Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Иркутск — мой персонаж»

08 марта, 2016

В очередной раз галерея Виктора Бронштейна приготовила для иркутян приятный сюрприз. 18 февраля здесь состоялось открытие персональной выставки молодого художника-акварелиста Романа Баянова «Сердце Сибири».


200.jpg

Роман Баянов родился в Забайкальском крае. Увлечение рисунком впоследствии привело в архитектуру — Роман окончил Уральскую архитектурно-художественную академию в г. Екатеринбурге, где получил степень магистра архитектуры зданий и сооружений. Несмотря на молодой для художника возраст, а Роману Баянову нет и тридцати, за его плечами победы в международных конкурсах акварели (WorldWatercolourCompetition), участие в выставочных проектах в России и за рубежом.


«Просто бездна для вдохновения»

— Когда мы открывали галерею, — сказала на открытии ее директор Ольга Бронштейн, — мы предполагали, что один-два месяца в году мы будем посвящать молодым авторам: фотографам, художникам, скульпторам. И эту идею нам успешно удается реализовывать. Многие из вас в нашей галерее не впервые, бывают у нас часто на выставках, презентациях, но вот акварельная выставка, которую вы сегодня видите, у нас проводится первый раз. Нашим дебютантом в начале февраля была фотограф Яна Ушакова, выставка которой прошла замечательно. И сегодня она передает эстафету молодому архитектору, графику, акварелисту Роману Баянову:

— Не ожидал столь большого числа гостей. Я очень рад. Спасибо галерее Виктора Бронштейна за приглашение провести мою выставку именно здесь, за замечательную организацию, размещение. Как вы видите, главным действующим лицом всех моих акварелей является Иркутск, природа Приангарья, Байкал. Когда я впервые приехал сюда, я был поражен красотой города и понял, что можно рисовать здесь хоть на каждом углу, ходить на пленэры. Все здесь интересно: и эти дома, природа, кристально-чистая Ангара, корабли. Просто бездна для вдохновения.

Как человеку, который получил архитектурное образование, меня впечатлила архитектура города. Она самобытна, оригинальна, эффектна, эти структурные фасады, мосты, купола, шпили… В акварели они мягко проявляются, и я сам, рисуя, получал огромное эстетическое удовольствие. Ваш город — это мой персонаж, главное действующее лицо, источник вдохновения, друг. На мой взгляд,  это город света, и его доминирующий цвет — желтая охра».

…Именно такую акварель Романа, с ярко-желтым  веселым автобусом,  разместили в самом начале экспозиции, и она встречает каждого входящего в зал, создавая  сразу настроение радости.

Акварель не терпит ошибок

Глазом художника  будто выхвачена одна из будничных картин летнего города, но увиденная по-своему, под своим углом зрения – необычно ярко, броско, мажорно. В синеве неба раскинуты десятки проводов. Слева, попадая в тень, прячется громада высокого здания. А по правой — дома навытяжку, освещенные солнцем, стройные, светлые, чистые, будто только что умытые дождем. Ярко-охристый автобус на первом плане картины создает настроение беспричинного радостного возбуждения, эмоции, доброй улыбки, притягательности. Фигурки прохожих в движении, так же, как воздух, которым наполнена эта работа, пронизанная солнечными лучами, и в которой художник признается в любви Иркутску, постоянно меняющему свой облик.

А вот с первого взгляда узнаваемый угол улиц Карла Маркса и Литвинова, а это здание старинной аптеки, что возле Центрального рынка, будто в наброшенной цветной ажурной сетке тончайшего рисунка. В эту акварель вторгаются золотисто-коричневые тона, делая ее еще более выразительно-изысканной. Художник добивается «эффекта присутствия», перенося нас из зрителей в действующие лица, потому что мы наполняемся увиденным и мысленно оказываемся внутри, теми прохожими, которых художник запечатлел на холсте. Может кто-то, действительно, узнает себя?

— Акварель — сложный, но прекрасный материал, — говорит Роман, —  акварель для меня непредсказуема. Она не терпит ошибок или исправлений, в отличие от других материалов, второго шанса нет. В этом и есть главная задача художника — уловить и передать то, что есть сейчас. Когда я впервые попал в Иркутск, он меня захватил, покорил, стал близким по духу, и я понял, что этот город нужно писать и писать…».

Красивое в обычном

Проходим дальше. Вот «Готический собор». Так назван художником  всеми узнаваемый Польский костел, ныне Органный зал. Удивительно богатство оттенков цвета, хотя их немного: доминирующий рыжий, желтый, зеленый и немного синего. Устремленный ввысь шпиль костела отбрасывает теплый желтый свет. Зафиксированный момент, в котором остановился  бег времени. Половина здания скрыта ветвями старого тополя, сквозь листву которого просвечивают стены. Чувство гармонии и умиротворения оставляет созерцание этой акварели, как, впрочем, и все, что зрители увидели на выставке.

Роман будто расцвечивает и раскрашивает тонко и изящно  всем привычные и знакомые формы зданий, и из-под его руки выходит не обыденно-знакомый, а незаурядный, антибытовой, даже уникальный и особенный город, наполненный ритмами, чувством жизни, энергии, света с тысячью праздничных оттенков.

Хорошо, что в мире есть художники, которые видят мир ярким и радужным, полным поэзии, музыки и света. Никто не говорит, что при этом они не видят серости или неустроенности среды. Но они поднимают нас над бытом, раскрашивая серый  мир цветными красками.

— Умейте видеть красивое в обычном, — говорят они, — и  в дождливом скучном дне — пробивающийся луч солнца».

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива галереи Виктора Бронштейна.

На фото: Разговор о творчестве

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии