Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Зона ответственности — Иркутская область

14 июня, 2012


В Приангарье имеется большая группировка авиационной и специализированной пожарной техники, которая должна непрерывно работать, а не храниться в музее. Правда, для этого придется повысить заработную плату рядовым сотрудникам авиационной охраны лесов и областных лесничеств. Разобраться с размером зарплат и найти способы снизить текучесть кадров поручил руководству Агентства лесного хозяйства губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.

 

Первым делом — самолеты

6 июня губернатор посетил сразу два объекта — пожарно-химическую станцию, обслуживающую Иркутский сельский район, и Иркутскую базу авиационной охраны лесов, которая при помощи авиационной и спутниковой техники «видит» пожары, удары молний и отдельные «термические точки» на территории Иркутской области, восточных районов Красноярского края, западных районов Республики Саха, Республики Бурятия и Забайкальского края. В первом случае губернатору показали 18 единиц специализированной пожарной техники, выстроенной во дворе и сверкающей новенькой краской, что очень удивило губернатора: такие машины должны работать, упрощая жизнь бойцам пожарной охраны и лесникам.

На территории базы авиационной охраны для Сергея Ерощенко подготовили целое показательное выступление: пожарные-десантники (в отличие от пожарных-парашютистов, они не прыгают с парашютами, а спускаются к очагу пожара по тросам с вертолетов) должны были продемонстрировать свое снаряжение, спуститься с вышек и вообще продемонстрировать полную боевую готовность. Вместо этого в ожидании губернатора бойцы жаловались журналистам на свою жизнь: зарплата крайне низкая — в лучшем во время пожароопасного сезона она едва-едва равна средней по области — а в менее опасные зимние, весенние и осенние месяцы и того меньше.

Большинство тех, кто не бросает свою важную и опасную работу, имеют стаж в 15–20 лет: для одних работа парашютиста или десантника-пожарного стала уже призванием, для других это прибавка к пенсии — есть несколько человек, которым уже около 60 лет и даже больше. На счету таких ветеранов по 1000 прыжков с парашютом, сотни потушенных пожаров. А в расчетках — до смешного скромные цифры. Коллеги иркутских авиационных пожарных из США, Канады, Финляндии и Швеции, которые время от времени посещают иркутскую базу, считавшуюся одной из лучших в стране, зарабатывают за такой же, в сущности, труд в десятки и сотни раз больше.

На стендах в здании базы кратко изложена долгая и  яркая история авиационной охраны лесов в регионе. Все началось в 1939 году, когда два самолета По-2, входившие в состав Иркутского и Качугского авиаотделений, начали патрулирование лесов на площади 8 млн гектаров. Уже в 1940 году был создан Иркутский оперативный авиарайон, отвечавший за территорию в 18,3 млн гектаров и объединявший шесть отделений с шестью самолетами По-2. Уже тогда одно отделение работало на территории соседнего региона — Бурят-Монгольской АССР.

В 1941 году на территории области появились еще два отделения, а в Читинской области — сразу пять, площадь зоны ответственности увеличилась более чем в два раза и составила 37,1 млн гектаров. За годы войны, несмотря на все трудности, которые испытывала страна, созданы еще два отделения в Бодайбо и Братске, а в Зиме открываются курсы подготовки парашютистов и летчиков-наблюдателей. После войны все продолжалось по той же схеме расширения зоны ответственности и увеличения численности: в 1949 году в Иркутской области работали 13 авиаотделений, в Забайкалье — 7, в Читинской области и на Дальнем Востоке — по 2. С 1950 года налажена радиосвязь со всеми отделениями, с 1952 года парк машин пополняется самолетами Ан-2.

С 1955 года Иркутская база обслуживает только леса своей области. Через год впервые начинается использование вертолетов, в 1958 году списан последний самолет По-2, а с 1969 года началось освоение такого фантастического способа тушения пожаров, как искусственное вызывание осадков. Численность сотрудников службы в этот период достигает своего максимума — в ней работают около 500 человек, из которых одних только летчиков-наблюдателей более 40. В 1990-е была создана единая региональная геоинформационная система и начался космический мониторинг, впервые в Российской Федерации применяются самолеты-амфибии Бе-200. Правда, термин «лихие 90-е» и здесь произносят с пониманием: несмотря на все новинки, основные способы тушения лесных пожаров остаются те же, что и сто лет назад: захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара; прокладка минерализованных заградительных полос и канав; отжиг горючих материалов перед кромкой пожара; тушение водой или химическими растворами. К каждому пожару — свой подход, а главное — вовремя засечь возгорание.

 


Начальник Главного управления МЧС по Иркутской области Вячеслав Эглит рассказал о поездке сотрудников ведомства на участки, принадлежащие одной очень крупной компании, и о своем возмущении при виде делянок, заваленных отходами и обрезками, которые никто не собирался утилизировать или хотя бы складировать безопасным способом. Особенно возмутили генерала Эглита факты обмана, когда компания обещала выставить на тушение пожаров на арендованной территории десятки сотрудников, а по факту не отправляла ни одного человека и ни одной единицы техники.
 

 

Без людей все равно никуда

На начало июня 2012 года по лесам Иркутской области проложено 643 маршрута патрулирования протяженностью 51 610 км. По этим зачастую труднопроходимым путям передвигаются 727 человек на 290 автомобилях. С воздуха леса 16 районов области осматривают 8 самолетов Ан-2, в тушении участвуют два вертолета Ми-8, еще три таких же вертолета дежурят в полной готовности на аэродромах.

Пожароопасный сезон в нынешнем году в южных районах открылся 3 мая, в северных районах — 5 мая. В трех районах области введен режим «Повышенная готовность», еще в 18 районах — «особый противопожарный режим». Волнение и напряженность в голосах диспетчеров Регионального пункта диспетчерского управления областного Регионального лесопожарного центра слышны неспроста: с начала пожароопасного сезона зафиксировано 408 лесных пожаров, которые прошли 6766 гектаров, в том числе лесной площади — 5967 гектаров. Для сотрудников Лесопожарного центра имеет значение и то, кому формально принадлежат леса, охваченные огнем: 404 пожара возникли на территориях, принадлежащих Иркутской области как субъекту федерации, три пожара — в лесах Министерства обороны, один – в городских лесах. Немного облегчает жизнь погода: в прошлом году на ту же дату было зафиксировано 786 пожаров на площади 19 499 гектаров.

Всего за сутки 5 июня было выявлено пять пожаров на площади 26 гектаров. Уже к концу дня два из них были потушены, как и один, начавшийся немного ранее, а один локализован. Ни один из пожаров не считался крупным — к таковым относят пожары, распространившиеся на значительные площади, создавшие задымление на площади, в три-пять раз превышающей площадь пожара и требующие для тушения концентрации значительных сил и средств лесхозов и авиаотделений. Пока же на пожарах работали 59 человек, три бульдозера и одиннадцать автомобилей; еще 70 человек, два бульдозера, три трактора и четырнадцать автомобилей перебрасывали с места на место.

В целом в течение 2012 года 64 процента пожаров удалось ликвидировать в тот же день (в 2011 году — всего 40 процентов), на следующий день после обнаружения — 33 процента (в 2011 году — 39 процентов), и максимальный срок составлял всего два дня, в прошлом же году один пожар из двухсот не удавалось потушить в течение 6–10 дней.

Удалось установить, что 73 процента пожаров возникали по вине местного населения (в прошлом году 74,4 процента), 14 процентов — от сельхозпалов (год назад — 4,3 процента), не удалось установить причину каждого десятого пожара (в 2011 году — 11,8 процента). Пока не случилось ни одного пожара, вызванного грозой, а вот в прошлом году таких насчитали 11 процентов.

Система космического мониторинга, способная обнаружить самые незначительные термические очаги, имеет, с точки зрения Лесопожарного центра, два существенных недостатка: далеко не всегда над территорией области имеется очередной спутник, а в периоды густой облачности космическое наблюдение и вовсе бесполезно. Остается надеяться на проверенные Ан-2, летчиков-наблюдателей и новинки техники — два самолета-беспилотника, оснащенные видеокамерами. Самолеты приобрели в прошлом году, подготовили для них пилотов, управляющих «крылатым оком» с земли, и даже запускали в пробные полеты. Правда, один из самолетов тут же сломался (у него не поворачивается видеокамера) и сейчас находится в ремонте, а второй привезли и показали губернатору. Сергей Ерощенко сразу дал понять, что предпочел бы видеть оба самолета исправными и в небе над Усть-Кутским или Тулунским лесничествами — то есть там, где им есть работа.

 


Губернатор Сергей Ерощенко отметил, что «по границам лесных участков происходят пожары, удивительно выгодные пользователям: они за счет этих пожаров увеличивают объем вырубок. Агентству лесного хозяйства нужно завести два реестра — ответственных лесопользователей и всех остальных. Сделать эти реестры публичными, как и всю нашу деятельность, тогда люди будут стараться соблюдать регламенты. Деятельность тех компаний, которые не имеют возможности выполнить требования в полном объеме, нужно приостанавливать. Мы все живем на этой территории, мы должны ее беречь и делать все возможное, чтобы ее богатства прирастали, а не транжирить их».
 

 

Все, что потребуется

От себя лично и от имени правительства области Сергей Ерощенко пообещал пожарным и лесникам любую возможную помощь, но в то же время и строгий спрос.

— С работой техники и заработной платой мы разберемся в ближайшее время, — заявил губернатор, — сейчас мне важно от вас услышать просьбы и пожелания, чтобы сразу решить все вопросы и потом к ним не возвращаться.

Сотрудники Агентства лесного хозяйства заверили губернатора, что сеть пожарно-химических станций в регионе будет расширяться: в течение года в область должны поступить три станции третьего типа и 24 — первого и второго типов, 84 единицы тяжелой техники. В прошлом году уже было закуплено около 60 единиц техники. Заключен договор с Братским индустриальным университетом, который будет готовить специалистов для пожарной охраны лесов. Стоимость обучения одного парашютиста-пожарного, оснащенного всего лишь ранцевым опрыскивателем, лопатой, киркой или бензопилой, составляет 180 тысяч рублей, а специалиста, владеющего сложной техникой, разумеется, существенно дороже. Тяжело видеть, как из-за зарплат, не соответствующих степени риска, уходят десятки подготовленных пожарных, и нужно снова тратить деньги, чтобы подготовить им замену. Несмотря на все трудности, в 2012 году должны быть подготовлены около 200 человек.

Вторая крупная проблема лесной отрасли и Агентства лесного хозяйства как ведомства, занимающегося всей совокупностью вопросов, это деятельность арендаторов. Тушить пожары на своей арендованной территории могут только те компании, кто получил на это специальную лицензию, — таковых на всю область насчитали 34. Остальные должны заключить договоры с лицензированными организациями и платить за тушение пожаров столько, чтобы полностью компенсировать все расходы.

— Не вижу тут никакой проблемы, — прокомментировал это заявление Сергей Ерощенко. — В любом бизнесе если ты не можешь сам получить лицензию, значит, заключи договор с тем, кто сумел. Нужно научиться отвечать за свою деятельность, в какой бы сфере она ни была: транспорт, лесопользование, жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас у нас по границам лесных участков происходят пожары, удивительно выгодные пользователям: они за счет этих пожаров увеличивают объем вырубок. Агентству лесного хозяйства нужно завести два реестра — ответственных лесопользователей и всех остальных. Сделать эти реестры публичными, как и всю нашу деятельность, тогда люди будут стараться соблюдать регламенты. Деятельность тех компаний, которые не имеет возможности выполнить требования в полном объеме, нужно приостанавливать. Мы все живем на этой территории, мы должны ее беречь и делать все возможное, чтобы ее богатства прирастали, а не транжирить их. В Финляндии, например, компании получают участки леса в аренду на сто лет и понимают, что за этот срок никакого иного леса они не получат. Это очень сильно способствует тому, чтобы компании занимались не только вырубкой, но и восстановлением.

Высказал свое мнение и начальник Главного управления МЧС по Иркутской области Вячеслав Эглит. Он рассказал губернатору о поездке сотрудников ведомства на участки, принадлежащие одной очень крупной компании, и о своем возмущении при виде делянок, заваленных отходами и обрезками, которые никто не собирался утилизировать или хотя бы складировать безопасным способом. Особенно возмутили генерала Эглита факты обмана, когда компания обещала выставить на тушение пожаров на арендованной территории десятки сотрудников, а по факту не отправляла ни одного человека и ни одной единицы техники.

— Не имеет значения, в какой форме собственности находится компания, — ответил на это Сергей Ерощенко. — Регламенты и законы должны быть едины для всех, если мы их выполняем — значит, все смогут. У меня запланирована встреча с руководством совета директоров именно этой компании, и я обязательно задам вопрос, можно ли так же хозяйствовать в Финляндии или Канаде. Но нужен не только кнут, но и пряник. Те фирмы, которые будут работать с уважением к людям, к территории, мы будем поддерживать. В этой аудитории, где собрались все специалисты по лесной отрасли, обращаю ваше внимание: нужно сделать все, чтобы на территории приходил нормальный собственник.

Генерал Эглит счел нужным напомнить губернатору о проблеме городских лесов, тушить которые его люди вообще не обучены и не приспособлены. Заниматься тушением лесных пожаров в городах должны специально подготовленные люди, а вместо этого в Иркутске, например, эта работа возложена почему-то на спасателей.

— Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы ситуация с пожарами в городской черте была лучше, чем в прошлом году. Есть мэр Иркутска, есть мэр Иркутского сельского района. Городские леса — зона их ответственности. Вырубать деревья, как они сейчас предлагают, запрещено. Если кто-то вырубит хоть одно дерево, мэр должен лично взамен него посадить другое дерево. Нужно беречь то, что досталось в управление и чем мэры будут отчитываться перед гражданами во время очередных выборов, — отметил губернатор.

Если Сергей Ерощенко приехал на авиационную базу в поисках ответов на какие-то вопросы, то уезжал он с нее с новыми, еще более сложными вопросами, решать которые правительству и заинтересованным группам придется очень быстро. На встречу с лесной компанией, запланированной уже на следующий день, 7 июня, губернатор пригласил руководство Агентства лесного хозяйства. Вероятно, чтобы устроить сторонам очную ставку и сравнить ответы сторон, находящихся если не в открытой войне, то в глубоких противоречиях.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Сергей Ерощенко и Вячеслав Эглит у карты 
Иркутской области, где отмечены очаги пожаров;

Этот беспилотник работает, а второй находится в ремонте;

Пульт управления самолетом-беспилотником;

Снаряжение пожарных-десантников

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии