Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Нельзя же просто махнуть рукой!»

03 июня, 2013

 

С 14 по 16 июня 2013 года уже в седьмой раз в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова пройдут Литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Я не зря написала слово «Литературные» с большой буквы. Время, когда человеческая совесть и мораль нивелированы и буквально изгнаны из нашей жизни, когда на зрителя с телеэкранов каждый день выливаются потоки безнравственности и все идет на продажу, даже душа человеческая, когда ложь, предательство стали нормой жизни, мы с надеждой и верой обращаем свои взоры к нашей классической Литературе, островку духовности и чистоты.

 

«Я посею здесь красные маки…»

Мы вспоминаем героев Чехова и Толстого, Гоголя и Достоевского, которым совесть не давала жить спокойно за совершённые поступки и они жаждали  покаяния и нравственного очищения, мы вспоминаем героев Лескова, Шукшина, Абрамова, Астафьева, Распутина…  Мы ищем спасения в классике, которая  сможет возродить и очистить народ духовно.

Поэтому проводятся «Литературные встречи». Мы их ждем. Скучаем по ним. Торопим начало. Потому что на эти несколько дней Иркутск по-настоящему становится духовным центром России, где вольнее и свежее дышится, где атмосфера  наполняется любовью и светом, потому что именно сюда устремляется вся  интеллектуальная,  духовная, мыслящая  элита,  где  сам воздух становится чище от ясности и красоты звучащего  русского слова,  от набегающих волна за волной поэтических ритмов, от тех радостных лиц и улыбок, какие царят  в Иркутске на ежегодных «Литературных встречах».

Мы все, может быть не вполне осознавая, часть нашей русской литературы… Мы ею вскормлены, воспитаны, научены, и с детства она идет рядом с нами. Время от времени наша рука невольно тянется к томику Пушкина, Тютчева, Бунина, в которых мы находим и утешение, и ответы на многие вопросы.

Именно Литература и ее герои помогут нам справиться, преодолеть, образумиться, выжить, выйти на другой уровень и вновь обрести человеческий облик. Верил в это и Александр Вампилов и об этом написал «Чулимск» и свою Валентину, продолжающую упорно чинить калитку палисадника, который все ломают. «Ведь нельзя же просто махнуть рукой и ничего не делать, — говорит она, — когда-нибудь люди изменятся, они поймут,  и я посею здесь красные маки…».

Возможно, время маков пока не пришло, но оно обязательно  придет.  И мы приближаем его по мере своих сил,  «чиним свой палисадник» и «украшаем свой сад».

Совсем недавно по каналу «Культура» в передаче, посвященной  режиссеру Сергею Бондарчуку и его работе над киноэпопеей по роману Льва Толстого «Война и мир», прозвучали много раз читанные, но будто услышанные заново и  поразившие меня слова толстовского героя: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как все просто, как это просто!».

На своих «Литературных вечерах», мне думается, мы и пытаемся делать то же самое, вторя великому классику. Когда мы вместе, мы — сила.

Их было очень много, всех тех гостей с мировыми именами, которые побывали за прошедшие семь лет на «Встречах». Каждый оставил след в душе, каждый смог рассказать и поведать что-то свое, каждый преобразил культурную ауру Иркутска, тем самым приближая  время тех самых красных маков…

 

Переписка с Астафьевым

Нынешние «Литературные вечера» откроются «литературным десантом из Санкт-Петербурга в Иркутск», так называемое путешествие из Северной столицы в столицу Сибири. И первый день встречи откроет известный писатель из Санкт-Петербурга Михаил Николаевич Кураев.

Интересный факт. Прочтя роман Михаила Кураева в 1993 году, Астафьев пишет ему письмо, которое наилучшим образом, устами  писателя-классика,  дает оценку  Михаилу Кураеву. Многие знают,  что Виктор Петрович  не был  слишком расточителен на похвалы своим собратьям по перу и мог иногда так припечатать иного… Но уж если ему что-то нравилось,  говорил об этом автору, не скупясь на похвалы, но  без цветистой комплиментарности:  строго, прямо и просто. Вот  это письмо.

«Уважаемый Михаил Кураев. Отчества не знаю, извините. Дай вам Бог здоровья и сил на многие годы. Это вам благодарность за прекрасное чтение романа «Зеркала Монтачки». Если это новая литература, то она явно лучше старой, имею в виду соцреалистическую. И я за такую новую, хотя новость это чисто внешняя, а внутри все как у Гоголя и прочих давно работающих товарищей. С восторгом читал весь роман, но пляску Иванова, да и всю свадьбу в 72-й квартире — еще и со слезой умиления. Какие люди, какой народ. Спасибо, что дерьмом не измазали родных нам людей, этаких ни оскорбить, ни унизить нельзя, не пристанет к ним грязь, не может их ничто согнуть, даже неистовство коммунизма. Мой вам поклон из Сибири, из родной деревни Овсянка, где я сижу и тоже ковыряю пером бумагу, пытаюсь успеть написать свой военный роман — «Прокляты и убиты».   1993-й год. — Поклон Питеру. Надеюсь, что это письмо вас найдет. Астафьев». …А вскоре возникла и длилась десять лет, до самой кончины писателя, большая дружба Кураева и Астафьева.

О дружбе с Виктором Петровичем, о том, какое место сегодня занимает литература в жизни людей, о том, как нам относиться к своему прошлому, в какой стране мы живем, и о многом другом поведает на встрече с публикой писатель Михаил Кураев.

 

«В его стихах звучит, взволнованно дрожа»

Второй вечер «Литературных встреч» своей программой «Подстрочник памяти» откроет Александр Танков — один из ведущих поэтов современной петербургской школы, давний друг и ученик известного поэта Александра Кушнера.

«У современной поэзии сегодня есть одно замечательное достоинство: по сравнению со всеми остальными искусствами она не востребована, — считает Александр Танков. — Когда-то были придворные поэты, поэты-лауреаты. В  Средние века в Исландии, например, считалось, что поэзия — это самая сильная магия, поэтому поэтам платили огромные деньги. Сейчас этого нет, и никто тебя не собирается покупать. Тиражи у поэтических книг такие, что жить на это невозможно, поэтому можно писать то, что ты думаешь…».

Когда известную поэтессу Татьяну Бек попросили что-то сказать о стихах  Александра Танкова, она поэтически кратко отметила, что «лирический герой Александра Танкова смертельно болен любовью, встревожен, раним и благодарен миру за все… В  его стихах  звучит, взволнованно дрожа, абсолютно своя, личная интонация…».

«Я люблю поэзию Танкова, — продолжая мысль, пишет Александр Кушнер, — в стихах он краток и горяч,  муза Танкова, при всей пылкости и страстности, зорко видит окружающий мир».

На многочисленных встречах с читателями, где бы они ни проводились, будь то Тель-Авив или Париж, Петербург или Амстердам, поэту задают сотни вопросов, например, таких:

— Как вы считаете, намечается ли  какой-то путь, куда идет русская поэзия в начале века?

— По-моему, туда же, куда и всегда шла. Дай бог. Появляется и много мусора всякого. Для меня символом такого авангардизма стал мешок мусора, высыпанный на пол в комнате, в Центре Помпиду в Париже.  Просто некто высыпал содержимое привокзальной урны на пол в комнате. Такое вот искусство. Причем  туда ни в коем случае нельзя входить, в эту комнату, только смотреть через стеклянную  дверь, потому что, не дай бог, ты сдвинешь какой-то билетик или какую-то бумажку.

А настоящая поэзия как была, так она и идет, в том самом направлении, куда она всегда шла. То есть к сотворению мира».

Залитый холодным ртутным светом
Хрупкий снег и черен, и лилов.
Я хотел бы написать об этом,
Только, разумеется, без слов.

Потому что слово так нечестно —
Если можешь, лучше промолчи.
Потому что сердцу слишком тесно
В залитой сиянием ночи.

 

«На Мойке, близ Конюшенного мосту...»

«Дорогой отец, прежде всего — вот мой  адрес: на Мойке,  близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской» — так начинал А.С.Пушкин письмо к отцу в октябре 1836 года. Поэт никогда не имел в Петербурге своего собственного дома, обычно снимал квартиры.

Квартира на Мойке, 12, в которой Пушкин с семьей поселился 12 сентября 1836 года, стала последней в его жизни. Поэт предполагал прожить здесь не меньше двух лет, но 27 января 1837 года вечером по Петербургу мгновенно разнеслась скорбная весть о том, что Пушкин стрелялся на дуэли и тяжело ранен.  29 января поэт умер.

Последняя квартира А.С.Пушкина на Мойке связана в национальном сознании не только с великой трагедией — смертью поэта, но и с утверждением его поэтического бессмертия. Известны слова  Анны Ахматовой о его последней квартире: «...Его дом стал святыней для его Родины…».

Именно об этом музее Петербурга,  что на Набережной реки Мойки, куда постепенно  вошли пушкинские музеи Петербурга, Царского Села и г. Пушкина, а также мемориальный Музей-квартира Н.А.Некрасова и создаваемый «Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени», участники предстоящих встреч узнают от его директора Сергея Некрасова, открывающего третий день «Литературных встреч». Вот уже 25 лет он возглавляет этот знаменитый музей — Всероссийский музей А.С.Пушкина.

Встреча с Сергеем Некрасовым будет, несомненно, интересной и увлекательной, припасайте свои вопросы и приходите, а уж он обязательно расскажет о новых музейных проектах, о недавних открытиях с «пушкинским» рисунком,  о какой-то случившейся неожиданности в музее или во время экскурсии.

«Литературные вечера» притягивают в свой круг книги Пушкина и Чехова, Астафьева и Распутина, в которых каждый писатель оставляет частичку своего сердца. Поэтому в зале охлопковского театра «Вечера» будут и впредь собирать на свой яркий огонь сердца  всех тех, кому дорога русская литература, отечественное слово и его культура.

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии