Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Музыка навсегда!..»

21 сентября, 2015


1v.jpg

Всякий раз, готовя итоговый материал по фестивалю Дениса Мацуева  «Звезды на Байкале» и оглядываясь назад, на череду  блистательных дней, невольно испытываешь чувство удивления, восторга, восхищения от ярких открытий, впечатлений, даже потрясений. Музыка фестиваля, которую ты слышишь, не может никого оставить безучастным, равнодушным, не затянуть в этот хоровод великолепного праздника.

Во-первых, потому,  что   исполняется  она  выдающимися музыкантами, мастерство  которых признано в мире, и время  гастролей расписано вперед на годы, но Денису всякий раз удается договориться с ними и привезти их в Иркутск. И они приезжают, делятся  своим талантом, а мы, обновленные, облагороженные прекрасными звуками, расходимся по своим домам, а потом  ходим на работу, общаемся с людьми, совершаем массу обыкновенных   дел. Но  в нашей душе  продолжает  звучать музыка, продолжает  жить этот трепет, любовь, этот завораживающий радостный  свет, этот огонь, который  в  тяжелые минуты не дает хандрить и унывать, потому что  лечит,  согревает и  преображает нас.

Во-вторых, восхищает огромная трудоспособность и энергия, с какой Денис отдает себя этому фестивалю, насколько важна для него каждая деталь и подробность в его организации и  проведении, и мелочей  для него нет. При том, что делает он все как бы играючи, «вальсируя», не напрягаясь и не напрягая других. Это не говорит о том, что он строго не спрашивает со своих помощников. Просто он умеет организовать дело так умно и правильно, что со стороны  кажется, будто все делается  гладко само по себе. На его лице всегда доброжелательная улыбка, расположение, всегда готовность общаться и отвечать на  вопросы журналистов и огромной армии поклонников, которые идут к нему и до концерта, и после: кто-то взять автограф, что-то сказать, спросить, просто чтобы увидеть и постоять мгновение рядом  с кумиром. Он не загордился и не зазнался, неся бремя мировой славы, меняя по нескольку городов в неделю. Там тоже уже другие поклонники несут ему букеты цветов, дарят аплодисменты и свое обожание.

3.jpg

Наверное, это  наша сибирская закалка: никогда не изменять себе,  оставаться верным людям, с которыми рос, быть человеком, какими бы почестями тебя ни осыпала судьба. Мацуеву по-прежнему дороги простые людские  радости и ценности, которые были заложены с детства родителями, бабушками, дедом Виктором.  И он по-прежнему, как в детстве, любит свой Иркутск, Байкал и  гордится тем, что он — сибиряк.

Если говорить о завершившемся юбилейном, десятом, фестивале, то он был, как всегда мощным, ярким, многоголосым, конечно, не без обещанных сюрпризов. Одним из них было включение в программу  музыкального фестиваля театрально-драматургической  составляющей. Я имею в виду выступление на фестивале двух известных звезд французского кинематографа — Фанни Ардан и Жерара Депардье — в спектакле «Музыка двоих». Спектакль вызвал бурный отклик зрителей, которые весь спектакль, притихшие и примолкнувшие, боясь даже нечаянным кашлем нарушить  создавшуюся в зале атмосферу, стали невольными свидетелями то умирающей, то вновь вспыхивающей в диалогах и взглядах любви двух немолодых людей. Мелодия этой любви  была еле уловима, почти безнадежна, но не хотелось верить, что ее герои расстанутся. Так в жизни бывает, когда из-за нелепости, недоговоренности, случайно оброненного слова вдруг разгорается огонь непонимания, недоверия, переходящий в разрыв.

Почти не двигаясь, работая в полной статике половину спектакля, Жерар Депардье только словом удерживал наше внимание. Это высокий уровень актерского мастерства, когда не спрячешься ни за жестом, ни за мимикой, ни за смехом, ни за курением  сигарет, вообще ни за каким-либо действием. Только ты, твой герой, партнерша и зрительный зал. И Депардье держал этот зал крепко, сильно, умело. Под стать ему была прекрасная женщина, знаменитая актриса, тонкая, умная, изящная Фанни Ардан. Легкая, как мотылек, в свои-то почти семьдесят, она виртуозно вела диалоги, была глубока, красива, обаятельна, и от нее нельзя было отвести глаз.

4.jpg

Текст с французского шел в переводе на экране, но уже в самом начале поняв, о чем спектакль, о чем главная его мысль, я слушала  французский язык, который люблю, его оттенки и интонации из уст носителей этого языка. И всё вместе: их речь, наполненная смыслом и отношением, высокая болезнь под названием «любовь»,  в  которую они  играли, а вернее, проживали на наших глазах, — все это наполняло  внутренней радостью, гармонией, чистотой. В финале зал минут десять или более того аплодировал и не отпускал актеров, завалив их цветами. А они раз пять уходили за кулисы и возвращались на поклоны вновь. И мне показалось, что они в эти счастливые минуты жалели, что не знают русского языка и рядом не оказалось переводчика. Я видела, что они хотели что-то сказать, выразить свои чувства, но в ответ могли только низко поклониться такому потрясающему зрителю, как наш. Наверное, подобного  горячего приема им не оказывали давно. Не мудрено: так принимать  и благодарить умеют только сибиряки.

В фестивальном калейдоскопе запомнился день открытия, который  тоже не обошелся без сюрприза. Войдя в зал, зрители увидели на сцене сразу три рояля, и позже за один из них сел дирижер Валерий Гергиев, который как пианист давно не концертировал. Поэтому очень волновался и основательно заранее репетировал, так как известно, что Валерий Абисалович все делает только на высочайшем  уровне. За двумя другими инструментами зрители увидели Дениса Мацуева и юного, но уже именитого музыканта, победителя VIII Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, тринадцатилетнего Сашу Малофеева.

Таким образом, на сцену вышли три поколения, которые, чутко слушая друг друга, играли «музыку на все времена»: Чайковского, Моцарта, Равеля. А об исполнении великой шестой симфонии Петра Чайковского Денис говорил особо. «Это одно из самых трагических произведений композитора и вообще в музыкальной литературе», — сказал он, и на открытии оно звучало как-то по-особому пронзительно, завораживающе и мощно, просто феноменально. 

5.jpg

Вообще фестиваль начался ярко, наполненно, как-то по-доброму светло и гармонично, и на нем царит особенная атмосфера, а создает ее во многом наша потрясающая публика, которая все понимает, каждый нюанс. Все концерты фестиваля вел известный телеведущий, благородный и красивый профессионал высокого класса Владимир Молчанов. Он свободно, как умеет только он, общался с залом, одновременно сообщая зрителям массу информации из жизни того или иного композитора.  

Во время фестиваля были выездные концерты в Братск, где для этого случая  приобрели рояль, были выезды в Ангарск. И стоит ли говорить, как зрители этих городов, не избалованные гастролями такого уровня музыкантов, встречали и принимали  посланцев фестиваля, как аплодировали, как кричали «браво».

Прошел, как всегда, традиционный аукцион «Нота До», где были собраны немалые средства для покупки инструментов одаренным детям,  благотворительные концерты «Музыка лечит» для детей-инвалидов, для преподавателей и учащихся музыкальных школ и колледжей. И сколько разговоров было у них после концерта, сколько восторга и благодарности в глазах. Поэтому долго не расходились с площади возле театра, делясь впечатлениями, вспоминая радостные моменты фестиваля.

2.jpg

Организаторы фестиваля, заранее планируя и составляя его программу, не забыли и о большой дате большого музыканта,  легенде  нашей эстрады, народном  артисте СССР Леониде Осиповиче Утесове, которому в этом году исполнилось 120 лет.  В концерте, посвященном его памяти,  принял участие музыкальный  коллектив «Тромбон-шоу» Максима Пиганова, а также известный актер и телеведущий Александр Олешко, который в присущей ему манере живого разговора и общения с залом много шутил, пел и рассказывал.

На концертах фестиваля можно  было  вновь встретиться  с виртуозом-виолончелистом  Борисом Андриановым, услышать   прекрасного пианиста Лексо Торадзе, исполнившего на открытии концерт Прокофьева, потрясающего контрабасиста Андрея Иванова, юных пианистов Владислава Хандогия и Александра Малофеева, опытного скрипача Павла Милюкова, кларнетиста Игоря Федорова, виолончелиста Александра Бузлова, пианистов Сангвон Ким  (Республика Корея) и Люку Дебарга (Франция),  ставших лауреатами  последнего  конкурса Чайковского.

Посетил фестиваль и произвел настоящий фурор легендарный джазовый пианист Леонид Чижик, который выступал на сцене филармонии, а в это же время  на сцене музыкального театра  зрители наслаждались  камерной музыкой и совершенно иным жанром. Знаменитый бас Михаил Петренко исполнял романсы. На фортепиано ему аккомпанировал Денис Мацуев. Услышала  публика  и трио  известных музыкантов, в состав которого вошли  Гайк Казазян (скрипка), Борис Андрианов (виолончель) и Полина Осетинская (фортепиано). Они исполнили произведение «Памяти великого художника».

10 сентября состоялся гала-концерт с участием звезд балета Большого театра. Заслуженная артистка России Екатерина Шипулина, балерины Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, ведущая солистка Кристина Кретова, первая солистка Анна Тихомирова, премьеры  Большого Денис Родькин и Михаил Лобухин, ведущие солисты Вячеслав Лопатин и Андрей Муравьев  исполнили  фрагменты из балетов Петра Чайковского.  Завораживающе прозвучал  CINGUE  (ЧЕНТО) — балет в одном действии на музыку Антонио Вивальди в хореографии Мауро Бигонцетти.  Долгими аплодисментами наградили  Михаила Лобухина, который пронзительно, страстно исполнил танец  на знаменитую песню Владимира Высоцкого «Всё не так».

— Когда мы приезжаем в Иркутск, — сказала  балерина Анастасия Сташкевич, — каждый раз испытываем новые, свежие эмоции. Иркутск — потрясающий город, здесь прекрасная публика, нас  всегда очень тепло принимают. Мы приезжаем сюда не только как на работу, а каждый раз — это  праздник, восторг, радость, непередаваемые счастливые эмоции.  Здесь мы  не только дышим кислородом, мы заряжаемся энергией до следующего фестиваля…

6.jpg

— Я все это раньше видел только на картинках, на красивых открытках, сейчас увидел воочию, — поделился впечатлениями от поездки по Кругобайкальской железной дороге  премьер Большого Денис Родькин. — Все впечатляет и вдохновляет. Байкал  необыкновенно красив.

Предпоследний день фестиваля.  На сцене музыкального театра идет репетиция.  Звучит первый концерт Дмитрия Шостаковича для фортепиано, трубы и  струнного оркестра.

Партию на трубе исполняет  профессионал высочайшего класса Владислав  Лаврик, а струнный оркестр — это знаменитые «Солисты Москвы». Дирижирует художественный руководитель коллектива народный артист России Юрий Башмет.

— Фестиваль изумительный, — сказал он, торопясь на репетицию, —  публика Иркутска прекрасная. Я очень рад, что вернулся сюда. Я здесь был девять лет назад. А с Денисом всегда одно удовольствие играть. Он выдающийся пианист, музыкант. Буду рад еще и еще приезжать в ваш замечательный город.

Дополняя  слова Юрия Абрамовича,  Денис добавил:

— Первый концерт Шостаковича — один из самых выдающихся, где гениально выражен юмор Дмитрия Дмитриевича. Человеку без чувства юмора, наверное, не надо решаться его играть. Там заложены великие глубокие философские вещи, как и в любом другом его произведении, но кроме этого — его гениальный юмор, такая его гениальная хохма, если позволительно так сказать. А Юрий Башмет — человек с прекрасным чувством юмора, с ироничным взглядом. Поэтому все рождается на сцене,  непосредственно в тот момент, когда звучит музыка. И сегодня на концерте вы, возможно, услышите версию, которая прозвучит единственный раз. Следующий будет немного другим. Это ведь дело живое, сиюминутное. Все рождается на сцене: эмоции, чувства, страсть, трепет.

7.jpg

Кстати, после концерта Денис со сцены объявил  новость, которая до того времени носила интригующий характер, и все только строили догадки. Он объявил о месте, где будет строиться новый концертный зал. Это Нижняя Набережная, место бывшей старой ТЭЦ.

Закрытие фестиваля было, как всегда, потрясающе ярким.  На финал приберегли молодых, отчаянно-талантливых, блестящих музыкантов — красивых, элегантных. Все они стали  лауреатами  на недавнем XV Международном  конкурсе имени П.И. Чайковского, которым  была оказана честь  закрывать с  иркутским Губернаторским  оркестром под управлением дирижера Илмара Лапиньша  десятый, юбилейный, фестиваль. Это Ганбаатар Ариунбаатар (баритон) из Монголии, Андрей Ионут Ионица (виолончель) из Румынии, американец Джордж Ли (фортепиано), Клара-Джуми Кан (скрипка) из Германии. Они просто взорвали зал аплодисментами. Все они  молодые, но уже именитые музыканты, все одаренные и, несомненно, с большим будущим. И их приезд стал настоящим подарком для иркутян.

— Мне важно, чтобы публика открыла для себя имена талантливых музыкантов, настоящих звезд, чтобы полюбила их, — сказал на закрытии фестиваля Денис Мацуев — Вот уже десять фестивалей мы этим и занимаемся. И у нас многое получается, ведь Сибирь — это непростая «точка». Здесь собираются люди, которые хотят  вернуться сюда. Этот фестиваль популярен, о нем говорят. Он делается для Иркутска и для иркутской публики. Многие музыканты так выстраивают свои программы, чтобы на будущий год в сентябре приехать вновь. Я этому рад и даже горд. Так что прощаемся ненадолго, только до следующего фестиваля.

8.jpg

На последних словах зрители с цветами уже подходили к сцене,  с улыбкой протягивали  их артистам,  звучали продолжительные аплодисменты, и совсем не хотелось расходиться. В душе оставалась атмосфера праздника, звуки музыки и эти прекрасные мгновения любви и красоты прошедшего фестиваля.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой

На фото: Денис Мацуев: творчество без границ;

Ганбаатар Ариунбаатар – баритон из Монголии;

Фанни Ардан и Жерар Депардье в спектакле «Музыка двоих»…;

…И на пресс-конференции. Слева — Денис Мацуев;

Виолончелист Андрей Ионица;

Клара-Джуми Кан;

Джордж Ли;

Заключительный концерт фестиваля.
На сцене лауреаты XV фестиваля имени П.И. Чайковского
и Губернаторский симфонический оркестр

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии