Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«И друзей созовем, на любовь свое сердце настроим…»

11 марта, 2014

 

Невероятно скоротечна наша жизнь, и вряд ли есть какая-то высшая справедливость, если люди, которыми мы дорожим, уходят так неожиданно, стремительно и так рано. Пролетело  два года с того  времени, как не стало народной артистки России Людмилы Стрижовой. Ее знали тысячи людей — если не по спектаклям в театре, то по работе со школьниками над стихами и прозой,  по многочисленным поездкам по области, не забывала она  и о студенческих аудиториях, школах, библиотеках. Знали  и любили ее жители многих российских городов, где Иркутский театр юного зрителя бывал на гастролях.

Она была действительно народной в широком понимании этого слова. Ей не нужно было специального помещения, условий, чтобы начать свой диалог со зрителем. Людмила Стрижова была с ним в диалоге всегда. Ее неукротимой энергии можно было позавидовать. Она бурлила в ней, как в мощной гидротурбине, если позволительно такое сравнение, и за какие-то десять минут ей удавалось  сделать и решить десятки дел, а если брать в расчет месяцы и годы…

До сих пор трудно говорить и думать, что актрисы больше нет. Никак не умещается это в нашем сознании, когда речь идет о человеке сверхдеятельном, энергичном, жизнерадостном,  спешащем сделать для людей как можно больше…

18 февраля в ТЮЗе имени А.Вампилова прошел вечер, посвященный памяти народной артистки России Людмилы Стрижовой. И это был не просто вечер памяти, он был необычным, потому что столько душевного  тепла и любви, сосредоточенного на небольшом пространстве зала, я не наблюдала давно, если говорить о различного рода мероприятиях и встречах, проводящихся иногда  формально и для отчета. Здесь же душевное тепло было буквально разлито в воздухе, выплескивалось из сердца,  и это отмечали  все присутствующие.

Атмосфера была домашней, уютной, дружеской, доверительной,  располагающей к откровенности. На столах  горками аппетитно лежали пироги, и над чашками струился только что  разлитый заботливой рукой хозяев вечера, вампиловцев, горячий чай.  Подходили опоздавшие, смущенно присаживались с краю, но уже через несколько минут осваивались, расслаблялись и спешили взять слово, чтобы поделиться своей историей любви к актрисе.

Вечер начался с отрывка из спектакля «Странная миссис Сэвидж», где Людмила Ивановна играла образ абсолютно одинокой, страдающей, замкнувшейся в себе миллионерши Сэвидж, которая при своих бедах и одиночестве находила добрые слова для тех, кто вместе с ней оказался в обители для душевнобольных. Эта роль была бенефисной  для актрисы и получилась настолько удачной и успешной, что зрители приходили смотреть спектакль по нескольку раз, причем шли именно «на Стрижову». Вспоминали актрису и в роли старухи Анны из «Последнего срока» Валентина Распутина, о которой много писали в прессе, хвалили, а зрители аплодисментами после каждого спектакля выражали свою любовь и признательность ей. Вспоминали множество смешных или анекдотичных случаев, коих встречается немало в актерской жизни.

Елена Грищенко рассказала  историю, которая произошла на спектакле «Золушка»,  где  отказал механизм, приводящий в движение поворотный круг. Людмила Ивановна играла в этом  спектакле  Мачеху. По действию Золушка, отыграв сцену,  должна была на круге уезжать за кулисы, но  круг стоял как вкопанный! И тогда отчаянная Стрижова коротко и твердо резанула: «Круг должен поехать! Девчонки, приналяжем!» «И мы уперлись в этот круг, вцепились руками и ногами, сдвинули его с места, и Золушка  уехала на бал».

А затем в  исполнении Елены Грищенко и Рустама Мухомедьярова прозвучала песня Славы Михайлова из спектакля «Вождь краснокожих» под  аккомпанемент Игоря Бялоуса.

«А я вспоминаю репетиции «Маленького принца» в 1993 году, — подхватила разговор Алена Партысь, тогдашняя исполнительница Маленького принца. — Прошло двадцать лет, а ничего не забывается. Репетировали на подъеме, с воодушевлением. Что интересно, Людмиле Ивановне в спектакле  мужа,  Александра Валерьяновича Ищенко, роли не досталось, и она просто ходила на репетиции. Сядет в зале и наблюдает, слушает. К этому спектаклю написал изумительно красивые, мелодичные  песни  Евгений Кравкль. Начали их учить. Людмила Ивановна тоже с нами. Распевается, учит. Ходит по театру  поет, в гримерке поет… И вот  как-то постепенно, само собой, и ей  нашлась роль в спектакле, но  одновременно мы все оказались без песен!  Они как-то органично все перекочевали к  ней. И исполняла она их великолепно!

Стрижова стала музыкальной феей спектакля.  А я, как молодая, начинающая актриса, всегда глазами искала ее взгляд,  и когда находила, это  мне помогало, приободряло, давало силы, потому что в нем была поддержка.

…И тут над  всеми сидящими  поплыла  тихая и  волшебная  мелодия из спектакля «Маленький принц»:  «Здесь на маленькой планете хватит места всем на свете, кто любить умеет и мечтать…»

А потом снова были воспоминания о поездке актеров ТЮЗа, в числе которых была и Людмила Ивановна, во Францию, и о том, как  плакали французы, поражаясь искренности и отдаче, с которой актеры работали в спектакле.

Филипп Черный под аккомпанемент Анны Конончук трогательно исполнил песню на английском языке. Звучали стихи, вновь перемежаясь с воспоминаниями Галины Солуяновой, Натальи Маламуд, Елены Константиновой. Оригинальную версию о том, как можно написать пьесу, предложил Вадим Карионов, вспомнив, как требовательна была Людмила Ивановна к драматургическому материалу. Прочел свои стихи, посвященные актрисе Стрижовой, иркутский поэт Владимир Скиф, поделилась воспоминаниями близкая подруга, журналист радио Татьяна Сазонова, подруга Татьяна Снарская,  рассказали о ней матушка Нина, сестра Лидия.

— Когда я была маленькой, я всегда  пела.  Я любила песню «Бежит река, в тумане тает, бежит она, меня маня, а кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня», — рассказывала  нам с экрана о детстве Людмила Ивановна. —  И тут я раскланивалась гостям  и получала аплодисменты, а иногда конфеты.

Актеры ТЮЗа и участники театральной студии при театре «Александрия», которой руководит Дмитрий Иванов, проникновенно, с большим чувством исполнили  «Аллилуйя»,  в исполнении  Анжелики Маркеловой, Натальи Маламуд, Анны Конончук, Людмилы Ревтович и Ирины Конденко прозвучала  невероятно красивая песня «Криницы», которую  девушки посвятили памяти  актрисы. Рассказала о дружбе с ней Нина Олькова, и вместе с Владимиром Безродных вспомнили  сцену из  спектакля «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, где Людмила Ивановна играла  роль бабы Шуры.

О том, что посчастливилось работать с этой замечательной актрисой, поделился Константин Романенко, художественный руководитель конкурса чтецов при доме детского творчества № 1, где много лет работала  Людмила Ивановна, прививая детям красоту русского слова, влюбляя их в поэзию. Добрые слова об актрисе сказали преподаватели ИГУ, многолетние члены жюри этого конкурса Нина Баканова и Светлана Аксенова.

Валентина Прадун вспомнила репетиции спектакля «Изобретательная влюбленная», в который ее вводила Людмила Ивановна:

— Она, как старшая и опытная актриса, старалась научить и передать мне все, что умела, что знала. Мне сейчас очень ее не хватает. Она была не только хорошей  актрисой, она была человечной, доброй, милосердной. При ее-то занятости, всегда находила время, чтобы думать о других. Через полгода после моей операции она помогала мне носить сумки, потому что жалела меня и знала, что мне нельзя нагружать себя, и всегда за кого-то еще переживала. Она говорила, что надо сходить к Вере Михайловне, потому что та лежит в больнице. Надо обязательно помочь  молодому актеру Паше Савину, потому что у парня что-то там не ладится.  Всех она старалась охватить  вниманием,  поддержать, подставить плечо.  Она была настоящим другом, настоящим человеком.

Вершиной, своего рода высотой, какие не часто случаются в актерских биографиях, стала у Людмилы Ивановны  роль Дарьи в распутинском «Прощании с Матерой». Можно ли было назвать эту работу  игрой, ведь персонаж безраздельно жил в ней, занимал все ее время, мысли, был неотделим от собственного «я»? Поразительная способность была у нее перевоплощаться так, что каждая интонация, звук голоса оседали где-то глубоко в нашей душе, становились частью нашего собственного душевного опыта.

— Эта роль требовала огромной самоотдачи и даже самопожертвования. Может быть, к этой роли я шла и готовила себя все предыдущие годы, — сказала Людмила Ивановна в одном из интервью.

В этой роли было ее детство, ее мать, бабушка, тетки и братья, в этой роли все, что было пережито, что было сыграно ранее, в ней была вся ее судьба — от рождения до самой последней капельки жизни.

…Конечно, ее путь актрисы был невозможен без друга, помощника, режиссера и мужа Александра Ищенко. Интересно было наблюдать, как мощная и неукротимая энергия Людмилы Ивановны становилась податливой и послушной в руках опытного режиссера, с какой готовностью и даже детской преданностью она внимала каждому его слову, как верила ему и безоговорочно выполняла все его режиссерские советы, указания, замечания.

Весь вечер Людмила Ивановна Стрижова была с нами своими песнями, ролями, стихами. Ее голос время от времени органично вливался в контекст общих голосов вампиловцев и гостей вечера, и казалось, будто она рядом. Выступавших было так много, что вечер затянулся допоздна и длился более трех часов.

— Мы давно хотели собрать такой вечер, пригласить близких людей и вспомнить нашу Людмилу Ивановну, хотя мы  ни на час не забывали о ней. Она живет в сердце каждого из нас, — сказала Марина Егорова. — Прошло два года, но рана не заживает, и потеря этого человека для всех  огромна. Идея вечера пришла ко мне давно, и все  наши актеры сразу откликнулись, все ее близкие люди и друзья пришли. И вот получился такой добрый, сердечный и теплый вечер памяти и встречи ее друзей, где каждый выходил к микрофону и вспоминал о ней. У каждого была своя актриса и человек Людмила Стрижова, и каждый делился ею с нами.

Актеры и гости вечера говорили и вспоминали,  и мы, увлекшись, слушали.  В наступившей тишине  включали фонограмму, и вновь звучал ее голос, где  она, подхватив реплики  коллег-актеров, продолжала текст роли. И это было так органично, так естественно, что казалось, Людмила Ивановна, всегда готовая на выдумки и импровизацию, где-то здесь, прячется в кулисах, но вот-вот, как всегда неожиданно, стремительно, она шагнет к нам —  темпераментная, шумная, энергичная, жизнерадостная, смеющаяся и… живая.

…Трудно говорить о ней в прошедшем времени. Но нам остается только одно: с благодарностью помнить, что жизнь дала возможность встреч, общения,  а кому-то и  дружбы с этой большой и яркой актрисой и человеком.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

На фото: Людмила Стрижова

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии