Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Дни и ночи битву трудную вели»

13 мая, 2020

«Прогулки по старому Иркутску»: 1941–1945

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых "Альянс"» открыла девятый сезон проекта «Прогулки по старому Иркутску» – на этот раз, в связи с мерами по самоизоляции, в режиме онлайн. Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан Фондом президентских грантов и конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности». Каждый вторник в 18.00 организаторы ждут всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей в группе Facebook «Прогулки по старому Иркутску». В двух других группах – «ВКонтакте» и «Одноклассники» – запись прогулки появляется через несколько дней. Как и в предыдущие сезоны, к каждой встрече издается специальная открытка. По всем организационным вопросам можно обратиться по телефону 8 902 519 21 78 (Петров Алексей Викторович).

Вот лишь краткие аннотации двух стартовых прогулок, состоявшихся 28 апреля и 5 мая. Автор первой из них – кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта; автор второй – известный журналист, лауреат губернаторской премии за достижения в сфере культуры и искусства, автор-составитель книги «Летопись Иркутской области. 1941–1945» Владимир Ходий.

1тр.jpg2тр.jpg

Восточно-Сибирская железная дорога в годы Великой Отечественной войны

Славные страницы вписали в военную летопись железнодорожники Восточной Сибири. Работая в тылу, восстанавливая разрушенное войной железнодорожное хозяйство, участвуя в боевых операциях, они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм.

С 22 июня 1941 по 15 августа 1942 года в армию, военно-эксплуатационные отделения и на дороги западной части страны выбыли более 15 тыс. работников ВСЖД. В октябре 1941 – январе 1942 гг. было подготовлено свыше 9 тыс. бойцов, в том числе 328 пулеметчиков станковых пулеметов, 399 пулеметчиков ручных пулеметов, 154 снайпера и 7937 стрелков. На 1 января 1942 года была собрана 131 тыс. теплых вещей для красноармейцев. В 1941–1944 годы железнодорожники доставили на фронт 552 вагона с подарками от трудящихся Бурятии, Иркутской области и Красноярского края.

Ощущая острую нехватку металла, в коллективах создавали собственные литейные цеха, где переплавляли металлолом. Путейцы и связисты восстанавливали старые детали. К 1943 году ВСЖД передала освобожденным магистралям оборудования, инвентаря, инструментов на 23,5 млн рублей, к февралю 1944 года направила в армию еще 9 тыс. человек, на восстановление железных дорог в освобожденные районы 4120 человек.

За период войны железнодорожники подписались на государственные займы на сумму свыше 100 млн рублей. Здесь родилась инициатива собрать средства на постройку танковой колонны «Иркутский железнодорожник». Работники управления дороги, железнодорожных узлов, путейцы перечисляли заработанные деньги, работали на воскресниках. На предприятиях велся сбор средств наличными, облигациями, компенсацией за неиспользованный отпуск. Всего коллектив ВСЖД собрал 6 409 617 рублей.

Для восстановления железных дорог в европейской части страны на ВСЖД были сформированы управления военно-восстановительных работ (УВВР-8, УВВР-10), военно-эксплуатационные отделения (ВЭО-5, ВЭО-10, ВЭО-32), шесть поездов по ремонту подвижного состава (ПОДРЕМы), пять паровозных колонн особого резерва НКПС. ВСЖД также отправила подвижные ремонтные, вагоноремонтные и санитарные поезда.

Сотни женщин овладели сложными профессиями, заменяя мужей, отцов, братьев. За период войны 15 414 женщин обучены железнодорожным профессиям. Среди них 58 паровозных машинистов, 431 помощника машиниста, 637 кочегаров, 282 слесаря, 562 дежурных по станции, 1616 стрелочников, 387 вагонных слесарей, 1118 проводников, 171 электрик. Семь женщин награждены правительственными наградами, 437 – нагрудными знаками, в том числе «Почетному железнодорожнику» – 30, значком «Ударнику Сталинского призыва» – 256 женщин.

Повзрослевшие ребята Малой Восточно-Сибирской железной дороги ушли на фронт, другие работали на приусадебном участке, выращивая овощи, собирали металлолом, третьи трудились на узкоколейной дороге завода имени В.В. Куйбышева.

Перед железнодорожными школами была поставлена задача перестроить всю учебно-воспитательную работу. Основное внимание уделялось воспитанию патриотизма. Работа проводилась на уроках и во внеурочное время. Изменилось содержание работы комсомольской и пионерской организаций, учкомов. Широко развернулась общественно-полезная работа в школах. Учащиеся и учителя оказывали помощь фронту, транспорту, сельскому хозяйству, собирали грибы, ягоды, металлолом, работали на воскресниках, обслуживали госпитали. Получило развитие тимуровское движение по оказанию помощи семьям фронтовиков и сбору подарков для бойцов Красной армии.

Непрерывным потоком шли по ВСЖД воинские эшелоны с вооружением, боеприпасами, продуктами и товарами. Дорога работала как хорошо отлаженный механизм без сбоев, аварий, крушений.

Военный город

Вот некоторые из событий в Иркутске начиная с осени 1943 года, когда на фронте произошел коренной перелом в пользу Красной армии.

1943 год: 17 октября около областного драматического театра была установлена большого размера карта военных действий на советско-германском фронте. Его линия передвигается сразу после новых сообщений Советского информбюро. Автор установки – художник Киевского театра оперы и балета Александр Сальман, который работал в Иркутске в эвакуации. Возле карты ежедневно собирались сотни жителей города. Здесь периодически проходили лекции с обзором происходящего на фронте.

26 октября, в первый день подписки на объявленную Наркомфином СССР третью денежно-вещевую лотерею, трудящиеся Иркутска приобрели билетов на 4,9 млн рублей, жители области без девяти районов – на 10,7 млн рублей, из которых наличными внесено 1,5 млн.

1944 год: 1 марта 72-летняя жительница Иркутска Мария Николаевна Александрова в качестве дара Фонду обороны внесла в Госбанк свои сбережения – 517 граммов золота.

19 марта регулярное движение пассажирского автобуса из Иркутска в Качуг открыла автобаза № 1 треста «Верхлентранс».

21 марта в Иркутском доме Красной армии открылась творческая конференция писателей Восточной Сибири. Кроме хозяев, в ней участвовали поэты, писатели Бурят-Монгольской АССР и Забайкальского фронта.

3 июня находящийся в Иркутске вице-президент США Генри Уоллес выступил с речью на собрании интеллигенции и представителей общественных организаций в помещении драматического театра. Аудитория весьма тепло встретила его выступление. После собрания вице-президент США присутствовал на спектакле «Сталинградцы».

11 октября в рекордный срок – за 22 дня – заводом имени В.В. Куйбышева изготовлена подъемная машина для шахт возрождающегося Донбасса. Инженеры, техники предприятия взяли обязательства изготавливать по три шахтные подъемные машины в месяц.

14 ноября на дрожжевом заводе вступил в строй цех белковой массы. Она содержит до 50 процентов белковых веществ, богата витаминами B и может применяться для приготовления первых и вторых блюд, заменяя мясо, рыбу, яйца.

31 декабря на Иркутский центральный телеграф от жителей города поступило около трех тысяч новогодних телеграмм, адресованных в самые отдаленные уголки страны.

1945 год: 13 мая объявлены велосипедные соревнования на приз газеты «Восточно-Сибирская правда». Спортсмены промчатся по центральным улицам города и предместью Свердлова. Дистанции – 5 и 10 км.

Виктор Сотников, «Байкальские вести»,
с использованием авторских материалов

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии