Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Заиграла в жилах кровь

14 Февраля, 2011

 

В колонии общего режима ИК-14 меня поразил шикарный лимонарий. Под стеклянной крышей на пока еще не очень высоких деревьях зрели сотни плодов — невиданно крупных лимонов. А я, грешным делом, подумал: вдобавок к этому лимонарию неплохо было бы начать разводить в колонии пиявок.  Чтобы они, под присмотром врача, отсасывали дурную кровь у тех осужденных, у которых кровь вдруг начинает в жилах играть...

 

О чрезвычайном происшествии, случившемся 22 января нынешнего года в ИК-14, раньше всех СМИ успела рассказать одна уважаемая мною ангарская газета. Моя коллега Ирина Сутырина в своей статье, не скупясь на звонкие эпитеты, рассказала о массовом членовредительстве зеков. А именно: руки и животы себе слегка порезали, даже скорее — поцарапали, 65 осужденных, все — жители Республики Тува и все — тувинцы по национальности.

Хоть бы один «инородец» для разнообразия вклинился в этот большой отряд «протестующих» — так ведь нет! Ни одного не нашлось — ни русского, ни татарина, ни корейца, ни бурята, которые пожелали бы в одной компании с тувинцами терзать себе предплечья или животы, пуская кровь...

К сожалению, моя коллега не разобралась в проблеме: почему массовое членовредительство в ИК-14 имеет этот явно выраженный национальный колорит? Хотя попытка разобраться была сделана.

Ирина Сутырина пишет, что тувинцы «решились на крайний шаг» потому, что на них оказывалось «незаконное давление» со стороны заместителя начальника ИК-14 по безопасности Бабеева (на самом деле его фамилия — Бобиев. — Авт.).  Якобы этот «главный бабайка», говоря словами автора статьи, «застращал всех, обещает сломать всех непокорных заключенных» и отправить их в другие учреждения ГУФСИН через иркутский следственный изолятор. А СИЗО-1, дескать, — это кошмарный сон любого зека!..

Цитата из статьи: «В чем они (тувинцы. — Авт.) виноваты... они и сами не знают. По их мнению, одна из причин такого к ним отношения — их национальная принадлежность...»

Моя коллега Ирина Сутырина, похоже, не осознает абсолютную бездоказательность этого тезиса о национальном подтексте состоявшейся «акции протеста». В самом деле, какие счеты маленькому тувинскому народу могут предъявлять представители других национальностей России? Где, когда тувинцы перешли дорогу русским, татарам, бурятам, якутам, башкирам и другим представителям народов и народностей, населяющих нашу страну?

Ничего подобного не было и нет. Республика Тува — это не Северный Кавказ, кипящий, как котел на огне. Среди смертников, взрывавших поезда в метро, самолеты, жилые дома или аэропорты, не было (и не будет, я уверен) ни одного тувинца. Так с какого же переполоха в ИК-14 вдруг так непримиримо невзлюбили именно тувинцев и стали их преследовать?! Почему Ирина Сутырина не пропустила этот совершенно бездоказательный и безосновательный посыл зеков через призму профессионального сомнения?..

Лично я полагаю, что все дело в тувинском менталитете, проще говоря, в особенностях характера представителей этой национальности.

В доме, расположенном по соседству с моим, одну из квартир арендуют (как мне пришлось узнать) несколько девушек-тувинок, приехавших в Иркутск на заработки. К ним стали захаживать парни-тувинцы. И начались во дворе ночные скандалы и драки. Из-за одной красавицы-тувинки бились у подъезда два батыра, а еще три-четыре участника действа пытались их остановить.

Представь, читатель, под окном твоей спальни дикий шум в два-три часа ночи! Этим детям природы было наплевать на то, что они перебудили всех жителей окрестных домов. Они не воспринимали никаких увещеваний. Они просто ни на что и ни на кого не обращали внимания, будто находились одни в глухой тувинской степи. Лишь появление милиции останавливало этот концерт, который через день-другой-третий снова устраивали во дворе тувинские «артисты».

Попытки поговорить с красавицами и с их ухажорами ни к чему не привели: батыры, то ли обкуренные, то ли уколотые, тупо, без всяких слов, лезли на рожон — толкали, хватали за грудки, пытались ударить. А «дамы» орали и подзуживали своих хахалей. Похоже, что цивилизованные методы общения — не для этих людей: они понимают только силу, олицетворением которой является милиция.

И все-таки: почему руки и животы расковыряли себе лишь тувинцы, причем не все, а только 65 из 78, содержащихся в ИК-14? Может быть, им приказал это сделать какой-нибудь «авторитет» из «своих»? Или был получен от кого-то соответствующий приказ «с воли»?..

Но начальник ИК-14 Сергей Крымский и заместитель начальника колонии по безопасности Сухрабатдин Бобиев сказали, что никаких предпосылок к акции массового членовредительства не наблюдалось. Ни в одной из перехваченных «малявок» из зоны — на волю или в обратном направлении хотя бы намека на готовящийся кровавый «протест» не было!

Наверное, было бы грубо сказать, что 65 тувинцами, пустившими себе кровь, двигал стадный инстинкт. Но наличие синдрома толпы при массовом членовредительстве представляется мне несомненным. К такому выводу я пришел, побеседовав с теми, кто резал руки, и с теми, кто этого не делал.

Итак, Байыр Чооду, 1980 года рождения, осужден к пяти с половиной годам лишения свободы. До окончания срока — год и девять месяцев. Один из тех, кто устроил себе кровопускание.  Для чего он это сделал? Ответ меня поразил своей наивностью или глупостью: хотел домой пораньше уехать. Дескать, земляки говорили, что такая возможность существует... Еще вопрос: какие лично у него претензии к заместителю начальника колонии по безопасности Бобиеву? Оказалось — никаких.

Денис Дупчаа, 1985 года рождения. В момент массового членовредительства за нарушения режима содержания находился в отряде строгих условий отбывания наказания. Поэтому к акции протеста, о которой не знал, не присоединился. Но в настоящий момент не может с уверенностью сказать: резал бы он себя вместе с другими соплеменниками, если бы не отбывал взыскание?.. С Бобиевым никогда не сталкивался, никаких претензий к нему не имеет и не слышал о том, чтобы Бобиев над кем-то издевался или кому-то угрожал...

Теперь дадим слово представителю другой национальности: Артур Егай, кореец, 1968 года рождения, получил пять лет по «наркотической» статье. Прибыл в Иркутск из Казахстана.  Гражданства России не имеет, только вид на жительство.  Мечтает получить российское гражданство и за примерное поведение уйти в колонию-поселение.

По его мнению, у подавляющего большинства осужденных, отбывающих срок в ИК-14, нет никаких претензий к администрации учреждения. Другое дело — нарушители режима, которые здесь есть, как они имеются и в других зонах, и которые могут проявлять недовольство тем, что их за допущенные нарушения наказывают. О каких-либо необоснованных притеснениях осужденных со стороны сотрудников колонии ему слышать не доводилось...

А вот вам менталитет зека-тувинца: он никогда не будет проситься в колонию-поселение, чтобы о нем его соплеменники в зоне и на его родине не подумали плохо! И даже если его за хорошее поведение станут оформлять в колонию-поселение, где режим содержания помягче, он будет отбиваться от такой персональной льготы руками и ногами. Если некоторые осужденные (не тувинцы) за время отбывания срока наказания успевают в зоне получить две-три рабочие специальности, чтобы на воле было легче найти работу и получше устроиться в жизни, то тувинцам этого не надо...

Свою статью Ирина Сутырина заканчивает фразой, звонкой, как корабельная рында: «Вот и не знаю, кто более цивилизован: человек в погонах, стремящийся сломать, или тувинец, которому лучше умереть, чем жить дальше, потеряв в застенках свое мужское и человеческое достоинство...».

Похоже, моя коллега считает, что «человек в погонах», который обязан по долгу службы следить за соблюдением режима содержания и не допускать каких-либо эксцессов в зоне, на самом деле «стремится сломать» (кого или что?). А гордые тувинцы, дескать, готовы умереть в случае потери мужского и человеческого достоинства. Но вот вопрос: а были ли покушения как на одно, так и на другое достоинства тувинцев?

Автор статьи об этом умалчивает. Видимо, потому, что свой многозначительный тезис Ирина Сутырина не может подтвердить фактами и примерами. Как говорится, главное — прокукарекать, а там хоть и не рассветай!

Гуманизация и элементы демократии давно внедряются в российскую пенитенциарную систему. Это совершенно очевидно.  Я занимаюсь проблемами колоний и осужденных лет, наверное, двадцать. А потому могу сравнить: как было тогда и как есть сейчас. При этом я вынужден констатировать: в этой системе все еще существуют различные нарушения. Есть и коррупция.  Есть предательство интересов службы. Есть рукоприкладство по отношению к зекам со стороны людей в погонах... Но со всеми этими и другими негативными проявлениями ведется непримиримая борьба, которую объявил и возглавил начальник ГУФСИН по Иркутской области генерал Павел Радченко.

То громкое ЧП, которое произошло в ИК-14, было в деталях изучено руководством ГУФСИН и сотрудниками прокуратуры. По результатам служебной проверки к дисциплинарной ответственности привлечены начальник ИК-14 и два его заместителя, а также шесть руководящих работников главка.  Наказаны поделом: недоглядели, не смогли предупредить массовое членовредительство — получите!.. Получили...

А что же наши страдальцы тувинцы? А ничего: тянут свой срок, как положено. На всех все зажило. Но что у них нынче в головах — никому не известно. Одно слово: дети природы!..

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

валентин 07 августа 2011, 16:00
молодцы тувинцы я свами горжусь!!!!!!!!
Адаль 03 января 2012, 19:24
Папа, я тебя очень сильно люблю, я скучаю по тебе, ты мне очень нужен, ты у меня самый лучший на свете отец, твоя дочь Егай Адаль Артуровна.