«И друзей созовем, на любовь свое сердце настроим…»
Невероятно скоротечна наша жизнь, и вряд ли есть какая-то высшая справедливость, если люди, которыми мы дорожим, уходят так неожиданно, стремительно и так рано. Пролетело два года с того времени, как не стало народной артистки России Людмилы Стрижовой. Ее знали тысячи людей — если не по спектаклям в театре, то по работе со школьниками над стихами и прозой, по многочисленным поездкам по области, не забывала она и о студенческих аудиториях, школах, библиотеках. Знали и любили ее жители многих российских городов, где Иркутский театр юного зрителя бывал на гастролях.
Она была действительно народной в широком понимании этого слова. Ей не нужно было специального помещения, условий, чтобы начать свой диалог со зрителем. Людмила Стрижова была с ним в диалоге всегда. Ее неукротимой энергии можно было позавидовать. Она бурлила в ней, как в мощной гидротурбине, если позволительно такое сравнение, и за какие-то десять минут ей удавалось сделать и решить десятки дел, а если брать в расчет месяцы и годы…
До сих пор трудно говорить и думать, что актрисы больше нет. Никак не умещается это в нашем сознании, когда речь идет о человеке сверхдеятельном, энергичном, жизнерадостном, спешащем сделать для людей как можно больше…
18 февраля в ТЮЗе имени А.Вампилова прошел вечер, посвященный памяти народной артистки России Людмилы Стрижовой. И это был не просто вечер памяти, он был необычным, потому что столько душевного тепла и любви, сосредоточенного на небольшом пространстве зала, я не наблюдала давно, если говорить о различного рода мероприятиях и встречах, проводящихся иногда формально и для отчета. Здесь же душевное тепло было буквально разлито в воздухе, выплескивалось из сердца, и это отмечали все присутствующие.
Атмосфера была домашней, уютной, дружеской, доверительной, располагающей к откровенности. На столах горками аппетитно лежали пироги, и над чашками струился только что разлитый заботливой рукой хозяев вечера, вампиловцев, горячий чай. Подходили опоздавшие, смущенно присаживались с краю, но уже через несколько минут осваивались, расслаблялись и спешили взять слово, чтобы поделиться своей историей любви к актрисе.
Вечер начался с отрывка из спектакля «Странная миссис Сэвидж», где Людмила Ивановна играла образ абсолютно одинокой, страдающей, замкнувшейся в себе миллионерши Сэвидж, которая при своих бедах и одиночестве находила добрые слова для тех, кто вместе с ней оказался в обители для душевнобольных. Эта роль была бенефисной для актрисы и получилась настолько удачной и успешной, что зрители приходили смотреть спектакль по нескольку раз, причем шли именно «на Стрижову». Вспоминали актрису и в роли старухи Анны из «Последнего срока» Валентина Распутина, о которой много писали в прессе, хвалили, а зрители аплодисментами после каждого спектакля выражали свою любовь и признательность ей. Вспоминали множество смешных или анекдотичных случаев, коих встречается немало в актерской жизни.
Елена Грищенко рассказала историю, которая произошла на спектакле «Золушка», где отказал механизм, приводящий в движение поворотный круг. Людмила Ивановна играла в этом спектакле Мачеху. По действию Золушка, отыграв сцену, должна была на круге уезжать за кулисы, но круг стоял как вкопанный! И тогда отчаянная Стрижова коротко и твердо резанула: «Круг должен поехать! Девчонки, приналяжем!» «И мы уперлись в этот круг, вцепились руками и ногами, сдвинули его с места, и Золушка уехала на бал».
А затем в исполнении Елены Грищенко и Рустама Мухомедьярова прозвучала песня Славы Михайлова из спектакля «Вождь краснокожих» под аккомпанемент Игоря Бялоуса.
«А я вспоминаю репетиции «Маленького принца» в 1993 году, — подхватила разговор Алена Партысь, тогдашняя исполнительница Маленького принца. — Прошло двадцать лет, а ничего не забывается. Репетировали на подъеме, с воодушевлением. Что интересно, Людмиле Ивановне в спектакле мужа, Александра Валерьяновича Ищенко, роли не досталось, и она просто ходила на репетиции. Сядет в зале и наблюдает, слушает. К этому спектаклю написал изумительно красивые, мелодичные песни Евгений Кравкль. Начали их учить. Людмила Ивановна тоже с нами. Распевается, учит. Ходит по театру поет, в гримерке поет… И вот как-то постепенно, само собой, и ей нашлась роль в спектакле, но одновременно мы все оказались без песен! Они как-то органично все перекочевали к ней. И исполняла она их великолепно!
Стрижова стала музыкальной феей спектакля. А я, как молодая, начинающая актриса, всегда глазами искала ее взгляд, и когда находила, это мне помогало, приободряло, давало силы, потому что в нем была поддержка.
…И тут над всеми сидящими поплыла тихая и волшебная мелодия из спектакля «Маленький принц»: «Здесь на маленькой планете хватит места всем на свете, кто любить умеет и мечтать…»
А потом снова были воспоминания о поездке актеров ТЮЗа, в числе которых была и Людмила Ивановна, во Францию, и о том, как плакали французы, поражаясь искренности и отдаче, с которой актеры работали в спектакле.
Филипп Черный под аккомпанемент Анны Конончук трогательно исполнил песню на английском языке. Звучали стихи, вновь перемежаясь с воспоминаниями Галины Солуяновой, Натальи Маламуд, Елены Константиновой. Оригинальную версию о том, как можно написать пьесу, предложил Вадим Карионов, вспомнив, как требовательна была Людмила Ивановна к драматургическому материалу. Прочел свои стихи, посвященные актрисе Стрижовой, иркутский поэт Владимир Скиф, поделилась воспоминаниями близкая подруга, журналист радио Татьяна Сазонова, подруга Татьяна Снарская, рассказали о ней матушка Нина, сестра Лидия.
— Когда я была маленькой, я всегда пела. Я любила песню «Бежит река, в тумане тает, бежит она, меня маня, а кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня», — рассказывала нам с экрана о детстве Людмила Ивановна. — И тут я раскланивалась гостям и получала аплодисменты, а иногда конфеты.
Актеры ТЮЗа и участники театральной студии при театре «Александрия», которой руководит Дмитрий Иванов, проникновенно, с большим чувством исполнили «Аллилуйя», в исполнении Анжелики Маркеловой, Натальи Маламуд, Анны Конончук, Людмилы Ревтович и Ирины Конденко прозвучала невероятно красивая песня «Криницы», которую девушки посвятили памяти актрисы. Рассказала о дружбе с ней Нина Олькова, и вместе с Владимиром Безродных вспомнили сцену из спектакля «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, где Людмила Ивановна играла роль бабы Шуры.
О том, что посчастливилось работать с этой замечательной актрисой, поделился Константин Романенко, художественный руководитель конкурса чтецов при доме детского творчества № 1, где много лет работала Людмила Ивановна, прививая детям красоту русского слова, влюбляя их в поэзию. Добрые слова об актрисе сказали преподаватели ИГУ, многолетние члены жюри этого конкурса Нина Баканова и Светлана Аксенова.
Валентина Прадун вспомнила репетиции спектакля «Изобретательная влюбленная», в который ее вводила Людмила Ивановна:
— Она, как старшая и опытная актриса, старалась научить и передать мне все, что умела, что знала. Мне сейчас очень ее не хватает. Она была не только хорошей актрисой, она была человечной, доброй, милосердной. При ее-то занятости, всегда находила время, чтобы думать о других. Через полгода после моей операции она помогала мне носить сумки, потому что жалела меня и знала, что мне нельзя нагружать себя, и всегда за кого-то еще переживала. Она говорила, что надо сходить к Вере Михайловне, потому что та лежит в больнице. Надо обязательно помочь молодому актеру Паше Савину, потому что у парня что-то там не ладится. Всех она старалась охватить вниманием, поддержать, подставить плечо. Она была настоящим другом, настоящим человеком.
Вершиной, своего рода высотой, какие не часто случаются в актерских биографиях, стала у Людмилы Ивановны роль Дарьи в распутинском «Прощании с Матерой». Можно ли было назвать эту работу игрой, ведь персонаж безраздельно жил в ней, занимал все ее время, мысли, был неотделим от собственного «я»? Поразительная способность была у нее перевоплощаться так, что каждая интонация, звук голоса оседали где-то глубоко в нашей душе, становились частью нашего собственного душевного опыта.
— Эта роль требовала огромной самоотдачи и даже самопожертвования. Может быть, к этой роли я шла и готовила себя все предыдущие годы, — сказала Людмила Ивановна в одном из интервью.
В этой роли было ее детство, ее мать, бабушка, тетки и братья, в этой роли все, что было пережито, что было сыграно ранее, в ней была вся ее судьба — от рождения до самой последней капельки жизни.
…Конечно, ее путь актрисы был невозможен без друга, помощника, режиссера и мужа Александра Ищенко. Интересно было наблюдать, как мощная и неукротимая энергия Людмилы Ивановны становилась податливой и послушной в руках опытного режиссера, с какой готовностью и даже детской преданностью она внимала каждому его слову, как верила ему и безоговорочно выполняла все его режиссерские советы, указания, замечания.
Весь вечер Людмила Ивановна Стрижова была с нами своими песнями, ролями, стихами. Ее голос время от времени органично вливался в контекст общих голосов вампиловцев и гостей вечера, и казалось, будто она рядом. Выступавших было так много, что вечер затянулся допоздна и длился более трех часов.
— Мы давно хотели собрать такой вечер, пригласить близких людей и вспомнить нашу Людмилу Ивановну, хотя мы ни на час не забывали о ней. Она живет в сердце каждого из нас, — сказала Марина Егорова. — Прошло два года, но рана не заживает, и потеря этого человека для всех огромна. Идея вечера пришла ко мне давно, и все наши актеры сразу откликнулись, все ее близкие люди и друзья пришли. И вот получился такой добрый, сердечный и теплый вечер памяти и встречи ее друзей, где каждый выходил к микрофону и вспоминал о ней. У каждого была своя актриса и человек Людмила Стрижова, и каждый делился ею с нами.
Актеры и гости вечера говорили и вспоминали, и мы, увлекшись, слушали. В наступившей тишине включали фонограмму, и вновь звучал ее голос, где она, подхватив реплики коллег-актеров, продолжала текст роли. И это было так органично, так естественно, что казалось, Людмила Ивановна, всегда готовая на выдумки и импровизацию, где-то здесь, прячется в кулисах, но вот-вот, как всегда неожиданно, стремительно, она шагнет к нам — темпераментная, шумная, энергичная, жизнерадостная, смеющаяся и… живая.
…Трудно говорить о ней в прошедшем времени. Но нам остается только одно: с благодарностью помнить, что жизнь дала возможность встреч, общения, а кому-то и дружбы с этой большой и яркой актрисой и человеком.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
На фото: Людмила Стрижова
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.