«Спите, богиня, я вам не приснюсь никогда…»
В Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского с большим успехом прошла премьера мюзикла «Рецепт ее молодости» по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса». Музыка композитора Владимира Баскина, либретто — Константина Рубинского.
Открывается занавес, и нашим взорам предстает эффектная декорация (сценография Алексея Тарасова): монументальная и в то же время воздушная, стильная, легкая, утонченная, в которой наполненное воздухом пространство оживает. И первые звуки музыки, и появившиеся на сцене фигуры в масках в пепельно-дымчатых летящих одеждах, напоминающие фантомы или чьи-то тени из минувших веков, — все настраивает на восприятие таинства, загадки, заявляя ярко, броско, эффектно.
Спектакль режиссера Сусанны Цирюк из Санкт-Петербурга, хорошо знакомой иркутянам по прошлым блестящим постановкам в музыкальном театре, символически отсылает в начало прошлого века, в то время, когда происходит действие, но не настаивая на этом, а только намекая, что все увиденное могло произойти и триста лет назад, и сто, и буквально вчера…
Постановщики знакомят зрителя с загадочными обстоятельствами, связанными с личностью главной героини мюзикла, Эмилии Марти, о которой с восторгом рассказывает молодая певица Криста, а позже старый граф узнает в ней свою бывшую любовницу. Но с той поры прошло пятьдесят лет, а она по-прежнему молода... Непостижимым образом Марти оказывается посвященной в семейные тайны одного дворянского рода, относящиеся к началу XIX века, которые мог знать только современник... Постепенно раскрывается секрет старого письма, где записан рецепт чудодейственного лекарства.
Одновременно с сюжетом развивается и разгадка характера главной героини, поражающего необычными чертами. Неотразима красота Марти, покоряет ее голос. Она певица фантастической вокальной техники. Но все, кто узнает ее ближе, ощущают какой-то леденящий холод, которым веет от нее. Она приносит только несчастья. Марти бездушна, безразлична к людям. Ей сообщают, что из-за нее застрелился юный Янек, но это известие ее не трогает… Постепенно зрители узнают всю правду об оперной диве, возраст которой перевалил за триста лет и которая только в финале откроет свое настоящее имя. Она расскажет о своей жизни, полной приключений и тревог, разочарований и триумфов, и о том, каким образом ей удалось прожить более трех веков…
Над спектаклем работал дирижер Евгений Зеленцов, который всегда хорошо чувствует оркестр, актеров и дыхание зала. Он не просто дирижировал, он нес музыку, изящно выплескивая ее на сцену с какой-то особой цветовой, эмоциональной окраской. Оркестр звучал с должной интонационной экспрессией, воспринимался как одно целое с вокалистами. К Евгению Зеленцову я и обратилась с просьбой рассказать немного о премьере, о том, как шла работа над спектаклем.
— Композитор Владимир Баскин создал то, что мы хотели, — рассказал он. — Мы работали с ним в очень плотном сотрудничестве, пока писался этот мюзикл. Работать начали еще в апреле прошлого года. Нам хотелось показать именно контраст между тем, что называется классикой, и современностью. Но не грубо разграничивать: это, мол, прошлое, а это настоящее.
Большинство номеров создано именно для нашей постановки, хотя отдельная музыка была написана раньше. Речь идет о единственном драматическом спектакле, который существует сегодня с музыкой Владимира Баскина, — это постановка челябинского драматического театра. А наш спектакль — это первая российская премьера именно мюзикла, то есть наш эксклюзив.
Либретто написано Константином Рубинским. Он автор и нашего мюзикла «Сирано де Бержерак» по Ростану. Материал предложила режиссер Сусанна Цирюк, хорошо известная нашим зрителям. В нашем спектакле есть небольшие режиссерские изменения, потому что драматические актеры — это одно, с одними видениями и установками, а актеры музыкальных театров — это немного другое.
Для наших актеров просто счастье поиграть в таком материале, где заложен и драматический момент. И делали они это с большим желанием и наслаждением, потому что редкая возможность в музыкальном театре прикоснуться именно к такому материалу, где есть драматическая составляющая. Актерски они в этом купаются, и наслаждаются, и проживают. Сейчас пока партнеры приспосабливаются и привыкают друг к другу. Спектакль в процессе работы будет еще набирать обороты, присваиваться, обрастать, как это всегда бывает, и я думаю, что они через какой-то период войдут уже в очень хороший темп.
Первый акт спектакля — как один большой пролог, немного растянутый, чтобы подробнее рассказать зрителю предысторию и ввести в курс дела. Собственно, весь смысл спектакля раскрывается только в последних эпизодах и сценах, где большой монолог Эмилии раскроет все тайны и секреты пьесы: «Человек не может жить так долго, это страшно для каждого человека, потому что он в какой-то момент становится одиноким, ему становится скучно жить, потому что он уже все знает, умеет и понимает об этой жизни. И ты уже просто отбываешь срок. Но самое страшное и удивительное, что, живя даже триста лет, получив эликсир вечной жизни, человек все равно боится смерти».
Этот спектакль — очень серьезный философский материал, и Евгений Зеленцов совершенно прав, говоря, что актеры «купаются» в этой пьесе. Видно невооруженным глазом, что им нравится то, что они делают.
Вспоминаются остроумные, насыщенные юмором или драматизмом эпизоды, щедро рассыпанные режиссером по ткани спектакля, изящные пластические и хореографические номера артистов театра, сумевших нарисовать галерею запоминающихся характеров. Очень эффектно, ярко, пронзительно прозвучало трио, исполнившее одну из красивейших партий мюзикла «Спите, богиня, я вам не приснюсь никогда». Оговорюсь, что видела только один актерский состав, поэтому и говорить буду только о них.
Главная героиня, Эмилия Марти (Анна Рыбникова), легка, иронична, подвижна, умеет держать зал, то и дело преображаясь и меняясь внутренне, в зависимости от действия. Она умеет сочетать точность вокальной техники с тонкой актерской непосредственностью и иронией.
Льющиеся складки ее золотого халата, стильные туалеты и аксессуары (замечательные костюмы Татьяны Королевой) выдержаны в единой гамме и эстетике. Обольстительная и прекрасная, желанная и недосягаемая, Эмилия, как блуждающая комета, путешествует по векам и столетиям, и никто не догадывается, что скрывает эта женщина и чего боится. В каждом эпизоде актриса органична, эмоциональна и естественна. Ее героиня запоминается своей индивидуальностью, которой наделяет ее Анна, запоминается отдельными находками, расставленными акцентами.
Герой Евгения Алешина — Ярослав Прус — раскрыт с присущей ему выразительностью, харизматичностью, обаянием. Не прибегая к внешним эффектам, певец смог интонационно передать характер героя во всех ключевых сценах. Артистизм, достоинство, аристократизм — все в данном контексте работает на его роль, он в ней глубок и многогранен.
Хочется отметить яркую игру Олега Прохорова в роли Альберта Грегора — порывистого, бесшабашного, резкого, искреннего. И безнадежно влюбленного юного Янека — героя Станислава Грицких; и народного артиста России Николая Мальцева — хитроумного секретаря Витека. Его обаятельную дочь Кристину в исполнении Екатерины Мощенко. И адвоката Коленатого — Владимира Антипова. И пластичного, строящего игру в юмористическом ключе Игоря Переверзева в роли Гаука-Шендорфа.
— Наши чувства тоже имеют срок годности, — говорит нам своей постановкой режиссер Сусанна Цирюк. — И когда человек уже не может испытывать любви, ненависти, сочувствия, то и жизнь становится бессмысленной.
«Рецепт ее молодости» — спектакль о ценности смерти, как это ни парадоксально звучит, и о ее важности. О наполненности жизни, а не о жизни любой ценой. Такая вот интересная тема, заставляющая задуматься — а хочешь ли ты прожить триста лет, не старея? Казалось бы, о чем тут спрашивать, над проблемой эликсира бессмертия или максимального продления жизни бьются ученые мужи человечества: видеть смену эпох, переходить из века в век, быть свидетелем исторических событий…
Но… В самом финале «долгожительница» Эмилия сама ответит на этот вопрос.
— Ценность жизни, — скажет она, — как раз и состоит в ее конечности. Зная, что есть конец, для людей все имеет смысл, имеет определенную цену, потому что за этот короткий век под названием «жизнь» люди всем этим не успевают насладиться... А все из-за того, что живут недолго. А если жить вечно, теряешь главное — ради чего, зачем, для кого? Мертвеют желания, мысли. Мертвеет душа, и остается только выжженная оболочка, без чувств, без сердца, без любви… Нужна ли такая вечная жизнь?
Произнеся эти слова, она шагнет добровольно в небытие, как в свое избавление…
Хочется поздравить Иркутский музыкальный театр с замечательной и интересной работой, поблагодарить постановочную группу за яркую и изящную постановку. Спектакль стал достойным украшением театральной сцены, а город и зрители получили замечательный художественно-эстетический подарок.
В данном случае даже легкий жанр мюзикла делает нужное дело. Развлекаясь и снимая усталость, люди не просто отдыхают, а проделывают определенную мыслительную работу, даже не замечая этого. Театр исподволь, ненавязчиво предлагает размышлять, думать, сопереживать. А разве это не есть главная миссия театра — развлекая, просвещать и даже предложить подумать над такой серьезной темой, как смысл жизни?
Лора Тирон, Байкальские вести».
Фото Анатолий Бызова.
На фото: Эмилия (Анна Рыбникова);
Эмилия и адвокат Коленатый (Владимир Антипов);
Эмилия и Альберт Грегор (Олег Прохоров);
Эмилия и Двуликий Янус, Бог Времени (Сергей Полухин);
Эмилия и Ярослав Прус (Евгений Алешин)
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.