Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«…Обвинения недостоверны и недопустимы…»

24 Февраля, 2011

 

Не дождавшись приговора суда, предприниматель из Усолья-Сибирского совершил попытку суицида. А приговор для него оказался оправдательным…

Вместо предисловия. Даже сейчас, приступив к работе над этой статьей, я все еще не знаю ответа на один вопрос: сотрудники милиции вводили меня в заблуждение намеренно или же они, говоря юридическим языком, добросовестно заблуждались, сообщая мне недостоверную информацию?.. Ни тот ни иной вариант возможного ответа не делает офицерам милиции чести. Если они лгали мне целенаправленно, то это свидетельствует об их человеческой непорядочности. Если они искажали факты, находясь в заблуждении, то тут у меня возникают сомнения в уровне их профессионализма…

А ведь я им поначалу почти поверил: начальнику ОРЧ-1 ОБЭП ГУВД по Иркутской области Владимиру Козулину, сотруднику этого подразделения Владимиру Кузменцову и следователю СО при ОВД по Усольскому району Елене Макаровой…

Покушение на самого себя

Усольского бизнесмена Константина Старушенко доставили в хирургическое отделение городской  больницы 26 января 2010 года. Диагноз: «огнестрельное (картечь) ранение, проникающее в плевральную полость слева с раздроблением 5—6-го ребра слева. Обширная гематома грудной клетки слева. Средний гематоракс».

Константин Викторович Старушенко, 1976 года рождения, женатый, имеющий двоих детей, в том числе малолетнего, ранее не судимый, попытался свести счеты с жизнью при помощи  охотничьего ружья 12-го калибра.  Перед тем как нажать на спусковой крючок двустволки, он оставил предсмертную записку, в которой фактически обвинял двух сотрудников милиции в том, что они, дескать, вынудили его совершить смертный грех…  Записка эта вроде бы потом бесследно  исчезла, и в возбуждении уголовного дела по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства)  в отношении  указанных  милиционеров было отказано.

Люди в погонах — Владимир Козулин, его подчиненный Владимир Кузменцов и Елена Макарова из ОВД по Усольскому району — говорили мне  порознь, но, в общем-то, об одном. Они утверждали, во-первых,  что попытка суицида со стороны Старушенко — спектакль. Дескать, хотел бы застрелиться — сунул бы ствол в рот, нажал бы на спуск и получил бы нужный результат…  А то, мол, устроил комедию — так в себя пальнул, что отдать богу душу не было никакой возможности… Мол, показуха чистой воды… А во-вторых, чего это он стреляться вздумал после того, как в отношении него был вынесен оправдательный приговор? Может, этот инцидент обычной пьянкой объяснить можно?..

Давайте проанализируем эти «веские аргументы», изложенные заинтересованной стороной — милицией. Не будучи, к сожалению,  специалистом в области суицида в частности и стрелкового оружия вообще, я  навел справки у знающих людей. Один из них — хирург, другой — профессиональный охотник. И вот что у меня получилось в результате осмысления услышанного от них. Одно дело — стрелять в себя пулей: ее можно направить по точно заданному маршруту. Например, в сердце, если стреляться в грудь. Другое дело — картечь, которая может разгуляться по грудной клетке. Как ни кощунственно на эту тему рассуждать, но, увы, приходится: возможно, у Константина Старушенко рука дрогнула, когда он тянулся к спусковому крючку… И потому заряд картечи разнес только ребра и зацепил плевральную полость… Но рассчитать  выстрел в себя таким образом, чтобы превратить попытку самоубийства  в «комедию», — сложно и, главное, крайне опасно. Ставить на карту жизнь ради того, чтобы потом закон покарал виновных в его, самоубийцы, смерти?! Согласимся, читатель, это слишком мелкая, ничтожная цена жизни! Полагаю, что Константин Старушенко и в самом деле хотел наложить на себя руки, а вот о причинах этого поступка мы поговорим ниже.

Теперь второй милицейский «аргумент»: Старушенко устроил суицидный «спектакль»  уже после вынесения ему оправдательного приговора.

Должен признаться, я был ошарашен этой информацией. В самом деле, какой смысл подсудимому бизнесмену сводить счеты с жизнью,  если суд его вчистую оправдал?! Однако оказалось, что и этот милицейский «козырь» был таким же фальшивым, как и денежная купюра в семь рублей. Старушенко пальнул в себя 26 января 2010 года, когда судебный процесс был в самом разгаре. А оправдательный приговор по уголовному делу № 1-29-10 прозвучал лишь 2 марта того же года. В  законную силу приговор вступил 18 мая 2010 года, после того, как Иркутский областной суд рассмотрел кассационную жалобу прокуратуры г. Усолья-Сибирского и оставил оправдательный приговор без изменений.

Тут,  кстати,  припоминается еще один «довод» милицейской стороны: дескать, вызывает недоумение позиция прокуратуры города Усолья-Сибирского. Мол, сначала прокурор утверждает обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Старушенко, который «попал»  под  часть 3 статьи 260 УК РФ (незаконная порубка деревьев и кустарников). А потом, в суде, государственный обвинитель — работник прокуратуры вдруг отказывается от обвинения! Разве этот факт не вызывает вопросов?!

Увы, как оказалось, этот «факт» — совсем не факт. Заместитель  городского прокурора Игорь Колесников сказал мне, что  в судебном процессе по делу Старушенко прокуратура от обвинения не отказывалась. Более того, прокуратура обратилась в Иркутский областной суд с кассационной жалобой на оправдательный приговор, но жалоба была оставлена без удовлетворения. Оправдательный приговор вступил в законную силу, и это обстоятельство стало причиной специального совещания в прокуратуре Иркутской области, результаты которого можно проиллюстрировать цитатой из Маяковского: «Разрежем общую курицу славы и каждому выдадим по его куску». Похоже, что свои «куски» не могут по сей день переварить ни в прокуратуре, ни в милиции.

По словам Игоря Колесникова, в уголовном деле по обвинению Старушенко были допущены процессуальные нарушения, которые вылезли наружу только в ходе судебного процесса…

Что ж, теперь понятно,  почему судья Светлана Новопашина, вынося приговор,  пришла к такому выводу: «…Предъявленное Старушенко К.В. обвинение по ст. 260, ч. 3, УК РФ не доказано, а положенные в его основу доказательства обвинения недостоверны и недопустимы как добытые в рамках незаконно возбужденного уголовного дела и с нарушением требований процессуального закона, что в силу ст. 302, ч. 2, п. 2, УПК РФ влечет оправдание Старушенко К.В. за его непричастностью к совершению инкриминируемого деяния. В связи с чем следует признать право Старушенко  К.В. на реабилитацию в соответствии с главой 18 УПК РФ».

Полагаю, что этот оправдательный приговор должен стать чем-то вроде  обвинительного приговора  для «профессионалов» сыска и следствия органов внутренних дел — для Владимира Кузменцова и Елены Макаровой.

 

Сотрудники милиции, незаконно возбуждая уголовное дело и расследуя его на протяжении длительного времени, исправно получали свою зарплату. И за допущенный ими профессиональный брак заплатят не они — виновные в недобросовестной работе, а государство. То есть все мы, граждане России.

 

Реабилитация оправданного: государство платит дважды!

Предприниматель Старушенко лесным  бизнесом занимается не первый год. В феврале 2009-го он заключил договор подряда на заготовку древесины с Усольским лесхозом, заплатил за  отведенные ему лесосеки в общей сложности 1 млн 280 тысяч рублей и начал работать. Нанял людей, завез на деляны необходимую технику — и заготовка древесины началась. Не вдаваясь в детали уголовного дела, отмечу, что в вину Старушенко вменялось 24 незаконно срубленных дерева. Общий ущерб государству, по мнению обвинения, составил 276 567 рублей.

Сам Константин Викторович виновным себя не считает (это подтверждено и оправдательным  приговором суда). Более того,  он считает себя обобранным: на одной из выделенных ему лесосек он якобы  недосчитался 1215 кубометров леса из 1664 кубов, за  которые он заплатил государству в лице лесхоза 748 800 рублей. Похоже было на то, что на этой деляне уже кто-то успел, как говорится,  снять сливки и Старушенко за этим счастливчиком подбирал лишь остатки…

Под будущие доходы Старушенко брал кредиты в банках. У него были обязательства перед деловыми партнерами. Он планировал дальше развивать свой бизнес и честно платить налоги. Но в одночасье все рухнуло: нанятые им работники незаконно спилили 24 дерева и тем самым дали возможность возбудить уголовное дело. В рамках расследования уголовного дела была изъята техника и оборудование: бензопилы, вагончик для проживания рабочих, слесарный вагончик, два  трактора. Причем один из них,  трелевочный трактор,  после его изъятия сотрудниками милиции пришел в негодность.

Колоссальные долги, арестованные счета в банке, репутация преступника, хроническое безденежье в семье, судебный процесс, отчаяние  и беспросветное, как ему казалось, будущее подтолкнули Константина Старушенко к суициду. Слава богу, попытка оказалась неудачной, а суд подчистую  оправдал его! Он обратился в Усольский городской суд с заявлением о возмещении ему имущественного вреда, причиненного в результате возбуждения в отношении него уголовного дела. Рассмотрев представленные материалы, суд постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Старушенко Константина Викторовича  161 980 рублей. Постановление уже вступило в законную силу, есть исполнительный лист… Но Старушенко пошел дальше: он обратился в  суд с иском о возмещении ему морального вреда в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности. Сумма иска была определена истцом в миллион рублей, суд удовлетворил иск частично: в пользу  Старушенко будет взыскано 150 тысяч рублей. Решение вступило в законную силу. 

И вот что получается, уважаемый читатель: сотрудники милиции, незаконно возбуждая уголовное дело и расследуя его на протяжении длительного времени, исправно получали свою зарплату. И за допущенный Владимиром Кузменцовым и Еленой Макаровой профессиональный брак заплатят не они — виновные в недобросовестной работе, а государство. То есть все мы, граждане России. Более того, за время следствия Владимир Кузменцов, как мне рассказали, вроде бы даже получил очередное звание: стал капитаном милиции.

Собственно, к чему я клоню? А вот к чему: если бы эти суммы, взысканные с государства в пользу оправданного человека, были бы удержаны  с должностных лиц, виновных в незаконном привлечении гражданина к уголовной ответственности, наверняка профессионального брака в работе правоохранительных органов было бы намного меньше. А значит, меньше было бы сломанных судеб… Но все это пока — из области ненаучной фантастики, увы… Может быть, ситуация изменится к лучшему, если в российской полиции, которая грядет на смену российской милиции,  не будут  служить такие «специалисты», как Владимир Кузменцов и Елена Макарова.

Поживем — увидим…

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

PS. Кстати, никто, ни один человек из органов внутренних дел не посчитал необходимым хотя бы принести извинения  Константину Старушенко за все то, что он пережил по милости людей в погонах…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Сергей Семенов 27 Февраля 2011, 15:17
Уважаемый Юрий! Очень приятно читать такие статьи, когда не знаешь всю подоплеку этих дел!!! Однако, если проанализировать Вашу профессиональную деятельность, то могу сказать только одно, что Вы пишите только те статьи, которые либо проплачены определенными структурами и в интересах этих людней, либо те статьи, где вы не боитесь последствий за свое здоровье!!! А вы вспомните сколько Вам люди передали информации о совершенных преступлениях, сведения о которых вас просили опубликовать, но после того как некоторый прокурорские структуры, а также политические деятели вас прижали к стене, имея на вас компромат... и вы тут же людям отказывали!!!!! НЕ связана ли данная статья, опубликованная вами с очередным заказом!!! Раньше я был о Вас лучшего мнения!!! Правда это было лет десять назад!!!