Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Время воевать и время созидать…»

12 октября, 2015


10.jpg

В Иркутском областном художественном музее имени В.П .Сукачева работает выставка живописных и скульптурных произведений советского искусства.

Открывая 30 сентября экспозицию, генеральный директор музея Александр Гимельштейн сказал:

— Сегодня мы открываем выставку, которая посвящена столетию со дня рождения Алексея Дементьевича Фатьянова — легендарного директора Иркутского художественного музея, за годы своей работы собравшего богатейшую коллекцию произведений известных столичных мастеров. Коллектив готовил ее около четырех месяцев, и в этой подготовке были задействованы и реставраторы, и  научные сотрудники, и сотрудники фондов и хранилищ. Работы, которые он скомплектовал в художественном музее, — это работы не только советского периода.   То, что вы увидите сегодня, — это лучшее, что дали середина и вторая половина XX века в России.

Мы назвали выставку «Время наших отцов». И это тоже символично, потому что XX век — это время наших отцов и дедов, а той части аудитории, которая молода, это уже время прадедов.  Наши родители, которые живы, и те, что ушли из жизни, прожили это время таким, каким оно было. Оно было трудным, сложным, трагическим и героическим. Но в нем была и любовь, и романтика, и стремление строить и спасать Отечество, когда Родина этого требовала, и все это отразилось  на полотнах художников, которых вы увидите.

Присутствовавший на открытии выставки губернатор Сергей Левченко сказал теплые слова в ее адрес:

— Идея выставки прекрасна, и сегодня она имеет чрезвычайную важность. В первую очередь для молодого поколения.  Мы все знаем, как хотели бы молодые люди гордиться своими отцами, своей историей. И эта потребность в какой-то мере удовлетворяется и этой выставкой.  Она дает такую возможность. Алексей Дементьевич, наверное, был одним из самых великих собирателей за всю историю музея, и совершено правильно, что его столетие отмечается именно так. Он сотрудничал со многими собирателями картин.

30.jpg

Недавно ушел из жизни на 97-м году известный собиратель картин Юрий Александрович Перекальский, подаривший немало полотен  художественному музею, — профессионал высшей пробы, человек щедрый, талантливый. Природа одарила его светлым умом, мудростью, добрым сердцем. Спасибо устроителям выставки, вы делаете большое и нужное дело, а всем знакомым я буду советовать  посетить ее.

Продолжил выступление на открытии  выставки мэр города  Дмитрий Бердников, который также подчеркнул ее большое значение в культурной жизни города:

— Я неоднократно говорил, что для того, чтобы любить Иркутск, отдавать всего себя работе на благо этого города, необязательно родиться в Иркутске, тому подтверждение жизнь Алексея Дементьевича Фатьянова. Наполняя музей и в голодное послевоенное время, и в последующие годы он думал о поколениях, которые будут жить позже. И в том, что мы гордимся областным художественным музеем, называя его сибирским Эрмитажем, велика заслуга Алексея Фатьянова.

Интересной особенностью выставки было то, что представленные здесь художники условно называемого советского периода не просто  созерцали окружающий мир, а всегда стремились запечатлеть его в красках, видели по-новому прежнее, показывали необычное в обычном. Здесь представлены мастера, имена которых известны, и те, кто остался в тени времени, но не менее интересен сегодняшней публике. Все эти картины извлечены из фондов художественного музея и представляют большой интерес не только для специалистов-искусствоведов, но для самой широкой аудитории. 

Около 2000 единиц — «целых два вагона», как говаривал  сам Алексей Дементьевич,  —  было закуплено только в период с 1948 по 1949 год, и  постепенно за время его руководства коллекция музея увеличилась с 3 тысяч произведений до 12 тысяч.

Вклад Алексея Фатьянова в развитие Иркутского художественного музея огромен. Он был неутомимым коллекционером, радел и заботился о своем музее как о родном и любимом детище. Сразу после войны, когда, казалось бы, людям было не до искусства, когда  страна была разрушена и бедна, он постоянно ездил в столицу  и договаривался с различными музеями, встречался с художниками и делал заказы. Фатьянов понимал, что как раз в такое время и нужно думать об искусстве, потому что нет для него каких-то отдельных благоприятных времен, когда о нем думать, а когда нет.

«Есть время воевать, — писал он в одном из писем, — и есть время жить, творить, поднимать страну, любить, рожать детей, воспитывать смену, так как же может искусство быть в стороне, как же не обратиться к нему за помощью?! Искусство может вылечить,  очистить душевно, поднять настроение, залечить раны».

20.jpg

Проходя по залам музея, где развернулась выставка, попадаешь, как на машине времени, в середину XX века, где с картин на тебя смотрит ушедшая эпоха героических людей и всего того, что  их окружало. Казалось бы, то же небо, земля, дома, цветы, деревья, но на всем печать прошедшей войны. Она в глазах людей с портретов, в той же политой кровью земле и проросшей на ней траве, в покосившихся крышах домов, случайно уцелевших после пожарищ, в многочисленных фанерных памятниках со звездой у проселочных дорог. Но на той же выставке торжество победы над врагом, пришедшая мирная жизнь, полевые цветы в руках  юных девушек в неброских косыночках, спешащих на колхозные фермы.

Выставка произведений советского искусства вызывает на размышления, тревожит память, напоминает о великих  свершениях и делах предшествующих поколений, на долю которых выпали суровые испытания, но они до конца остались людьми, выстояли  и победили.  

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»,
и Александра Новикова.

На фото: Портрет Алексея Фатьянова работы
Ивана Несынова. 1974 год;

Скульптурный портрет Александра Твардовского
работы Сарры Лебедевой. 1943 год;

Сергей Левченко, Дмитрий Бердников
и Александр Гимельштейн (справа налево)
на открытии выставки

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии