«Мне бы хотелось передавать доброе начало в человеке…»
В главном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева открылась выставка одного из самых выдающихся живописцев Сибири, народного художника России Виталия Смагина, посвященная 80-летнему юбилею мастера. В экспозицию вошли произведения разных лет из коллекции музея, а также из собрания семьи художника.
Как все романтики и поэты, а именно таким Виталий Георгиевич был в душе, он питал неприязнь ко всему однообразному, обыденно-повседневному, серому. Радость жизни ему всегда давал процесс поиска, эксперимента, претворение в жизнь ярких идей и проектов.
На выставке можно увидеть ретроспективу творчества Виталия Смагина начиная с 70-х годов прошлого века и завершая последней работой, написанной перед уходом из жизни в декабре 2015 года. Представленные произведения позволяют проследить все этапы творческого пути художника, чье творческое кредо не раз менялось на протяжении жизни. Здесь можно увидеть портреты современников, городские пейзажи, этюды, акварели и карандашные рисунки художника, картины на тему мифологии народов Прибайкалья, реалистические сюжетные полотна, а также работы, выполненные в абстрактной манере.
В свое время трудом и энергией Виталия Смагина была создана кафедра монументально-декоративной живописи в техническом университете, которой присвоено его имя и на которой сегодня преподают его ученики и последователи, ставшие зрелыми художниками, дизайнерами, педагогами. Сегодня они достойно продолжают его дело, и это говорит о том, что он был не только прекрасным художником, но и выдающимся преподавателем и организатором высшей школы.
Открытие выставки Виталия Георгиевича прошло при большом стечении публики: здесь были его близкие, коллеги, многочисленные ученики, поклонники творчества. Люди пришли отдать долг памяти прекрасному художнику и человеку, которому бы исполнилось 80 лет и без которого культурная жизнь города много потеряла.
Всякий раз, стоя у картины «Утро Прибайкалья», удивляюсь яркости красок, ее эмоциональному выплеску. Дети, виртуозно восседая на быках, мчатся навстречу солнцу, к голубой реке, купать животных. Еще минута, и они и с радостным криком разрежут водную гладь, и она превратится в мириады серебряных брызг, которые разлетятся дождем. Ветер гонит облака, гнет травы, солнце слепит глаза. На картине взбудораженные краски смешались в одном буйном танце юности, радости жизни, красоты.
«Сказание об Эхирите. Ольхонская легенда». Языком ярких, контрастных красок и линий художник рассказывает историю о взаимоотношениях человека и сил природы. Сакральная мифическая птица — белая полярная Сова, раскинув крылья в виде цветной радуги, старается укрыть ими и уберечь человека. Одна его левая часть темная и находится под знаком Луны, другая — светлая и освещена Солнцем. Какая стихия победит в нем? Человек застыл в нерешительности, он думает, закрыв глаза, а любопытные, круглые глаза большой белой Совы внимательно следят за каждым его шагом и движением лица.
«Отец Ольхона» — полотно, которым Виталий Георгиевич, на мой взгляд, доводит до нас мысль о единстве, о связи всего сущего на земле. Шаман бьет в бубен, призывая духов неба и земли, ворон выкрикивает заклинания, укрывая его от ветра огромными крылами. Справа и слева на картине в вечном движении две стихии — Луна и Солнце, как сгустки духовной энергии.
Сам Виталий Георгиевич не раз повторял, что мифы и предания раскрывают мир наших предков, что они чисты, где-то наивны, мудры и всегда наполнены добротой и любовью. «К мифу я обращаюсь не как к картине, иллюстрирующей устное повествование, — говорил он. — Мне бы хотелось, чтобы мои работы через живопись, цвет, через живописную пластику передавали доброе начало в человеке… Я люблю, когда работа повествует что-то зрителю «не в лоб», а содержит некую тайну, которую пытается разгадать сам художник, а зритель невольно попадает в плен этой тайны».
Художник просто обязывает нас фантазировать и воображать, и чем ярче будет у нас проходить этот процесс, тем будет лучше.
Вспоминаю работу Виталия Георгиевича «Предсказательница» из частного собрания А.М. Персова, которую видела на одной из его экспозиций. Фигура женщины, погруженной в думы, изображена как бы по диагонали, ее тело невесомым «бутоном» расположилось из верхнего правого угла в левый нижний. Раскосые глаза за полуприкрытыми веками, маленький сжатый рот. Условны руки, волосы, фигура... Какая-то сила неодолимо приковывает внимание к работе, не дает уйти. В акварели угадывается личная лирическая нота, что-то невозвратно-уходящее, тонкое, завораживающее. Гармония колорита приглушенная и строится в основном на бежево-коричневых тонах. Женщина окутана флером тайны и похожа на увядающий цветок.
Народный художник России Анатолий Алексеев говорил о Смагине, что он — художник яркого самобытного дарования, наделенный высокой культурой цвета и свободной манерой письма, но в то же время в его искусстве они подчинены законам строгой гармонии.
Находясь у истоков авангардной живописи Иркутска, Виталий Георгиевич разработал свой собственный, ассоциативный язык мифотворчества и постоянно учил своих студентов тому, что «цвет — это язык общения, такой же, как слово, движение, музыка, а через цвет и ритмы можно доносить информацию на чувственном уровне». Наверное, именно так доступнее воспринимаются авангардные полотна, именно через эмоциональное ощущение, чувства, через сердце. И тогда открывается внутреннее зрение, подсознание, начинают работать фантазия и образное мышление.
Последняя работа Виталия Смагина, которую он не успел закончить, над которой трудился до последней минуты жизни, посвящена его отцу, фронтовику, не пришедшему с войны, называется «Последнее письмо отца с фронта». Понятно, насколько Виталию Георгиевичу была дорога эта работа, когда он ее писал. Это было возвращение в детство, в то тяжелое военное время, когда пришлось проститься с отцом и не увидеть его больше никогда. Перед нами одна из самых знаковых картин мастера, которую он создавал с особым отношением. Эту картину вдова Виталия Георгиевича Людмила Ильинична передала в дар художественному музею.
Многие из тех, кто уже побывал на выставке, будто заново открыли для себя разностороннего, известного мастера живописи, увидели какие-то новые и неожиданные его стороны. И я думаю, так будет продолжаться всегда. Каждая его выставка будет собирать почитателей и тех, кто придет смотреть его работы впервые. И всякий раз талант Виталия Георгиевича будет высвечиваться какой-то новой стороной, еще не проявленной, кем-то пока не увиденной, не прочитанной, всегда отмеченной тонким лиризмом и одухотворенностью. В том-то и заключается секрет настоящего искусства, что оно не стареет, что каждое поколение сможет найти и увидеть в нем что-то свое, сокровенное и волнующее, подвигающее на творчество, ведь именно в классике мы черпаем силы, вдохновение, идеи. А Виталий Георгиевич Смагин — это уже, несомненно, классика.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея.
На фото: Виталий Смагин. Автопортрет;
«Отец Ольхона»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.