря уже о том, что это противозаконно: территория захоронения была объявлена памятником истории и культуры, а следовательно, любое строительство на этой территории без специального разрешения органов охраны памятников недопустимо.
В печати озвучиваются и такие предложения: мол, постановлением 1997 г. памятником истории и культуры было объявлено все захоронение целиком, то есть территория, занимающая около 200 гектаров. Давайте сократим эту территорию до 3—7 гектаров, то есть до участка, на котором расположен собственно мемориальный комплекс («стена скорби» и 4 братские могилы, обустроенные на месте исследованного фрагмента захоронений), а остальное пустим в хозяйственный оборот.
Это столь же недопустимо — по крайней мере до тех пор, пока не проведено полное комплексное обследование всей территории, не выявлены точные границы зоны захоронения, не сделаны научные оценки общего числа погребенных здесь людей. Пивовариха — не просто «памятник истории и культуры регионального значения». Это еще и вещественное доказательство массового преступления против человечности, совершенного 77—78 лет назад. А уничтожение вещественных доказательств преступления само по себе является уголовно наказуемым деянием.
И последнее. Полетная зона ответственности Иркутского международного аэропорта за последние десятилетия «прославилась» рядом громких авиакатастроф. Пусть это звучит не очень рационально и даже слегка отдает метафизикой, но уверены ли Вы, что проведение новой взлетно-посадочной полосы по останкам тысяч жертв государственного произвола (в том числе, как можно понять из Вашего интервью, и по останкам Вашего деда) повысит безопасность полетов в этой зоне?
Правление историко-просветительского, правозащитного,
благотворительного Международного общества «МЕМОРИАЛ».
Фото Александора Новикова, «Байкальские вести».
На фото: Иркутский аэропорт в последнее время
работает неплохо. Плох вариант его модернизации,
предлагаемый губернатором и правительством области…
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.