Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Зрители нас любят!

24 января, 2011

 

Размышления Владимира Шагина накануне юбилея

 

Отыскать директора Иркутского музыкального театра Владимира Константиновича Шагина можно не только в его рабочем кабинете. Перед каждым вечерним спектаклем, особенно премьерным, его можно увидеть в фойе встречающим гостей.  Именно гостями являются для него зрители, и среди них немало знакомых лиц — это те, кого называют завсегдатаями, друзьями театра.

 

В минувшую субботу, 22 января, Владимира Константиновича в его нескончаемом круговороте дел приостановил его юбилей. А накануне мы беседовали с ним в его уютном кабинете — и как ни старалась я перевести разговор в юбилейное русло, мысли и слова собеседника неизменно возвращались к делам. Ведь забот у директора театра вообще — множество, а у руководителя театра музыкального — и того больше: кроме труппы артистов-исполнителей, то есть солистов и хора, есть еще и балетная труппа, и оркестр. И потому диапазон проблем — от организации работы автономного учреждения до технического оснащения сцены, от творческого состояния труппы и репетиционного процесса до распространения билетов...

— Владимир Константинович, в октябре прошлого года театр признан национальным достоянием России. Театр развивается сам, на его базе проходят фестивали «Звезды на Байкале», директором которого вы являетесь, «Джаз на Байкале» — все это проекты для города и области значимые и престижные. А ведь это, наверное, далеко не просто...

— Такие проекты, как, например, «Звезды на Байкале», затратны и не предусматриваются бюджетом. И хотя губернатор области Дмитрий Федорович Мезенцев находит в бюджете деньги для их проведения, этого все равно не так много. Ведь гонорары всех музыкантов, которых Денис Мацуев привозит на фестиваль, за рубежом несопоставимо больше тех, что они могут получить у нас. Уровень жизни за рубежом выше —соответственно, выше и цены на билеты. Многие государства, кстати, нисколько не вкладывают в такие концерты, и они окупаются только за счет стоимости билетов.

Покупательская способность иркутян ниже, чем даже по России.  Скажем, в Москве билет на концерт Мацуева стоит 15 тысяч, а у нас — три. Потому мы и получаем бюджетные деньги на проведение фестиваля, иначе пришлось бы рассчитывать лишь на горстку людей, которые смогут купить билеты. А фестивали проводятся — для иркутян, мы хотим, чтобы залы были полные, да и самим музыкантам неинтересно играть в полупустых.

Кто-то может сказать: на последние два фестиваля мы приглашали музыкантов молодых. Но эти молодые уже известны во всем мире, они концертируют с лучшими оркестрами, их хорошо знают зарубежные слушатели, а в своей стране, кроме москвичей, никто не знает... Пропаганда классической музыки в последние годы свернута, канал «Культура» показывает лишь малую часть того, что у нас происходит.

— А у вас есть проблема комплектования оркестра хорошими музыкантами?

— Вот смотрите: в Москве сегодня насчитывается 38 симфонических оркестров. Музыканты со всей России съезжаются туда, уверенные в том, что в каком-нибудь из 38 оркестров место им все равно найдется.

У Гергиева в «Мариинке» три симфонических оркестра, три труппы вокальные, две — балетные. Один состав уезжает на гастроли за рубеж, в США, — а дома в Питере идут полноценные спектакли, потому что работает другой состав.

А на местах ситуация другая. Региональные коллективы оголяются. Даже у оркестров таких городов, как Екатеринбург, Новосибирск, есть проблемы с музыкантами.

А почему рвутся в Москву? Хотя бы потому, что в Москве зарплаты выше, они за эти деньги могут и квартиру снять. То же и о вокалистах можно сказать. От нас Любовь Полякова уехала в Москву рядовой артисткой оперетты, — а здесь солисткой была, получила звание заслуженной артистки России.  Но разве здесь она могла зарабатывать столько?

— Но ведь это неправильно — не только в столичных городах должны быть хорошие коллективы. А что дает вам как директору новый статус автономного учреждения культуры? Есть какой-то механизм, рычаги для того, чтобы сберегать штаты, развиваться?

— Мы два года работаем в этом статусе и сейчас стали зарабатывать больше, чем раньше, но и расходы увеличились. А зарплата пока не выросла. Министерство культуры и архивов области сейчас решает этот вопрос, и надежда некоторая есть — особенно после того, как президент встретился с работниками театров, но опять-таки — на какие театры обратят внимание? На все или только на столичные? Будут ли это и региональные театры или Москва будет получать гранты, дополнительное финансирование, а нам не достанется ничего?

А пока мы должны из собственных доходов и техническое оснащение обновлять, и здание содержать, и спектакли ставить.

— Эта ситуация влияет на стоимость билетов? Какова у вас ценовая политика?

— Мы остаемся на прежнем уровне. Однажды попробовали поднять цены, даже незначительно, — и сразу ощутили отток зрителя. Наоборот, когда можем — мы идем навстречу льготным группам населения. Пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, многодетные семьи, малообеспеченные — все они обращаются с письмами, с просьбами, чтобы их пропускали бесплатно. Это для нас очень сложный вопрос, но, повторяю, стараемся...

— Получается, вы вынуждены переориентировать репертуар на более молодую часть зрителей, работоспособную и платежеспособную?

— Переориентироваться на молодежь нам нет необходимости.  Все с удовольствием ходят и на классическую оперетту, и на оперу, и на балетные спектакли. Люди любят театр таким, каков он есть. Единственное — хотят смотреть хорошие спектакли. Когда у нас была премьера «Онегина», ко мне подходили и спрашивали: вы что, школьников пригласили на спектакль? Нет, мы их специально не приглашали, но в зале действительно было очень много старшеклассников. Они купили билеты и пришли.

— Постановка оперы — очень заметное событие. Будет ли и дальше пополняться оперная афиша?

— Мы в свое время с этого и начинали: как только переехали в это здание, ставили «Кармен». Тогда были хорошие вокальные силы, много выпускников консерваторий, но сама публика не очень готова была к этому. Сейчас ситуация немного другая. Мы уже третий год приглашаем педагога из Петербургской консерватории для занятий с нашими вокалистами, и они не прошли бесследно. Сейчас ведь большинство наших артистов приходит не из консерваторий, а из театральных институтов и нашего театрального училища, где вокал — не основная дисциплина.

Но вот к нам приезжает на работу тенор из Риги — Евгений Иганс. Его приезд тоже подтянул труппу — это понятно, как только в труппе появляется хороший вокалист — все подтягиваются. И почему бы не ставить оперу?

— Как народ идет на «Евгения Онегина»?

— Аншлаги! И все звонят, спрашивают — когда? Поэтому будем продолжать оперные постановки.

— Когда у нас в Иркутске был Валерий Гергиев, речь шла о строительстве большого концертного зала. Что слышно по этому поводу?

— Сейчас идут переговоры о земле, а у проектировщиков есть уже эскизные проработки зала, соединенного переходом с театром. То есть это будет театрально-концертный комплекс.  Но пока город не может договориться с областью. Мэр хочет построить зал на три тысячи зрителей, однако такой мы не сможем наполнить, для Иркутска это сложно. Оптимальный размер зала — полторы тысячи мест.

Но то, что концертный зал нужен, — признано всеми. Сцена должна быть многофункциональной — и для крупных оркестровых концертов, и для хоровых и хореографических выступлений, и для музыкантов-солистов, и для музыкальных спектаклей, ведь уже сейчас в репертуаре театра есть такие спектакли, которые мы можем показывать на большой сцене.

А фестивальные концерты «Звезды на Байкале»? А Рождественские встречи, концерты фестиваля «Джаз на Байкале»? Если у нас будет зал на полторы тысячи, а не на 800 человек, как сейчас, то и приглашать музыкантов можно будет на более привлекательных для них условиях, и они поедут охотнее. И если это будет зал с хорошей акустикой, —то на сцене непременно должен быть установлен орган! Чтобы у иркутян была возможность послушать его с симфоническим оркестром.

— Судя по всему, для вас что дом родной — что дом театральный, и неизвестно, где больше вы пребываете мыслями, душой и сердцем.

— Здесь хозяйство большое, и оно все время требует каких-то решений, контроля, вмешательств, тем более что хочется постоянно развиваться, только тогда мы будем нормально существовать.

— Сколько лет вы в директорском кресле?

— Четырнадцать. И очень благодарен своему учителю и предшественнику Дмитрию Валентиновичу Скоробегову. Я очень многому научился у него — он глыба в вопросах управления таким организмом, как театр. Знает все не понаслышке и в театр пришел не с улицы — начинал актером, работал в управлении культуры, директором драматического... Так что далеко не новичок и опыт имеет многогранный и богатый. Театр знает от и до.

— А теперь и ваш сын Андрей работает в дирекции театра...

— Он мой заместитель, и тоже с подачи Дмитрия Валентиновича, который тогда еще директорствовал. Андрей окончил Русско-Азиатский институт и однажды поехал на гастроли с театром. Неожиданно для всех он очень помог в организационных вопросах, которые приходилось решать. После этого Дмитрий Валентинович предложил взять его в театр на работу. Так решилась его судьба.

— А ваш младший сын чем занимается?

— Тимофей сейчас очень нуждается во внимании. Ему семь лет, он учится в первом классе. Растет, надо воспитывать... И иногда с ним дома надо быть, уроки проверить... К тому же у Андрея, старшего, есть семья, и там у меня растет внук, Егор, который младше моего сына на 15 дней.

— В театр любят ходить?

— Оба — непременно! И Тимофей, и Егор.

— Вернемся к вопросу о гастролях, — трудно нынче выезжать?

— Я благодарю и министерство, и правительство области за то, что они поддерживают все наши гастрольные проекты.  Гастроли дают артистам очень многое. Такой заряд! В прошлом году выезжали во Владивосток, там нас знают и помнят, хотя мы не были пять лет. Мы привезли практически новый репертуар, и в конце гастролей местная пресса писала: мы не могли и подумать, что за пять лет театр сумеет так вырасти и в репертуаре, и в мастерстве.

Причем Владивосток отмечал свое 150-летие, артистов был полный город, на площадях шли бесплатные концерты, но народ к нам шел — и были аншлаги, а на закрытии в зале творилось невероятное...

Конечно, после таких гастролей артисты возвращаются с новыми силами и новой энергией. А когда едешь в город, где не знают? Были в Минске, например. Там поначалу к нам настороженно отнеслись. А к концу гастролей подошли артисты минского театра и говорят: вы что наделали?! Как мы теперь после вас работать будем? Это было признание...

— А за что вы любите иркутского зрителя? Говорят, что он отличается от зрителей в других регионах...

— Отличается! Он — доброжелательный. Он, конечно же, имеет свое мнение о спектакле, об игре того или иного актера. Но умеет прощать ошибки и умеет принять наше видение. А потом, наш зритель любит нас — и мы это чувствуем!

— Я думаю, все зрители (а наши читатели) будут рады поздравить вас с юбилеем!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии