Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Уничтожить дурман»

15 Февраля, 2016


51.jpg

Как громили религию в 1920—30-х годах: пример Иркутска

Первые годы большевистской власти были суровым испытанием для православной церкви. Богоборчество коммунистической власти основывалось на таких тезисах, как «Религия есть опиум для народа» (Маркс) и «Всякий боженька есть труположество» (Ленин). Борьба с религией была одним из направлений классовой борьбы. Большевики ненавидели само понятие религия и довели эту ненависть до воинствующего, погромного атеизма. Одним из ярких исторических свидетельств уничтожения православия в Иркутске является «Дневник настоятеля Иркутской Знаменской церкви священника Петра Попова».

Первая запись «Дневника»: «23 апреля 1922 года. Происходило изъятие ценностей церковных. Изъято 6,5 пуд. серебра. Золота в нашем храме не оказалось. Ризы с икон сняты... Ризы уложили в сколоченный из теса ящик. Ризы несколько не укладывались. Рабочий Чистяков, член комиссии, вскочил в ящик и начал топтать ризы, чтоб их смять и чтобы они вошли в ящик. Сверху пришлась риза, только что снятая с иконы Господа Вседержителя».

Главным инструментом богоборчества стало ГПУ, за имиджем гэпэушника (как и его предшественника — чекиста) скрывался полицейский произвол. Июньские записи этого же года: «1 июня в 3 часа ночи представители ГПУ в присутствии членов коммунистической ячейки произвели обыск по всему храму Знаменского монастыря. Проникали под амвон в главном приделе. Обыскано помещение настоятельницы. Ничего не найдено». «2 июня. Арестованы протоиерей Петр Попов, протодьякон Онисимов, регентша монастырского хора,  послушница Евстолия Суходольская». Аресты священнослужителей стали обыденностью тех лет. Вот августовские записи: «4 августа. Арестованы священники церквей с. Узкого Луга о. Николай Понамарев, с. Черемховского о. Дмитрий Шехурдин, с. Зимы о. Федор Евфимов». «7-го арестованы священники: Крестовоздвиженской церкви о. Михаил Околович, Входо-Иерусалимской о. Иоанн Амвросов, Глазковской Николо-Иннокентьевской о. Михаил Хаинский и той же Глазковской (при богадельне) о. Василий Афанасьев».

Безбожная власть привлекала к воинственному атеизму детей. «Сегодня по улицам, — читаем запись от 9 июня 1924 года, — ходят группы из детей с флагами. При встрече с духовенством поют: «Будь готов, будь готов/ Бить попов,/ Буржуев, дураков./ Бога нет, бога нет./Нет, нет, нет!». О богоборческой деятельности комсомольцев: «Когда в Преображенской церкви вышел крестный ход, учащиеся школы, расположенной в бывшем сиропитательном доме, устроили кошачий концерт и бросали камни. Молодежь из партшколы вышла с флагами и факелами и направилась к Тихвинской церкви. Здесь на паперти устроили пляску. Затем отправились к Благовещенской церкви и пропели несколько революционных песен. В пасхальную ночь по Знаменской улице прошла группа комсомольцев с пением песен. В первый день Св. Пасхи группа лиц почти все женского пола с мётлами кричали: «Долой религию! Да здравствует наука!». Состав группы – работницы, кухарки, горничные».

Еще несколько примеров. «24 июля 1924 г. Вечером в усадьбе Знаменского монастыря открыт красный уголок. Были речи. На сцене спектакль, где фигурировали священник и монашка. Были неоднократные моменты кощунства. На церковном крыльце комсомольцы устроили танцы. Ругались скверными словами. Кощунствовали». Запись от 9 мая 1925 года: «6 мая выносили из кельи в церковь монахиню Аглаиду, умершую 4 мая вечером. Дети подбежали к гробу и стали дико кричать, корчить безобразные физиономии, угрожали кулаками, приплясывали, плевали».

«14 августа 1925 года, — сообщает автор «Дневника», — партийцами станции Ленино ставилась антирелигиозная инсценировка «Суд над Богом». Присутствовало около 600 человек. Комендант суда оглашает, что обвиняемый Бог на суд не явился, потому что нигде найти его не могли. Тогда свидетели — поп, мулла и раввин — соглашаются выступить защитниками дел божеских. Перед аудиторией проходит целый ряд поповских плутней, разоблаченных судьей. Перед судом прошли: верующая старуха с огрызком святого гроба, крестьянин, «верующий на всякий случай», прозревший рабочий и люди нового века — комсомолец и пионер. Приговор: «От обвинения Бога, как несуществующего, отказаться, а попов предать уничтожению, церкви и храмы переделать на клубы и школы, а ячейки РКП и РЛКСМ просить об усилении антирелигиозной пропаганды». И этот «приговор» нашел отражение в так называемой «Атеистической пятилетке» — официальном документе, предписывающей «уничтожение религиозного дурмана к 1 мая 1937 года».

Атеистическая пятилетка стала временем  закрытия и разрушения религиозных учреждений. В соборе Богоявления была размещена пекарня, во Владимирской церкви — швейная фабрика, в Казанской церкви — книжный склад, в Князе-Владимирском монастыре — кавалерийский полк НКВД, в Харлампиевской церкви — студенческое общежитие. Показательна судьба главного иркутского храма — Кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери, крупнейшего культового сооружения высотой 60 м и вмещающего до пяти тысяч прихожан. Собор в 1932 году был взорван, на его месте построен «серый дом». Из пятидесяти культовых сооружений Иркутска, созданных за два с половиной века, сохранилось 17, часть которых перестроена.

Репрессии служителей культа, начавшиеся в начале двадцатых годов, в годы Большого террора пришли к логическому итогу — физическому уничтожению священников. По данным профессора А.В. Дулова, с августа 1937-го  по ноябрь 1938 года расстреляно 98 церковнослужителей, «членов церковно-монархической организации», целью которой, по измышлению следователей НКВД, было «свержение советской власти путем вооруженного восстания и восстановление монархии». «Дневник священника Петра Попова» и архивные документы помогли поименно составить (пока неполный) список священномучеников (в конце строки — дата расстрела).

  1. Акулов Алексей Николаевич, диакон Знаменской церкви, 27.02.38.
  2. Алякринский Владимир Аркадьевич, священник Никольской церкви, 27.02.38.
  3. Арефьев Иван Алексеевич, бывший ректор духовной семинарии, 23.12.37.
  4. Афанасьев Василий Гаврилович, настоятель Иннокентьевской церкви, 15.10.38.
  5. Блинов Петр Федорович, митрополит Сибирский, 15.10.37.
  6. Брянских Иннокентий Арсеньевич, священник Преображенской церкви, 27.02.38.
  7. Верномудров Федор Федорович, протоиерей Тихвинской церкви, 27.02.38.
  8. Житов Иоанн Иоаннович, викарий Иркутской епархии, 23.04.38.
  9. Зарубин Сергей Григорьевич, священник Благовещенской церкви,  15.10.37.
  10. Зернов Семен Алексеевич, архимандрит Иркутской епархии, 20.09.37.
  11. Ильенко Николай Иванович, настоятель Казанской церкви, 14.02.38.
  12. Колбин Михаил Яковлевич, диакон Казанского собора, 25.02.38.
  13. Колодезников Петр Иванович, священник Знаменской церкви, 09.03.38.
  14. Копылов Михаил Лаврович, настоятель Иннокентьевской церкви, 15.10.37.
  15. Концевич Михаил Александрович, священник Знаменской церкви, 27. 02.38
  16. Коренев Петр Николаевич, священник с. Максимовщина, 14.02.38.
  17. Костюкевич Иосиф Михайлович, священник Троицкой церкви, 14.02.38.
  18. Косулин Алексей Миронович, псаломщик Кафедрального собора, 05.06.38.
  19. Левагин Григорий Арсеньевич, священник Владимирской церкви,  27.02.38.
  20. Литвинцев Иван Алексеевич, диакон Преображенской церкви, 14.02.38.
  21. Маковский Сергей Кириллович, священник Успенской церкви, 22.05.38.
  22. Околович Михаил Федорович, священник Крестовоздвиженской церкви,  26.03.38.
  23. Резниченко Павел Семенович, настоятель Скитской церкви, 27.02.38.
  24. Рождественский Евсевий Петрович, протоиерей Тихвинской церкви, 26.03.38.
  25. Самсонов Василий Харлампиевич, настоятель Покровской церкви, 14.02.38.
  26. Степанов Алексей Иванович, Иркутский архиепископ, 05.06.38.
  27. Успенский Николай Петрович, священник церкви в с. Коты, 14.02.38.
  28. Шастин Михаил Иннокентьевич, священник церкви с. Куяда, 19.09.38.                             
  29. Шипунов Леонид Иванович, председатель церковной общины, 20.02.38.

Миновал почти век — время подтвердило антигуманную суть богоборчества, безмерные и невосполнимые утраты. И вновь трагические новости: боевики ИГИЛ — организации, запрещенной в России, — разрушают христианские храмы Пальмиры. Печально, но мы были первопроходцами. Вернее — первопроходимцами.

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей».

На фото: 1932 год. Разрушение Казанского кафедрального собора.
 Фото П.П. Мешалкина

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии