Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Мир, который любила»

11 января, 2016

4 декабря 2015-го в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П .Сукачева открылась выставка «Галина Новикова», посвященная 75-летию со дня рождения художницы.


Новикова Галина Евгеньевна (1940 — 2000) — живописец, график, педагог. Заслуженный художник РФ. С 1957 по 1962 год училась в  Иркутском училище искусств у  талантливого портретиста А.И.Вычугжанина. С 1962 по 1967 и с 1969 по 1979 год преподавала в Иркутском училище искусств на декоративном отделении. Среди учеников Галины Евгеньевны — В. Адов, Н. Домашенко, Н. Башарин, А. Шелтунов, Л. Имшенецкая, Е. Турунов и другие.  В 1968—1969 годах жила и работала в Ленинграде, преподавала в художественном училище имени В. Серова. Лауреат премии Иосифа Уткина, и первой из иркутских художников удостоена премии своего учителя Аркадия Вычугжанина.

Один из символов Иркутска

Со словами приветствия к присутствующим обратился директор музея Александр Гимельштейн:

— Многие из вас любят Галину Новикову, хорошо знают ее творчество, многие собравшиеся были ее друзьями. Сегодня в рамках выставки вы увидите 70 работ, в основе своей они из фондов художественного музея, но есть работы,  предоставленные для выставки коллекционерами Дмитрием Баймашевым и Виктором Бронштейном. В рамках открытия выставки пройдет также презентация книги «Галина Новикова», над созданием которой работал творческий коллектив иркутских искусствоведов. Книга, изданная тиражом 500 экземпляров, содержит более двухсот иллюстраций — это живопись, графика Галины Новиковой, а также фотографии из архива семьи художницы.

— А теперь, — громко объявила ведущая праздничного вечера Евгения Чеботарева,  – предоставляем слово депутату Законодательного собрания, почетному члену Союза художников России, причастному к изданию замечательного альбома о Галине Новиковой,  Дмитрию Баймашеву.

— Я очень рад, что выставка этой уникальной художницы собрала столько зрителей, иного я и не ожидал, — сказал Дмитрий Захарович. — потому что Галина Евгеньевна — это символ художественного языка Иркутска. У нее осталось много друзей, последователей, учеников и просто тех людей, кому небезразлично ее творчество, кто любил ее и продолжает любить. Выставку мы задумали давно, тщательно готовились к ней, и я думаю, она станет большим подарком для иркутян, событием в культурной жизни города.


1.jpg

«С такой сумасшедшей самоотдачей…»

Разговор о творчестве художницы продолжила искусствовед Тамара Драница:

— Трудно говорить в прошедшем времени о человеке, с которым я дружила не один десяток лет. Я знала всех ее родственников, а они хорошо знали меня, я знала обо всех ее печалях, разлуках и радостях. Я знала всех ее «моделей», которых она писала. Она была ученицей Аркадия Ивановича Вычугжанина, и я хотела бы отметить, что никто, наверное, не относился к своей работе с такой сумасшедшей самоотдачей, как она. Галя буквально горела, когда работала над какой-то картиной, портретом. Она была ранимой, очень естественной с людьми, хотя уже была «обременена» наградами, почестями, славой, но никогда никакого высокомерия или заносчивости. Всегда доступная, доброжелательная, приветливая…

Искусство Галины Новиковой всегда оставалось востребованным и очень нужным, — отметила Тамара Драница. — Портретов у нее сотни, если не больше. И это только живописные, я не считаю сейчас графических работ. При этом ей интересна была любая личность — ученые, геологи, деятели искусства, культуры, простые люди — таких тоже было много на ее портретах. К Гале часто приезжали обыкновенные деревенские жители. А за время, пока жила на Байкале, она написала весь Порт Байкал — старых капитанов, егерей, соседских стариков.


2.jpg

Честна, а потому свободна

Прохожу по залу, где со стен смотрят люди, о которых только что говорила Тамара Драница, есть и автопортреты, где художник запечатлела себя в период каких-то грустных раздумий, мечты, радости. В каждой работе читается ее индивидуальность, ее самобытность, ее почерк и стиль не спутать ни с кем. В каждой она честна и независима. По-моему, ей никто и никогда не диктовал, внутри себя она была честна, а потому свободна. Но эта честность, как известно, дается нелегко. Гораздо проще идти на сделки с совестью, на поводу сомнительных вкусов.

Как раз этого у Галины Евгеньевны не было никогда. Когда смотришь на ее работы, видишь в них правду, искренность. Она никогда не кривила душой, и эта честность — в ее работах. И я соглашусь с Тамарой Драницей, что когда Галина Новикова начинала погружаться в «объект», во внутренний мир человека, то работала как сумасшедшая, не щадя ни себя, ни портретируемого, — часами. Она забывала о времени, о пище, об отдыхе. Работала истово, сосредоточенно, страстно. Потому в каждой работе столько чистоты, печали и радости одновременно. Она любила людей, любила жизнь  и через работы передавала это ощущение.

Выставка напомнит друзьям о Галине, которую они хорошо знали,  поможет вновь прикоснуться к ее теплу и нежности, услышать ее голос, а кто-то «познакомится» с ней впервые  и откроет для себя  целый новый мир: в образах,  красках, звуках, интонациях. Мир, который любила и оставила нам таким разным — ярким и недосказанным, многоголосым и цветным, печальным, как дождь и радостным, как солнце.

3.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Алексея Головщикова.

На фото:  Галина Новикова. Автопортрет;

«Виолончелисты» (из серии «музыканты»);

На открытии выставки. Слева направо: Дмитрий Баймашев,
Евгений Турунов, Евгения Чеботарева
 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии