Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

…Куда мы все летим?!

11 марта, 2019

«Луна висит на ниточке над городом моим, а мы стоим на цыпочках и на небо глядим / Вокруг стоят на цыпочках собаки и коты, дома, деревья, улицы, машины и мосты. / А на Луне есть стрелочки и цифер хоровод, и время в этих циферках на цыпочках идет. / И вот Луна на ниточке, а мы под ней на цыпочках: пружинки, стрелки, циферки… / – Куда мы все летим?». 15 февраля у Лины Ермонтович в Галерее Le Art, что на уютной улице Бабушкина, открылась веселая и радостная по настроению выставка известного художника Александра Самарина. Кстати, эти стихи тоже принадлежат ему.

Отойти от шаблона

– Все вы видите, насколько искусство Саши наполнено добром, открытостью, счастьем и светом, – сказала на открытии Лина. – Оно по форме веселое, а по содержанию, по внутренней наполненности это очень серьезные и глубокие работы. Меня часто спрашивают: а к какому стилю можно отнести творчество Самарина? Я думаю, что никуда не надо относить этого уникального художника, ни к каким конкретным стилям и направлениям. Одна моя знакомая, давно влюбленная в творчество Самарина, как-то сказала, глядя на его работы: «Я поняла, он знает о жизни все! Он знает про мироздание, про космос, про человека, про животных – про все!..».

 Искусство создается для радости, – продолжила Лина, и сегодня на выставке вы видите только малую часть его работ. Они разошлись по миру, по музеям. Мы давно дружим с Сашей. Я вспоминаю, что раньше мне приходилось доказывать, что его потрясающие персонажи – это большое искусство и его еще будут очень много покупать. Так и вышло: сейчас у Александра очень много поклонников. Нужно отойти от шаблона. Почему трава должна быть зеленой, а небо голубым? И так далее. Если художник доказывает, что может быть по-другому, и делает это убедительно, искренне, то ему веришь. Я вообще считаю, что дом, где есть работы Саши, – это светлый, теплый и гостеприимный дом. У всех моих друзей есть его работы, многие, кто приходит к нам в Галерею, влюбляются в мир его героев и покупают картины. А тем, кто не покупает, мы дарим! По мере возможности.

Мир безграничных возможностей

Действительно, нельзя не удивиться и не быть очарованным мягким юмором доброго волшебника – Александра Самарина. И это без всяких кавычек. Мир его картин – это мир глазами ребенка, полный волшебства, тайн и чудес. А от взрослого у него – ироничный и добрый взгляд на все окружающее. Его картины дают людям почувствовать вкус детства. У них нет строгих правил – действительность в них рассматривается совсем с другой точки зрения, и реальные ситуации и персонажи взаимодействуют с воображаемыми. В этом мире все возможно и все интригует.

Ну как вам, например, такая картинка: мужичок взбирается по лесенке на самое небо! А в ночном мироздании чего только нет: и звезды разной величины, и самолеты, и вороны снуют туда-сюда наперегонки с космическими спутниками, и редкие проплывающие облака с сидящим на одном из них ангелом. Но скучно стало мужичку, потому что нет на небе главного – ясного месяца. Решив наладить справедливость и прихватив молоток, он помещает недостающее ночное светило на его законное место. А закончив работу, удовлетворенно осматривает повеселевшее небо, балансируя на краешке стремянки, которую крепко удерживает рыжий котище с белой кисточкой на хвосте и огромными усами.

Сказки в живописи – удивительный и достаточно редкий жанр. В нем работают лишь те художники, которые способны виртуозно балансировать в своем творчестве на грани реальности и фантазии, обладают умением увидеть в повседневной жизни сюжет для своих произведений и через сказку сказать о главном – о ценности жизни, о доброте, о любви человека к человеку.

Город детства и его обитатели

Художник Александр Самарин знает способы жить в гармонии с собой и весь спектр эмоций – от радости до печали – передавать через свои сказочные работы, потому что в нем живет огромный талант, поистине сравнимый с космосом по своему мироощущению.

Мир его творчества могут понять только те, кто сам наделен этим волшебным зрением, которое все вокруг, увиденное наяву ли, во сне ли, превращает в сказочное. Так умеют видеть только дети. Невозможно не улыбнуться, глядя на его создание с большими овальными носами, удивленными доверчивыми глазами, запятой или пятнышком на месте рта, с забавными маленькими ручками и ножками. В мире его героев нет ни корысти, ни зависти, ни страха, ни зла. Это заповедный счастливый мир «города детства, где сказки живут». Там есть хрустальные озера с голубой водой и русалками, небесные механики с солнечными рыбами, мужички в полосатых портках, собирающие в сачки маленькие и большие звезды. Там живет мальчик, выгуливающий деревянную лошадку, а другой – в ветреную погоду летающий на бумажном самолетике. Мотыльки с красивыми человеческими головами, цветы до неба и потешные улитки в шутовских шапочках, и бесчисленные дивные птицы, черепашки, слоники, петухи, орлы и куропатки…

Работы Самарина и добрые, и немного мистические. Они про любовь и дружбу, про внутреннюю тишину и гармонию, про покой и легкую грусть об утраченном детском непосредственном восприятии. Его герои счастливы всегда. Мне кажется, что и сам Александр счастлив тем, что по-другому воспринимает этот мир, несколько иным, чем другие. То ли как дети, то ли наоборот, будто он прожил долгую жизнь и понимает ценность чего-то другого, большего.

…И корабль плывет

Вспоминается работа, которую я очень люблю, – «Осень». Плывет по морям, по волнам маленький гном-человечек, сидя в легкой золотой лодочке-листике, опустив крохотные пухлые ножки в голубую синь воды. На коленке уютно и доверчиво примостился кот-мурлыка, над которым он раскрыл свой крохотный зонтик. Плечи его курточки, с домами, городами, улицами и крышами, теремами и церквами, уже накрыл первый белоснежный пух, а голову прикрывает большая пастушеская шляпа-колпачок. Его мечтательно-сосредоточенный взгляд с черными глазами-маслинами направлен скорее внутрь себя, чем на что-то конкретное. Он размышляет-думает, а голубой кот, не сводя с него глаз, о чем-то тихо напевает. Полотно завораживает, словно укачивает, и ты слышишь его баюкающую мелодию.

Художник Самарин живет с солнцем в душе, и это не говорит о том, что у него нет своих переживаемых трагедий, черных полос, какие случаются у всех в жизни, но он умеет не озлобляться, а аккумулировать в себе только добро, умеет дарить солнце и душевную щедрость людям. Всем своим творчеством он поет для нас оду радости и счастья, когда весь мир существует только для любви.

Уже собираясь уходить, вновь останавливаюсь возле большого полотна «Сибирь заповедная» и надолго «зависаю», не в силах уйти. Возле меня стоит еще несколько человек. Разглядывают. Вдруг персонажи с Сашиной картины выходят навстречу, берут нас за руки, тихонько нашептывают свои истории, звенят колокольчиками, зажигают звезды, тихо смеются, приглашая к долгому путешествию. И мы все медленно плывем по глубокой голубой Сашиной реке дальше и дальше, как на большом Ноевом ковчеге... Рыбы осторожно поводят хвостами, уступая дорогу и оглядываясь вослед, бабы в цветастых сарафанах с коромыслом через плечо с удивленным выражением стоят на берегу и тоже провожают взглядом. Подмигивает бородатый мужик в узорчатой рубашке с удочкой, суетливые куры косят глазом, и только добродушному Медведю с таинственной улыбкой да белому Оленю не до нас. Мы машем им рукой и плывем дальше...

12-2.jpg12-4.jpg12-5.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Галереи Le Art.

На фото: «Сибирь заповедная»;

«Дорогая, я несу домой большую рыбу»;

«Астрологический прогноз на завтра»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии