Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Неудобная» фамилия

21 января, 2013

Удивительное рядом

 

 

Не всегда известно, кто именно основал тот или иной город. Но уж если имя осталось в истории, да еще и подтверждено — это, без преувеличения, фундамент местного самосознания, предмет гордости для большинства горожан.

 

В длинной череде примеров основатели Москвы и Петербурга Юрий Долгорукий и Петр I, причем имя российского императора отражено и в названии Северной столицы (хотя в русской версии более уместен Петроград). В общем, дефицита памятников и других символов, посвященных отцам-основателям, там не наблюдается.

На востоке страны вне конкуренции первопроходец XVII века казачий атаман Ерофей Хабаров. Его фамилией назван краевой центр Хабаровск, появившийся, кстати, на два столетия позже, а именем-отчеством — Ерофей Павлович — поселок и железнодорожная станция в Амурской области. И, опять же, памятник в Хабаровске и названия улиц во многих городах России… В Красноярске, Чите, Нерчинске, Забайкальске память об основателях также увековечена с размахом и поименно.

Иркутску, казалось бы, тоже повезло: его основатель известен. Однако город на Ангаре стал одним из немногих исключений из правила — имя первостроителя Иркутского острога не то чтобы засекречено, но, скажем так, до недавнего времени не афишировалось. Причина — в самой фамилии: Иркутск основал казачий атаман, а к тому времени «сын боярский» Яков Иванович Похабов. Кстати, из вполне, как сейчас бы сказали, статусной семьи, с отличным послужным списком. Но, решили «наверху», фамилией не вышел.

В итоге даже памятник, установленный к 350-летию Иркутска на Нижней Набережной, некоторое время назывался памятником основателям города. И лишь усилиями ряда людей и организаций историческую правду удалось восстановить – упоминание о Похабове появилось на постаменте, но на официальном уровне разговоры об основателе с «неудобной» фамилией по-прежнему не приветствуются. Официального табу нет, но — не приветствуются. Что же, плодить и охранять белые пятна в давней и недавней истории Приангарья стало привычным делом для некоторых весьма влиятельных иркутян. Составляющие лубочного стиля тоже известны: красиво, хвалебно, цветисто, но приторно, фальшиво и скучно.

…Запретный плод сладок, особенно если запрет абсурден. Первые же результаты проведенного мною «опроса по приколу» дали то ли ошеломляющие, то ли вполне предсказуемые, закономерные результаты: почти половина из полусотни жителей областного центра поддерживают переименование Иркутска в Похабовск.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии