Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Спите, богиня, я вам не приснюсь никогда…»

06 апреля, 2015

В Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского с большим успехом прошла премьера мюзикла «Рецепт ее молодости» по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса». Музыка  композитора Владимира Баскина, либретто  — Константина Рубинского.

Открывается занавес, и нашим взорам предстает эффектная  декорация (сценография Алексея Тарасова): монументальная и в то же время воздушная, стильная, легкая, утонченная, в которой наполненное воздухом пространство оживает. И первые звуки музыки, и появившиеся на сцене фигуры в масках в пепельно-дымчатых летящих одеждах, напоминающие  фантомы или чьи-то тени из минувших веков, — все  настраивает на восприятие таинства, загадки, заявляя  ярко, броско, эффектно.  

Спектакль  режиссера Сусанны Цирюк из Санкт-Петербурга, хорошо знакомой иркутянам по прошлым  блестящим постановкам в музыкальном театре, символически отсылает в начало прошлого века, в то время, когда происходит  действие, но не настаивая на этом, а только намекая, что все увиденное могло произойти и триста лет назад, и сто, и буквально вчера…

DSC_5301.jpg

Постановщики знакомят зрителя с загадочными обстоятельствами, связанными с личностью главной героини мюзикла, Эмилии Марти, о которой с восторгом рассказывает молодая певица Криста, а позже старый граф узнает в ней свою бывшую любовницу. Но с той поры прошло пятьдесят лет, а она по-прежнему молода... Непостижимым образом Марти оказывается посвященной в семейные тайны одного дворянского рода, относящиеся к началу XIX века, которые мог знать только современник... Постепенно раскрывается секрет старого письма, где  записан рецепт чудодейственного лекарства.   

Одновременно с сюжетом  развивается и  разгадка характера главной героини, поражающего необычными чертами. Неотразима красота Марти, покоряет ее голос. Она певица фантастической вокальной техники. Но все, кто узнает ее ближе, ощущают какой-то леденящий холод, которым веет от нее. Она приносит только несчастья. Марти бездушна, безразлична к людям. Ей сообщают, что из-за нее застрелился юный Янек, но это известие ее не трогает… Постепенно зрители узнают всю правду об оперной диве,  возраст которой перевалил за триста лет и которая только в финале откроет свое настоящее имя. Она расскажет о своей жизни, полной приключений и тревог, разочарований и триумфов, и о том, каким образом ей удалось  прожить более трех веков…

Над спектаклем работал дирижер Евгений Зеленцов, который всегда хорошо чувствует оркестр, актеров и дыхание зала. Он не просто  дирижировал, он нес музыку, изящно выплескивая ее на сцену с какой-то особой  цветовой, эмоциональной окраской. Оркестр звучал с должной интонационной экспрессией, воспринимался как одно целое с вокалистами. К Евгению Зеленцову я и обратилась с просьбой рассказать немного о  премьере, о том, как шла работа над спектаклем.

— Композитор Владимир Баскин создал то, что мы хотели, — рассказал он. — Мы работали с ним в очень плотном сотрудничестве, пока писался этот мюзикл. Работать начали еще в апреле прошлого года. Нам хотелось показать именно контраст между тем, что называется классикой, и современностью. Но не грубо разграничивать: это, мол, прошлое, а это настоящее. 

DSC_5108.jpg

Большинство номеров создано именно для нашей постановки, хотя  отдельная музыка была написана раньше. Речь идет о единственном драматическом спектакле, который существует сегодня с музыкой Владимира Баскина, — это постановка челябинского  драматического театра. А наш спектакль — это первая российская премьера именно мюзикла,  то есть наш эксклюзив.

Либретто  написано Константином Рубинским. Он автор и нашего мюзикла «Сирано де Бержерак» по Ростану.  Материал предложила  режиссер Сусанна Цирюк, хорошо известная нашим зрителям. В нашем спектакле есть небольшие режиссерские  изменения, потому что драматические актеры —  это одно, с одними видениями и установками, а актеры музыкальных театров — это немного другое. 

Для наших актеров просто счастье поиграть в таком материале, где заложен и драматический момент. И делали они это с большим желанием и наслаждением, потому что редкая возможность в музыкальном театре прикоснуться именно к такому материалу, где есть драматическая составляющая. Актерски они в этом купаются, и наслаждаются, и  проживают. Сейчас пока партнеры приспосабливаются и привыкают друг к другу. Спектакль в процессе работы будет еще набирать обороты, присваиваться, обрастать, как это всегда бывает, и я думаю, что они через какой-то период войдут уже в очень хороший темп.

DSC_5356.jpg

Первый акт спектакля — как один большой пролог, немного растянутый, чтобы подробнее рассказать зрителю предысторию и ввести в курс дела. Собственно, весь смысл спектакля раскрывается только в последних эпизодах и сценах, где большой монолог Эмилии раскроет все тайны и секреты пьесы: «Человек не может жить так долго, это страшно для каждого человека, потому что он в какой-то момент становится одиноким, ему становится  скучно жить, потому что  он уже все знает, умеет и понимает  об этой  жизни. И ты уже просто отбываешь срок. Но  самое страшное и удивительное, что, живя даже триста лет, получив эликсир вечной жизни, человек все равно боится смерти». 

Этот спектакль — очень серьезный философский материал, и  Евгений Зеленцов совершенно прав, говоря, что актеры «купаются»  в этой пьесе. Видно невооруженным глазом, что им нравится то, что они делают.

Вспоминаются остроумные, насыщенные юмором или драматизмом эпизоды, щедро рассыпанные режиссером по ткани спектакля, изящные пластические и хореографические номера артистов театра, сумевших нарисовать галерею запоминающихся характеров. Очень эффектно, ярко, пронзительно прозвучало трио, исполнившее одну из красивейших партий мюзикла «Спите, богиня, я вам не приснюсь никогда». Оговорюсь, что видела только один актерский состав, поэтому и говорить буду только о них.

Главная героиня, Эмилия Марти  (Анна Рыбникова), легка, иронична, подвижна, умеет держать зал, то и дело преображаясь и меняясь внутренне, в зависимости от действия. Она умеет сочетать точность вокальной техники с тонкой актерской непосредственностью и иронией.

DSC_5413.jpg

Льющиеся складки ее золотого халата, стильные туалеты и аксессуары (замечательные костюмы  Татьяны Королевой)  выдержаны в единой гамме и эстетике. Обольстительная и прекрасная, желанная и недосягаемая, Эмилия, как блуждающая комета, путешествует по векам и столетиям, и никто не догадывается, что скрывает эта женщина и чего боится. В каждом эпизоде актриса органична, эмоциональна и естественна. Ее героиня запоминается своей индивидуальностью, которой наделяет ее Анна, запоминается отдельными находками, расставленными акцентами.

Герой Евгения Алешина — Ярослав Прус — раскрыт с присущей ему выразительностью, харизматичностью, обаянием. Не прибегая к внешним эффектам, певец смог интонационно передать характер героя во всех ключевых сценах. Артистизм, достоинство, аристократизм — все в данном контексте работает на его роль, он в ней глубок и многогранен.

Хочется отметить яркую игру Олега Прохорова в роли Альберта Грегора — порывистого, бесшабашного, резкого, искреннего. И безнадежно влюбленного юного Янека — героя Станислава Грицких; и народного артиста России Николая Мальцева — хитроумного секретаря Витека. Его обаятельную  дочь Кристину в исполнении  Екатерины Мощенко. И адвоката Коленатого — Владимира Антипова. И пластичного, строящего игру в юмористическом ключе Игоря Переверзева в роли Гаука-Шендорфа.

— Наши чувства тоже имеют срок годности, — говорит нам своей постановкой режиссер Сусанна Цирюк. — И когда человек уже не может испытывать любви, ненависти, сочувствия, то и жизнь становится бессмысленной. 

«Рецепт ее молодости» — спектакль о ценности смерти, как это ни парадоксально звучит, и о ее важности. О наполненности жизни, а не о жизни любой ценой. Такая вот  интересная тема,  заставляющая задуматься — а  хочешь  ли ты прожить триста лет, не старея? Казалось бы, о чем тут спрашивать, над  проблемой  эликсира бессмертия  или максимального продления жизни бьются ученые мужи человечества: видеть смену эпох, переходить из века в век, быть свидетелем исторических событий…

DSC_5473.jpgDSC_5568.jpg

Но… В самом финале «долгожительница» Эмилия сама ответит на этот вопрос.

— Ценность жизни, — скажет она, — как  раз и состоит в ее конечности.  Зная, что есть конец, для людей все имеет смысл, имеет определенную цену, потому что за этот короткий век под названием «жизнь» люди всем этим не успевают насладиться... А все из-за того, что живут недолго. А если жить вечно, теряешь главное — ради чего, зачем, для кого? Мертвеют желания, мысли. Мертвеет душа, и остается только выжженная оболочка, без чувств, без сердца,  без  любви… Нужна ли такая вечная жизнь?

Произнеся эти слова, она шагнет добровольно в небытие, как в свое избавление…

Хочется  поздравить  Иркутский музыкальный театр с замечательной и интересной работой, поблагодарить постановочную группу за яркую и изящную постановку. Спектакль  стал достойным украшением театральной сцены, а город и зрители получили  замечательный художественно-эстетический  подарок.

В данном случае даже легкий  жанр мюзикла  делает нужное дело. Развлекаясь и снимая усталость, люди не просто отдыхают, а проделывают определенную мыслительную  работу, даже не замечая этого. Театр исподволь, ненавязчиво предлагает размышлять, думать, сопереживать. А разве это не есть главная миссия театра — развлекая, просвещать и даже предложить подумать над такой серьезной темой, как смысл  жизни?

Лора Тирон, Байкальские вести».

Фото Анатолий Бызова.

На фото: Эмилия (Анна Рыбникова);

Эмилия и адвокат Коленатый (Владимир Антипов);

Эмилия и Альберт Грегор (Олег Прохоров);  

Эмилия и Двуликий Янус, Бог Времени (Сергей Полухин);

Эмилия и Ярослав Прус (Евгений Алешин)

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии