Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Друг – это тот, кого не хватает»

14 мая, 2019

4 и 5 мая в Иркутском областном театре кукол «Аистенок» с большим успехом прошли премьерные показы спектакля «Большой маленький друг». Накануне премьеры удалось побеседовать с художником-постановщиком спектакля Михаилом Кривенко из Магнитогорска.

16-1.jpg

Как сходить за сахаром

– Михаил, как вы связали свою судьбу с театром кукол?

– Меня с детства увлекало театральное искусство, я даже учился в классе с театральным уклоном. В 19 лет прошел в Магнитогорском театре кукол «Буратино» конкурс на монтировщика (тогда рабочими сцены служили люди с высшим образованием). И был так горд, что работаю в театре кукол, что, идя работу, оглядывался: все ли видят, что я захожу в театр со служебного входа… (улыбается).

Вот так, 40 лет назад, я пришел работать в Магнитогорский театр кукол. Тогда главным режиссером был Виктор Шрайман, главным художником – Марк Борнштейн. Работали актеры-звезды, такие как Владимир Шульга, Николай Глебов, Евгений Терлецкий...

– Не мечтали стать актером?

– Конечно мечтал! Даже поступил в Свердловское театральное училище (теперь это Екатеринбургский театральный институт) на специальность «Актер театра кукол». Но через два года обучения почувствовал себя не в своей тарелке и решил сходить в армию. После армии поучился еще год, но за полгода до получения диплома бросил все и вернулся в родной театр уже столяром.  

Через полгода поехал в Екатеринбург на свадьбу к другу. Мне не нашлось места, где ночевать. Взял у однокурсницы, которая работала актрисой Тюменского театра кукол, ключи от комнаты в театральной общаге и поехал в Тюмень. Там я встретил свою жену: зашел в шесть утра за сахаром к соседке по общежитию, а она спросила: «Может, борща хотите?». Через десять дней мы поженились и счастливо живем до сих пор.

– И остались жить в Тюмени?

– Семь лет там прожили. Моя жена Люда работала актрисой в Тюменском театре кукол, а я конструктором. Директором Тюменского театра кукол тогда была великая Раиса Николаевна Рогачевских... А потом ушел работать архитектором.

– Как это архитектором?

– Работая в театре, я познакомился с архитекторами Валерием Гинкулом, Светланой Смирновой. И когда им сказал, что в театре стало неинтересно, главный архитектор Тюмени Светлана Николаевна Смирнова меня пригласила: «Иди к нам макетчиком!». А вскоре после этого разрешили создание частных предприятий, и мы создали свою фирму. Реализовывали с Валерием Григорьевичем Гинкулом сумасшедшие проекты. Например, канадцы просят: «Хотим офис в Тюмени, придумайте нам проект». И мы придумывали то, чего на свете не бывает: здание без окон черного цвета. Это было гениально!

16-2.jpg

Возвращение в космос

– А как вы стали художником театра кукол?

– Это случилось далеко не сразу. Моя пожилая мама, которая оставалась в Магнитогорске одна, попросила вернуться домой. Я связался с директором театра и попросил взять меня работать хоть кем. И он отбил мне телеграмму, которая у меня сохранилась до сих пор, что приглашает меня на работу механиком-конструктором. Так я вернулся в родной город, в родной театр и в профессию.

Спустя какое-то время меня попросили возгласить постановочную часть театра, а в 2009 году главным режиссером театра стал Сергей Ягодкин и сделал меня художником-постановщиком.

– Что значит «сделал»?

– Он вообще умеет инициировать людей. Например, это он «сделал» композитором Артура Бат-Очира, композитора нашего спектакля «Большой маленький друг». С его подачи Артур начинал писать музыку к спектаклям, сначала аккуратно, несмело, а сейчас – это просто космос! Конечно, до Сергея Игоревича Ягодкина у меня уже был небольшой опыт постановочной работы: я помогал однокурсникам с дипломной работой, потом мы поставили с актером Александром Анкудиновым самостоятельный спектакль «Муха-Цокотуха», и он как-то неожиданно получил много наград.  

Первый спектакль, который мы поставили с Ягодкиным, был «Умка» по той же пьесе, по которой у вас в театре недавно состоялась премьера. Спектакль тоже собрал много наград. Теперь я уже не могу сосчитать, сколько спектаклей мы поставили...  (улыбается). Но один из самых дорогих для меня – наша предыдущая работа: «Петя и волк» по симфонической сказке Прокофьева. Там пространство Пети – маленький-маленький кубик, и ему хочется отправиться в большой мир. Он запускает самолетик-планер и отправляется за ним в путь. А мир вокруг – такой большой, но не совсем реальный…

16-3.jpg

«Мне не стало хватать его только сейчас»

– О чем будет спектакль «Большой маленький друг», который вы готовите сейчас?

– У меня был друг Александр, он умер. Он меня так раздражал! Как в песне Высоцкого: «Он мне спать не давал, Он с рассветом вставал. А вчера не вернулся из боя…». Например, спрашивал, сколько времени, имея часы на руках. И тогда я хватал его за руку и называл ему время. А спустя несколько лет понял, что именно его мне больше всего не хватает. Он был из Киева и звал меня в гости: «Весна, красота, погуляем по Крещатику...». Я ответил: «Да, хочу!» – и не приехал. Он звал: «Приезжай, я скоро уеду в Израиль!». А тогда, если люди уезжали в Израиль, это значило, что ты их больше не увидишь. Я ответил: «Да, приеду!» – и не приехал. И вскоре узнал, что он умер…

Так и в нашей сказке: у мышонка Амоса и кита Бориса случилось всего две встречи, но это была дружба на всю жизнь. Расставаясь, они знали, что больше никогда друг друга не увидят. И знали, что никогда друг друга не забудут.

Записала Ирина Чернышева, специально
для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Михаил Кривенко: «Настоящую
дружбу невозможно забыть»;

Сцены из спектакля «Большой маленький
друг» на сцене театра «Аистенок» 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии