Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Красные пришли — грабят, белые пришли — …»

01 октября, 2012

 

 

Что ожидает сельское хозяйство Приангарья
после вступления России в ВТО?

 

На очередной сессии Законодательного собрания, прошедшей на прошлой неделе, депутаты обратились к губернатору Сергею Ерощенко с просьбой на октябрьском заседании областного парламента предоставить информацию по вопросу дальнейшего финансирования сельскохозяйственной отрасли региона в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). К такому решению парламентарии пришли после обсуждения вопроса по внесению изменений в областную долгосрочную целевую программу «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009—2012 годы».

 

Увеличить финансирование

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик отметил, что действующая программа не учитывает факт вступления России в ВТО, в связи с чем позиция регионального правительства в вопросе финансирования сельскохозяйственной отрасли пока не ясна. Депутатский корпус также поддержал предложение генерального директора Усольского свинокомплекса, депутата Ильи Сумарокова разработать новый порядок субсидирования аграрных товаропроизводителей в Приангарье с учетом вступления России в ВТО.

Депутаты ЗС утвердили изменения программу «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009-2012 годы», которая предусматривает увеличение объема финансирования этой отрасли на 100 млн рублей. Основная часть финансовых средств в сумме 94,5 млн рублей будет направлена на развитие молочного скотоводства, а остальные 5,5 млн рублей – на поддержку начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств. За счет внутреннего перераспределения в программе 6 млн рублей дополнительно будет направлено на закуп молока и мяса у населения региона.

В результате корректировки общий объем финансирования программы в 2012 году составит 1 млрд 519 млн рублей.

 

По полной программе

Впрочем, основные споры разгорелись не на сессии, а до нее. Обсуждение законопроекта о внесении изменений в областную государственную программу «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009—2012 годы» на заседании комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания вылилось в очередную бурную дискуссию между депутатами и чиновниками.

От правительства с поправками выступил многоопытный заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров, от депутатского корпуса — руководители крупнейших областных агрохолдингов Гавриил Франтенко, Илья Сумароков и Аполлон Иванов. Не остались в стороне председатель комитета Юрий Фалейчик и заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Нестерович: оба, как говорится, «в теме», владеют, что и продемонстрировали оказавшемуся в меньшинстве Алдарову по полной программе.

Правительство предложило увеличить финансирование программы на 100 млн рублей, направив эти средства почти полностью на развитие мясо-молочного животноводства, и лишь 5 млн рублей предназначались на увеличение поддержки начинающих фермеров. Конкурс среди таких хозяйств, пояснил заместитель министра, уже проведен, отобраны 32 фермера. За счет перераспределения средств внутри программы предлагалось сократить финансирование подпрограммы страхования рисков (поскольку год оказался удачным и урожай не высох на корню), увеличив пропорционально программу закупки семян. Около одного миллиона рублей нужно было направить на финансирование участия области в агропромышленной выставке «Золотая осень-2012», общий же объем финансирования программы должен достигнуть суммы 1 млрд 519 млн рублей.

— Это рекордная сумма, — подчеркнул заместитель министра.

Атаку на инициативы правительства начал Илья Сумароков, который поинтересовался у Кузьмы Алдарова, на каком основании посреди года были изменены принципиальные правила игры и инвестиционные программы по переработке сельскохозяйственного сырья были лишены государственной поддержки. Под эти проекты была проделана большая работа, а осенью вдруг оказалось, что части предприятий нужно попрощаться с надеждами на господдержку. Кузьма Алдаров пытался объяснить, что новые правила поддержки инвестпроектов внедрила комиссия при правительстве области под председательством первого заместителя губернатора Владимира Пашкова и 65 предприятий были отобраны уже по новым правилам. Но депутата такой ответ не устроил – его предприятие было исключено на том формальном основании, что оно не только производит, но и перерабатывает свою продукцию, из-за чего свинокомплекс, сместив акцент в одну сторону, объявили исключительно перерабатывающим и поддержки лишили.

— Было положение о конкурсе, была сумма, — удивился депутат, — потом положение изменили, а сумму урезали на треть. Кто так решил? Октябрь на носу, а мы программу меняем.

 


Ситуация с молоком в европейской части страны, из-за которой Российской Федерации уже выносят предупреждения международные антимонопольные структуры, напомнила депутатам о том, что вскоре им предстоит вести свой бизнес в условиях еще более жестокой конкуренции: Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), а в этой структуре размер ввозных пошлин иногда нулевой, а иногда составляет всего 5 процентов — то есть в пять-восемь раз меньше, чем по современным российским законам. Хлынет ли поток иностранной сельхозпродукции конкретно в Иркутскую область, сказать нельзя, но в том, что всем сельхозпроизводителям придется туго, сомневающихся не оказалось.
 

 

Кому и по сколько?

Второй вопрос депутата оказался не менее сложным. Областной и федеральные бюджеты выделили на поддержку сельхозпроизводителей известную сумму, и самое время узнать, какая ее часть по итогам трех кварталов была выдана и кому именно. Кому, заместитель министра сказать не смог, а вот размер потраченного известен: 60 процентов от 744 млн рублей, то есть более 420 млн, из областного же бюджета уже ушло 40 процентов. Депутат Сумароков оценил происходящее как спекуляцию и потребовал огласить список получателей, причем немедленно.

— Из областного бюджета ушло около 500 млн, — прикинул сумму депутат, — а мы не знаем, кому и по сколько. Нужно срочно разобраться и понять, какую отдачу получит область. Пора отчитываться. Наш свинокомплекс получил 1,5 млн, а прирост — 1500 тонн, причем готовой продукции. Хотя бы к сессии эти материалы должны быть, потому что вопрос будет задан.

Юрий Фалейчик поддержал мнение Ильи Сумарокова и предупредил, что вопрос о распределении субсидий прозвучит еще не раз. Аполлон Иванов задал другой вопрос, который, видимо, тоже придется обсуждать неоднократно: с какого уровня цен на зерно правительство планирует начать его субсидирование, чтобы не допустить резкого роста цен на хлебобулочные изделия? Кузьма Алдаров согласился с тем, что цена действительно растет, но пока она лишь достигла прошлогоднего уровня и правительство никаких действий не предпринимает, хотя действительно планирует.

Депутаты выслушали и мнение специально приглашенного руководителя предприятия мясного направления. Этот рассказ вызвал чувство недоумения: почему же человек, оказавшийся в столь сложных условиях, не бросит заведомо безнадежное дело? Себестоимость производства килограмма мяса в Иркутской области заведомо дороже цены, за которую его можно продать. Субсидии, в ожидании которых весной был взят кредит в банке на крайне непростых условиях, поступили только во второй половине сентября, а их доля в областной программе поддержки сельского хозяйства урезана. Собственное поведение руководитель назвал альтруизмом и заверил, что таких в области больше нет. Депутаты охотно поверили, потому что уж чем-чем, а мясом Иркутская область себя не обеспечивает. И не будет обеспечивать никогда, если не будут увеличены размеры субсидий.

 

В ожидании потока

Юрий Фалейчик в свете высказанного мнения обратился к своему коллеге, председателю комитета по бюджету Сергею Курилову, — будут ли еще до конца года поправки в бюджет и стоит ли ожидать увеличения размера субсидий? Депутат Курилов ответить не смог, пояснив, что на все воля высшего должностного лица, то есть губернатора области. Заместитель министра согласился с мнением Курилова: если область в 2012 году увеличит расходы на софинансирование некоторых видов дотаций, эту же планку придется поддерживать и  в следующем году, иначе федеральное правительство лишит область своей поддержки. Это означает, что сейчас депутатам предстоит не просто проголосовать за очередную порцию поправок в бюджет, а фактически установить для региона планку, которую нужно будет поддерживать еще три года. В Приангарье же проблемы не только с мясом, но и с молоком — себестоимость производства каждого литра примерно на 50 копеек выше, чем закупочная цена. Рост розничной цены на молоко Кузьма Алдаров однозначно связал с размером дотаций от правительства области: вроде бы чем больше дотаций, тем выше цена.

Ситуация с молоком в европейской части страны, из-за которой Российской Федерации уже выносят предупреждения международные антимонопольные структуры, напомнила депутатам о том, что вскоре им предстоит вести свой бизнес в условиях еще более жестокой конкуренции: Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), а в этой структуре размер ввозных пошлин иногда нулевой, а иногда составляет всего 5 процентов — то есть в пять-восемь раз меньше, чем по современным российским законам. Хлынет ли поток иностранной сельхозпродукции конкретно в Иркутскую область, сказать нельзя, но в том, что всем сельхозпроизводителям придется туго, сомневающихся не оказалось. От правительства потребовали отныне и впредь очень хорошо думать над мерами поддержки сельского хозяйства, если оно хочет сохранить его как отрасль в структуре областной экономики.

Гавриил Франтенко от себя лично посоветовал заместителю министра не льстить правительству: «мизерная» дотация совершенно теряется на фоне роста цен на горючее, запасные части и изменений в налоговом законодательстве. Действительно, цены на ГСМ за три года выросли более чем на треть, налоги всего одного вида всего за год — на 10—12 процентов, и все делают вид, что ничего не случилось. Депутаты решили обратиться к правительству с предложением сформулировать ясную и последовательную позицию о будущем сельского хозяйства и обсудить этот вопрос уже на ближайшей сессии, пока не началось обсуждение бюджета на 2013 год.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии