Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Люблю острохарактерные образы»

04 ноября, 2014

 

 

К юбилею заслуженного артиста России Евгения Солонинкина

 

 

Вы его наверняка знаете. Более того, его знают ваши дети. Яркий, «праздничный» актер Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова Евгений Солонинкин поздравляет нас с Новым годом, смешит в комедиях и заставляет задуматься в драме. Душевное состояние и физическое ощущение его героев всегда органично и точно отражают атмосферу спектакля.

 

 


 

Евгений Солонинкин родился в селе Филимоново, Канского района, Красноярского края. Иркутское театральное училище окончил в 1988 году, два года после выпуска работал в Русском драматическом театре (г. Фрунзе, нынешний Бишкек). С 1990 года актер играет на сцене Иркутского драматического театра имени Н.П.Охлопкова. Год назад Евгению Солонинкину было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». За годы служения иркутской сцене Евгений Петрович сыграл Диму в «Утиной охоте» А.Вампилова, Графа Кента в «Короле Лире» и Монтекки в «Ромео и Джульетте» У.Шекспира, Телегина в «Дяде Ване» А.Чехова, Почтмейстера в «Нашем господине Чичикове» Н.Гоголя, Вождя Бромдена в «Полете над гнездом кукушки» Д.Вассермана, Сэра Люциуса о’Триггера в «Соперниках» Р.Б.Шеридана, Эдоардо в «Прыжке по-итальянски» П.Каппеллони, Лыняева в «Волках и овцах» А.Островского, Ивана Пятирубеля в «Закате» И.Бабеля и множество других ролей.



 

Встретиться с Евгением Петровичем не так-то просто: идут репетиции нового спектакля «Халам-бунду» Ю.Полякова (в котором артист играет весьма интересную роль) и традиционных «Рождественских встреч», актер совместно с заслуженным артистом России Степаном Догадиным пишет сценарий и занимается постановкой новогоднего представления для маленьких зрителей театра. Но разговору о любимой работе Евгений Солонинкин всегда готов уделить время.

— Евгений Петрович, фанаты возле театра караулят? 

— Не моя прерогатива. Признание ко мне пришло уже в более взрослом возрасте — после сорока, поэтому вся эта молодежная суета осталась позади. У меня сейчас взрослые поклонницы, замужние, сдержанные. Хотя на концертах говорят комплименты.

— Вам больше нравится играть отрицательных или положительных персонажей? 

— Разве я похож на отрицательного героя?! Глаза меня сразу выдают. И в спектакле «Прыжок по-итальянски» мой Эдоардо абсолютно нормальный, обыкновенный мужчина. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения мужика, эти женщины сюсюканьем и угодничеством сами его таким сделали. Тут любой расслабится! А с нами так нельзя, нас надо в кулаке держать. В каждом из нас таятся разные качества. Дай почву, капни или рассолом или сиропом — появятся совершенно разные цветочки. Ты можешь всю жизнь с человеком прожить, не узнав, кто он: храбрец или трус, подлец или герой. И не поймешь, пока не попадете в экстремальную ситуацию.

— Ваша любимая роль? 

— Сегодня, пожалуй, Лыняев в спектакле «Волки и овцы» Александра Островского. Я с режиссером Геннадием Шапошниковым года за два по поводу этой постановки начал разговаривать. Работа над этой ролью для меня была вопросом чести, потому что в «Мастерской Петра Фоменко» ее играл мой однокурсник, безвременно погибший Юра Степанов. А так любимые образы, конечно, самые первые. У меня это был Волк в «Плахе» Чингиза Айтматова. Этот спектакль мы ставили в Русском театре во Фрунзе, где я два года проработал до иркутского драматического.

Роли не забываются, они просто проходят. Я не отношусь к ним с пиететом. Идет процесс репетиций, потом — премьера. Играешь первый, второй, третий раз… Ажиотаж сошел, все к этому снова начинают относиться как к производству, в том числе и я. Не скажу, какая именно роль подняла меня профессионально на другой уровень, помню только, когда это произошло. Года два назад я себе сказал, что теперь владею профессией. Тогда перестал сильно переживать, когда получаю какую-то новую роль. Раньше вижу распределение и чувствую: начинается паника. Знаю, что будет, в конце концов, сделано, но…. Сейчас этого уже нет.

— Как работаете над ролью? 

— Я ничего не начинаю придумывать, не «леплю» образ сразу. Мне не нужно ничего учить, не надо направлять. Я должен просто «встать» в эту роль, сам поискать. Репетирую, репетирую, и потом, перед премьерой или на первых показах, приходит истинное понимание того, что нужно делать. Особенно трудно «вскочить» в роль, когда готовим спектакль в сжатые сроки или играем в двух составах. В тех же «Волках и овцах» работаем в паре с заслуженным артистом России Игорем Чирвой и до сих пор с каждым спектаклем набираем силу.

Работая над образом, наделяю самого себя какими-то штучками, которые мне, возможно, не очень свойственны. Много придумывать нельзя. Иногда артисты чрезмерно увлекаются внешними признаками, не наполненными внутренним содержанием. Это может сработать первые раза два-три, а потом махом развалится. Если форма не подкреплена внутренне, никакой накладной нос тебе не поможет (если, конечно, ты не играешь Буратино).

— У Вас есть творческая мечта? 

— Я не честолюбив. Ну что эти Гамлеты? Эти главные герои! Да какого-нибудь поганца или хорошего товарища играть намного интереснее. Гораздо глубже может быть роль человека, который находится рядом с Гамлетом. Я люблю острохарактерные образы, в которых можно для себя и для зрителя открыть что-то новое.

— Когда на сцене становится особенно интересно? 

— Когда партнер забывает текст. Тогда всем становится интересно, особенно самому партнеру. Иногда перед сценой думаешь: «Господи, где же это слово?». А потом выходишь, произносишь текст, и оно само вспоминается. А иной раз говоришь, говоришь, и вдруг раз — чистый белый лист перед тобой. И никаких мыслей. И все, тут уже страшно. Тогда коллеги начинают подхватывать и договаривать за тебя. Ощущение, что пауза, пока ты вспоминаешь текст, бесконечна, что ее заметили все. Дело в том, что у спектакля есть определенный ритм, в нем работаешь, отвечаешь, переходишь от одной мизансцены к другой. Забыв слова, ты паникуешь оттого, что на долю секунды передержал свою паузу.

А вообще на сцене всегда должно быть интересно. И душу каждый раз во время спектакля нужно будоражить заново, потому что есть технические моменты, а есть смысл, чувства. Если делать так же, как вчера, тогда зачем и кому все это нужно?

— Кто ваш творческий учитель? 

— Николай Васильевич Дубаков, большой мастер. Тут тянешься, стараешься соответствовать. Вообще, каким-то удачным вещам учиться можно у каждого партнера.

— Но на сцене театра вы не только играете в спектаклях…

— Со Степаном Догадиным и Игорем Чирвой мы раньше делали капустники, но тогда еще не назывались кружком. Кажется, впервые с этим названием мы вышли в 2009 году на Фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова. Сейчас не только нашим театралам, но и артистам из других городов не нужно объяснять, что такое «Кружок редкого юмора». Капустники, как ни странно, мы придумываем очень тяжело. До ругани доходит, до головной боли, до психа. Но если зацепились за идею — дело идет очень легко.

У нас сложившийся концертный дуэт с заслуженным артистом России Степаном Догадиным. Нам всегда очень хотелось петь в спектаклях. Раньше мы только на внутритеатральных мероприятиях на гитаре тренькали, пытались исполнять военные песни на два голоса. Как-то сделали вариант концертной программы, показали Геннадию Шапошникову. Ему тогда, видимо, не до этого было, но идею он запомнил, и в 2009 году появились первые «Рождественские встречи». Сейчас эти вечера очень популярны у нашего зрителя и в этом году пройдут в пятый раз.

— Как отметите этот юбилей? 

— 5 ноября состоится творческий вечер. Я назвал его «Мой Новый год». Почему? Угадайте, кто с первого курса театрального училища выходит на сцену Дедом Морозом в новогодних сказках? Юный зритель знакомится со мной как с артистом именно с этого образа. Я 26 лет посвятил сцене. Наверное, пора подвести какой-то итог этому творческому периоду. Хочу пригласить на праздник друзей, коллег, зрителей, а самое главное, сказать таким образом спасибо своей маме….

Беседовала Ольга Олекминская,
специально для «Байкальских вестей»

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Евгений Солонинкин;

Евгений Солонинкин в роли Пашки из пьесы
«Прошлым летом в Чулимске»…;

… и в роли Эдоардо в комедии
«Прыжок по-итальянски»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии