Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Семейные сцены» как зеркало жизни

23 марта, 2015


DSC_4201.jpg

Недавно на малой сцене иркутского ТЮЗа имени А.Вампилова состоялась премьера спектакля по пьесе Анны Яблонской «Семейные сцены» в постановке главного режиссера Андрея Сидельникова.

Уже глядя на афишу, настраиваешься на серьезный разговор-размышление. На ней люди с головами зверей, и только стоящий поодаль от взрослых ребенок имеет  полностью человеческий облик. Конечно, это аллегория, но она говорит о многом. Например, о том, как в некоторых семьях жизнь между двумя супругами становится как в диком лесу, где вместо любящих родителей — звери, где вместо доброго слова — злобный окрик. И дети, постоянно живущие в атмосфере зла, привыкают к такому  обращению, отчуждаются от родителей, постепенно сами становятся «зверятами», а потом и взрослыми «зверями». Разрушительный порочный круг все ширится. Как остановить его, что сделать, как спасти то, что было доброго и хорошего?

DSC_4230.jpg

Анна Яблонская (1981—2011) — одесский драматург, сценарист, поэт. Трагически погибла во время террористического акта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года. Она прилетела в Москву, чтобы получить премию как один из лауреатов конкурса журнала «Искусство кино». Погибла от рук людей, несущих зло, о котором писала в своих пьесах, пытаясь образумить, предупредить, рассказать, что со злом  в душе невозможно жить, невозможно ничего исправить…

Молодую писательницу всегда  беспокоили вопросы нравственности, и во всех своих пьесах она пыталась найти выход для своих героев, пыталась помочь им обрести себя, начать все снова, если человек зашел в тупик. Она видела спасительный путь только в любви, только в обретении человеком внутренней гармонии. Пути, которые заводят человека в тупик, в безысходность, у всех разные, но дорога из него есть, это: любовь…

Главный герой «Семейных сцен» Николай Боженко вернулся с войны в Чечне, завербовавшись туда в надежде получить хорошие деньги. Пока он был пять лет на войне, его жена Ирина воспитывала сына и ждала, иногда находя утешение в компании соседа, который любит ее, но не находит взаимности. И когда  Николай возвращается с войны, начинается самое страшное. Войну он привозит с собой, потому что не способен вписаться в мирную жизнь, не способен общаться ни с кем, даже с собственным сыном. Он искалечен морально, нравственно, психически. Сын и жена, каждый по-своему, пытаются привлечь его внимание, но из этого мало что получается.  В результате мальчишка оказывается на крыше с оружием отца в руках…

DSC_4298.jpg

Спектакль «Семейные сцены» — это острая, при этом вполне житейская по сегодняшним реалиям история. Казалось бы, еще недавно реальность, описанная Анной Яблонской, не имела к нам прямого отношения. Но сегодня пьеса о болезненном шлейфе  войны, к сожалению, приобрела конкретный адрес и остроактуальное звучание.

«Семейные сцены» — о любви и войне, об отчуждении близких. Шесть никому не нужных людей отчаянно пытаются докричаться друг до друга. В этой истории нет правых и виноватых,  в ней есть только пострадавшие. Здесь нет злых или плохих людей. Каждому из героев сочувствуешь и ясно видишь, что каждый персонаж — это хороший человек, может, с исковерканной судьбой, но отнюдь не порочный, просто не находящий выхода, не понимающий смысла  жизни, не видящий его, а кто-то и подходящий к самому краю…

В завязывающихся в тугой узел семейных сценах все — настоящая жизнь. Кажется,  это происходит в твоем доме, на твоей лестничной площадке, за соседними дверьми: и одинокий старик сосед, которому ко Дню Победы городские власти презентовали стиральную машинку, а ему не на что купить стиральный порошок, и трусливый, но добрый молодой учитель, и отчаявшаяся  женщина Ирина, и искалеченный войной и копеечным достатком муж. И старый телевизор, и знакомый подъезд, и любовные встречи тайком, и… спасительная надежда.

Словом, это искренний спектакль о нашей жизни, о нас, о наших  взаимоотношениях, обо всем том, что нам дорого, знакомо и близко. Стоит сказать о хороших актерских работах, где артисты двух составов вносят в характеры своих героев много от своей природы, от своих личных наблюдений. Интересен и киноприем, который режиссер вводит в ткань спектакля, используя его как одно из постановочных средств, чтобы усилить зрительское восприятие  и активнее погрузить зал  в атмосферу дома, квартиры, отдельных комнат семьи Боженко. И этот прием срабатывает безошибочно. 

Смелый спектакль о любви и войне по пронзительной пьесе  Анны Яблонской уже нашел своих зрителей, о чем говорят их отзывы. Эта премьера, без преувеличения, стала заметным событием для театрального Иркутска. Хотелось бы посоветовать всем, особенно молодым, прийти посмотреть эту интересную, знаковую работу «вампиловцев».

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Эпизоды «Семейных сцен»

    

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии