Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Не жалею, не зову, не плачу…»

07 марта, 2017

В Доме актера 13 февраля состоялась премьера спектакля-балета  «Он ангел, он черт» о романе Сергея Есенина и Айседоры Дункан  в постановке и хореографии главного балетмейстера Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского Людмилы Цветковой. В спектакле заняты актеры музыкального театра: от имени Сергея Есенина — солист балета Дмитрий Михеев и актер Станислав Чернышев, от имени Айседоры Дункан — солистка балета Дина Ясницкая.

10.jpg

Из тени в свет перелетая…

Желая с самого начала погрузить зрителя в эпоху, когда жили известные нам личности, организаторы приготовили программки в виде открыток, которые относят нас в 1922-й год — время бракосочетания Айседоры и Сергея Есенина:

Не гляди на запястья, и с плечей ее льющийся шелк Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел… Я не знал, что любовь — зараза! Я не знал, что любовь — чума!  Подошла и прищуренным глазом хулигана свела с ума...

Лицо знаменитого русского поэта на программке разделено чертой на две части: правая часть лица затенена и сквозь неровные блики и тени выступают рисунки, на которых запечатлена американская танцовщица, «босоножка» Айседора, как называли ее критики за то, что она танцевала без пуантов и корсета, в легких хитонах и босиком. Вторая часть лица Есенина в свете. Взгляд, застывший в полуулыбке, немного грустен, отвлечен, направлен в глубь себя.

30.jpg

Фактор новизны

Поэзия в пластике — так определен жанр этого спектакля.  Людмила Цветкова поставила трудную задачу: «пропеть», «протанцевать ногами судьбу» двух трагических личностей, рассказать о них так, чтобы защемило сердце и возникло непреодолимое желание, придя домой, узнать о них еще больше — если не из книг, то хотя бы из Интернета.

Людмила Цветкова не боится экспериментировать в области формы и ее подачи, изобретать, внося фактор новизны. Вот и эта премьера — ее эксперимент. Соединение пластической линии в спектакле она поддержала драматургической составляющей, за которую в спектакле отвечал Станислав Чернышев. Он читал стихи Есенина, то погружая зрителя в неистовый напористый шквал эмоций, то переходя на тихие, спокойные интонации. Кроме того, хорошо владея пластикой тела, он в некоторых картинах выступал как равный партнер артистам балета Дмитрию Михееву и Дине Ясницкой, которые вели линию хореографии и рассказывали языком тела о человеческих чувствах, искренне и глубоко проживая свои образы.

40.jpg

На языке жестов

Сюжет спектакля, если сказать одним словом, — любовь: встреча двух талантливых ярких людей, их отношения, и трагическое расставание. Спектакль складывается из невидимой тонкой атмосферы, которая передает настроение героев: то радостное, то грустное и тяжелое, то тягостные выяснения отношений и, наконец, неотвратимый разрыв.

Эти двое умудрились общаться лишь жестами и взглядами. Русский поэт не признавал иного языка, кроме родного, а несравненная Айседора так и не освоила русский. Три года они были вместе. Она называла его «золотою головой» за цвет его льняных волос и «ангелом» в минуты счастья и «тщортом», когда он был пьян или раздражен.

Актеры бережно и тонко пытаются нащупывать пути, чтобы рассказать историю, чтобы погрузить зрителя в атмосферу, задать интонацию, заставить сопереживать и сочувствовать, то есть откликаться сердцем, а это возможно, когда артисты неформальны, когда они увлечены, душевно щедры, искренни и открыты. И их энергии хватает, чтобы увлекать и нас. Потому актерское дыхание, энергетика, переходящая в зал, многократно ценнее разных иных технических театральных ухищрений, которые здесь отсутствовали.

Два мира, две звезды…

Оформление и костюмы были предельно лаконичны, и только красный шарф в руках Айседоры изначально предсказывал трагическое. В руках Айседоры (Дины Ясницкой) он то взлетал вверх, то безжизненно повисал на ее плечах, то вновь устремлялся в высоту, но, резко сорванный, падал на землю. И в этой игре вся суть спектакля: мятежные герои стремились навстречу друг другу, но одновременно пытались сбросить власть одного над другим, дорожа свободой. Два разных, несоединимых мира. Их любовь была недолгой. Судьба приготовила им испытания, ставшие для них слишком тяжелыми. Угасла любовь. Трагически угасли две звезды.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Ивана Кешикова.

На фото: Творческая группа спектакля
 «Он ангел, он черт». Слева направо:
Дмитрий Михеев, Дина Ясницкая,
Людмила Цветкова, Станислав Чернышев.
Крайняя справа — солистка Иркутского
музыкального театра Юлия Пихтина

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии