Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Знакомство после ухода

25 октября, 2010

 

Персональная выставка Эдуарда Урбаханова -- первая после жизни

В зале галереи современного искусства "Дом художника" -- множество зрителей, на которых со стен глядят живописные
полотна. Упругие, пульсирующие, мощные краски, от которых исходят волны энергии. Байкальские пейзажи, непроницаемо
синяя вода озера-моря, монументальные скалы и горные хребты, веером расходящиеся брызги, сорванные налетевшим порывом ветра... И рядом -- что-то нежное и трогательное: пейзаж с голубым снегом в березовой аллее. Поздняя очень или ранняя зима? Прохладно и свежо. Рядом -- портрет: выразительный, обнажающий судьбу человека...

Таков автор сегодняшней выставки в галерее, и директор ее
Надежда Куклина представляет: Эдуард Урбаханов... Перваяvistavka
персональная... Первая за все время, "до" и "после". Как-то
не получается говорить -- "после смерти".

Директор галереи Надежда Куклина говорит: он не успел при
жизни провести ни одной персональной выставки, эта -- первая.
Но художник не уходит, остаются его работы. И сегодня здесь
собрались художники, искусствоведы, дизайнеры. Все кто знал
его, кто помнит, кто хочет узнать...

Ответственный секретарь Иркутского регионального отделения
Союза художников России Александр Муравьев вспоминает о
своем сотоварище как о человеке обаятельном и скромном -- и,
по его мнению, излишне скромном:

-- Может быть, это и хорошее качество для человека, но ему
как художнику надо было расти, развиваться, а значит,
выставляться -- ведь потенциал был, это же видно сейчас...
Хорошие работы! А при его жизни я мало видел его работ, да и
то -- лишь на общих выставках. А там каждый автор не всегда
виден, художника замечают не на общих выставках. Нужны
выставки персональные.

Среди гостей этой выставки, конечно же, были люди, которые с
ним работали, учились; были и два однокурсника, Елена
Гончарова и Сергей Бордучков.
 
-- Мы с ним познакомились еще на подготовительных курсах --baikal-vistavka
это был совершенно незаурядный человек, -- вспоминает Елена
Гончарова. -- Он буквально притягивал к себе, у него была
особая аура. С ним хотелось советоваться, общаться. И в годы
учебы, и потом его мастерская была местом притяжения, где
собирались интересные люди, где велись неформальные
разговоры, где слушали музыку, спорили... Здесь, я уверена,
далеко не все работы. Но собрать их трудно -- это была натура
широкая, работы Эдик раздаривал, они разошлись по друзьям и
знакомым. Здесь лишь то, что удалось собрать. Но оглянитесь
вокруг: его работы будоражат своим цветом, экспрессией,
интересными техническими моментами...

-- Основной направленностью его деятельности был дизайн,
причемь -- экспозиционный дизайн, самый сложный и самый
креативный, -- говорит об Урбаханове Сергей Бордучков. --
Эдуард был мастером, каких в Иркутске можно было по пальцам
перечесть. Это вообще был интеллектуально развитый человек,
ведь, чтобы создать хорошую экспозицию, надо быть эрудитом
во многих сферах -- знать искусство, историю, географию,
современные материалы, компьютерные технологии и еще много
чего... Своей профессией он прекрасно владел и был
востребованным дизайнером. А живопись для него -- скорее
отдушина.

Надежда Куклина, которая, как и Эдуард Урбаханов, училась вvistavka-urbaxanov
мастерской Евгения Розенблюма в Москве, согласна с такой
точкой зрения:

-- Меня тоже научили уважать работу
дизайнера-экспозиционера, ведь от построения самой музейной
экспозиции зависит, как зритель воспримет художника.
 
И снова -- о человеческих качествах: высокопорядочный,
чистейшей души... И снова -- об уровне представленных
живописных полотен:

-- Его самовыражение через цвет, через живопись тем не менее
состоялось. Мне кажется, у него даже -- синтез двух
искусств, живописи и дизайна, такой цветовой креатив,
активный мощный цвет. Во многих работах виден поиск
человека, который хотел выплеснуть свои эмоции. И ему это
удавалось.

"К сожалению..." -- об этом чувстве говорили многие.
Сожалели, что художник не полностью реализовал свой
потенциал как живописец; сожалели, что с опозданием открыли
его для себя, недооценивали при жизни.

Эмоционально и в то же время верно завершила разговор
художник -- мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна
Громыко:

-- Персональная выставка -- праздник. Но сегодня грустный
праздник, потому что эта выставка проводится уже без
художника. Художник часто бывает одинок, и Эдик был одинок.
Давайте будем внимательнее друг к другу, что ли...

Кто спорит? Давайте попробуем...

Выставку Эдуарда Урбаханова составили работы из частных
коллекций, многое предоставила семья художника. Кстати, его
сыновья тоже причастны к искусству: старший -- к
изобразительному, младший -- к архитектуре.

Любовь Сухаревская, "Байкальские вести".

Фото автора 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии