Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Выборы мэров: отменить нельзя оставить

26 мая, 2014

 

 

20 мая Государственная дума приняла в окончательном варианте новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С одной стороны, большинство поправок, принятых в первом чтении, сохранилось. Остался вариант, при котором отменяются прямые, всенародные выборы мэров крупных городов, а также муниципальных районов. В крупных городах, где есть деление на административные районы и округа (в Прибайкалье это Иркутск и Братск), прямым, всенародным голосованием будут избраны только депутаты районных дум, которые, кстати, предстоит сформировать впервые. И затем уже эти депутаты формируют городскую думу, отправляя туда своих представителей — поровну, вне зависимости от численности населения района. На заседании городской думы избирается мэр города — скорее представительская фигура, председательствующая в думе. Полнота исполнительной власти принадлежит главе городской администрации (по-английски – сити-менеджеру), которого утверждает специальная комиссия, сформированная наполовину губернатором, наполовину из депутатов городской думы.

 

По данным опроса «Левада-Центра», проведенного в конце апреля 2014 года по всей стране, 77 процентов россиян выступают за прямые выборы мэров крупных городов. Только 8 процентов считают, что градоначальники должны избираться депутатами городских дум. И еще 9 процентов выступают за то, что мэры должны назначаться губернаторами регионов. Остальные 6 процентов опрошенных затруднились с ответом.

 

В то же время, в ходе второго и третьего чтения, в законопроекте появилась альтернатива: по решению Законодательного собрания и губернатора каждого региона можно или ввести новую систему, отменив большинство выборов, или оставить прежнюю, ныне существующую систему, когда прямым голосованием избираются и мэр города, и депутаты городской думы. Кроме того, теперь можно действовать не стремглав: процедура принятия решения растягивается для каждого региона до шести месяцев.

Итак, вопрос, какой быть системе местного самоуправления, отдан на откуп каждому региону – как там решат, так и будет. Как будто достигнут компромисс: и сторонники, и противники отмены прямых выборов получают шанс. Как он будет использован в Иркутской области? Наша газета приводит две противоположные точки зрения.

 

Антон РОМАНОВ, депутат Государственной думы
от Иркутской области (фракция «Единая Россия»):
«Надо сменить систему местной власти»

— У нашей страны огромная территория, одни регионы по своим условиям могут значительно отличаться от других. Поэтому стричь всех под одну гребенку, особенно по вопросу о местной власти, было бы неверно. Насколько мне известно, никакого подвоха со стороны федерального руководства тут нет, там вовсе не собираются «умывать руки» и «стоять в сторонке», при этом тайно приказав губернаторам, как им поступить. Поэтому некоторые из региональных лидеров – там, где относительно спокойная ситуация и хорошо работают мэры, — уже заявили, что ничего менять не будут и оставят прямые выборы.

Однако я убежден, что в Иркутской области систему надо менять, причем уже в сентябре провести выборы по новым правилам. И уверен, что начинать надо именно с Иркутска и Братска. Это в сельских поселениях люди знают и своего мэра, и депутатов, видят их чуть ли не каждый день. А если что не так, то разговор короткий — могут, в крайнем случае, даже поколотить. А как достучаться простому человеку до городской или районной власти? Это же целое дело, и большинство этим даже не пытается заниматься. Поэтому если депутатов в Иркутске будет не 35, как сейчас в городской думе, а 84, по 21 в думе каждого района, то дистанция между народом и властью сократится.

Относительно назначаемых глав администраций (сити-менеджеров). Да, их не избирает народ, но решающую роль в назначении играют  губернатор и депутаты городской думы, а они учитывают все «за» и «против». К тому же сити-менеджера, если он не справляется с работой, легко снять. А попробуй-ка сними всенародно избранного мэра. Вон глава Ангарска Жуков уж какие только «кренделя» не выписывает, отсутствует уже два месяца на рабочем месте, а ничего с ним сделать не могут. Закон не позволяет. А тут в два  счета: не справился — уволен.

Не хочу сказать, что в новом законе нет недостатков. Да, сокращение прямого участия избирателей в формировании ряда органов местного самоуправления все же вызывает вопросы. Поэтому и предложены два варианта. Практика — критерий истины: посмотрим, как будет действовать каждый из вариантов и при необходимости внесем коррективы. Но я убежден, что для начала в Иркутской области как раз необходимо сменить систему местной власти, а не оставлять «все как есть».

Владимир МАТИЕНКО, депутат
Законодательного собрания области,
руководитель фракции «Гражданская платформа»:
«У нас есть возможность сохранить местные выборы»

— Убежден, что решение отменить прямые выборы мэров и городских депутатов вызвано сугубо и только политическими соображениями. «Единая Россия» стремительно теряет поддержку избирателей, прежде всего, в крупных городах, и во избежание дальнейших поражений решено отказаться от выборов и перейти к назначениям по вертикали. И это для местного самоуправления, которое без прямого участия народа превращается в фикцию.

Посудите сами: например, в Иркутске на выборах в районные думы избирательные округа станут в несколько раз меньше, чем сейчас. Выиграть выборы в таких округах легко могут случайные люди – голосов-то для победы надо получить немного. А уж формирование городской думы из депутатов районных дум неизбежно превратится в закулисный торг. Так же и с главами администраций. Посмотрите, как «колбасит» Братск и Усолье-Сибирское, где работают назначенные сити-менеджеры. Там политический кризис растянулся на несколько лет. Для сравнения — Иркутск и Усть-Илимск, где всенародно избранные мэры. Конечно, в этих городах тоже немало проблем, но обстановка для их решения куда более подходящая!

И главное: а надо ли ради политических амбиций, ради сохранения власти в прежних руках ломать отлаженную систему? Сейчас, например, взаимодействие мэра и думы Иркутска полностью отлажено. Нам же предлагают создавать новые, доселе неведомые конструкции, пускаться в бюджетные затраты, сеять неразбериху Да еще и отстранив от этого процесса избирателей. От добра добра не ищут, тем более что второе «добро» может оказаться действительно в кавычках.

Наверное посчитав, что такая «реформа» может вызвать недовольство многих людей, федеральная власть пошла чуть на попятную, согласившись на два варианта: и отмены, и сохранения выборов. Теперь слово за регионами. Во всяком случае, у нас появился шанс отказаться от крайне сомнительного эксперимента и сохранить прямые выборы в городах и районах Иркутской области. И мы должны этой возможностью воспользоваться. Очень важное значение будет иметь позиция губернатора, тем более что Сергей Владимирович Ерощенко неоднократно высказывался за прямые выборы мэров. Призываю депутатов Законодательного собрания области и думы Иркутска сохранить баланс между властью и народом.

Записал Виктор Сотников, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Антон Романов (слева):
«Нам бы эти выборы взять и отменить»;

Владимир Матиенко первому заместителю председателя
правительства области Виктору Игнатенко:
«Главное — сохранить баланс между властью и народом».


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии