«Извлечь красоту из тотального безобразия мира…»
– Эта выставка – инициатива наших коллекционеров, – сказала на открытии экспозиции «Валерий Мошкин. Между двух миров» директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева. – Его работ не так много в музеях, но благодаря тонкому чутью, пониманию его творчества, картины Валерия не ушли из Иркутска, а остались у ценителей в домашних коллекциях, у галеристов, и, наверное, в таком объеме вы увидите их впервые. Порядка 300 работ мы собрали для этой выставки, которая расположилась на двух этажах галереи.
Многообразие в единстве
– Говорить о работах Валерия и легко, и, с другой стороны, достаточно сложно, – продолжила Наталья Сысоева. – Столь многогранного и «всеядного» автора, наверное, в Иркутске больше нет. Зритель, чтобы воспринимать его работы, должен отказаться от привычных штампов восприятия изобразительного искусства, таких как сюжет, место действия, время, эпоха, содержание. Творчество Мошкина не укладывается ни в какие рамки и границы тем, искусствоведческих терминов, критериев и стилей, таких как реализм, постмодернизм, сюрреализм, гиперреализм и т. д. Его работы погружают нас в историю мировой художественной культуры в целом. Проходя по залам музея, мы видим в ранних его работах приемы фовистов, в других – сюрреалистов, но через понимание собственного мироощущения. Автор работал большими сериями, где выбирал определенную стилистику, что выражалось в очень разноплановых и неординарных работах.
Выставка не случайно называется «Между двух миров». Творчество Валерия Мошкина – это определенный парадокс, не зависящий от здравого смысла, от логики, и не поддается анализу причинно-следственных связей. Думаю, что каждый пришедший на выставку откроет для себя это уникальное художественное явление – Валерия Мошкина, потому что именно его свобода в творчестве приносит сегодня большое признание.
Хочу проанонсировать сегодня и еще одно событие. В начале сентября выходит подробный каталог произведений Валерия Мошкина. Он будет долгожданным подарком для всех любителей и ценителей творчества большого художника.
Книга жизни – своей и других
…На выставке представлены как самые ранние работы, написанные в 80-х годах прошлого века, так и те, что были выполнены незадолго до кончины художника в 2007 году. Например, великолепная графика: «Автопортрет», «Дон Кихот», портрет В.П. Сукачева.
Герои живописных произведений Мошкина, таких как «Рыба», «Воспоминание о Рене Магритте», «Печаль», «Яйцеклад», «Дух огня», «Девушка и шар», живут в надреальной конкретике и не просто в мире сновиденческих сюжетов, а существуют как бы за оболочкой, которую мы не видим, живут в подсознании, которое питает наши сны.
Валерий Иванович активно искал себя, что можно проследить через разные серии его работ, через метафизическую живопись, где преобладает смешение реальных, вполне конкретных объектов с фантазийными, сведенными в одну композицию.
Невозможно однозначно толковать работы художника, потому что этот мир настолько глубок и всеобъемлющ, что мы можем подвести любое объяснение под ту или иную работу. Перед нами мир зазеркалья и неопределенности, и с какими-то установками, конкретикой здесь можно зайти в тупик, все разрушить.
Ирреальная реальность
Валерий Мошкин создавал свой мир, свою действительность, которую ему диктовала фантазия. В одних работах она очень радужная, оптимистичная, в других отвлеченная, где-то ужасающая или отталкивающая, загадочная или фантасмагорическая.
«Писать, – замечал Поль Сезанн, – не значит рабски копировать действительность, писать – значит улавливать гармонию разнообразных отношений и уметь перекладывать их на свой лад, раскрывать их согласно новой, оригинальной логике».
У художника было много периодов творчества. Он всегда стремился к самораскрытию, бросал вызов самому себе, искал новые идеи, способы выражения. От созерцания полотен Мошкина умиротворения не наступает. Напротив, они заставляют размышлять, сопоставлять, анализировать, напряженно думать, мысленно погружаться в хаос и стихию его ирреального мира.
Мы вглядываемся во вполне узнаваемые предметы, в людей, в пространство, но при этом все изображенное художником бесконечно далеко от реальности. Тем не менее он писал все то, что происходило вокруг, случалось с его друзьями, с ним самим, со знакомыми и незнакомыми людьми. Писал, будто вел дневник жизни, зашифровывая на холсте.
Лора Тирон, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.