Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

19 мая, 2014

 

Фонд сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова продолжает серию публикаций «80 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 80-летию со дня рождения первого избранного губернатора России. Начало в № 4—18.

Факт 32. Строил Богучанскую ГЭС

25 мая 1987 года вышел приказ Минэнерго СССР о перекрытии Ангары в октябре 1987 года и вводе первых агрегатов Богучанской ГЭС в 1991 году. Строительством гидроэлектростанции с первого колышка занимался Братскгэсстрой. С декабря 1984 года общее руководство работ перешло к Юрию Ножикову. К осени 1987-го котлован первой очереди ГЭС был готов к затоплению. На перекрытии, которое состоялось 25 октября, вместе с начальником Братскгэсстроя Юрием Ножиковым присутствовали представители ЦК КПСС, Минэнерго СССР и других союзных ведомств.

— В перекрытии было задействовано несколько десятков 40-тонных и 27-тонных БелАЗов, — вспоминает участник события Владимир Толстов, работавший тогда в АТП-12 Богучанского участка управления автомобильного транспорта Братскгэсстроя. — Проран (свободная часть речного русла посреди строящейся плотины) составлял около 70 метров. Отсыпку вели одновременно с двух сторон — левого и правого берегов Ангары. БелАЗы возили со скального карьера камни весом от 2 до 10 тонн каждый. Но даже такие глыбы Ангара поначалу сносила. Вскоре река сдалась и пошла через сооружения гидроузла.

Это была последняя крупная победа гидростроителей над водной стихией в истории Советского Союза.

Факт 33. Приступил к подготовке строительства второй ТЭЦ для Иркутска

Во второй половине 80-х по инициативе Юрия Ножикова в Иркутске было создано подразделение Братскгэсстроя — УСМ-6 треста «Строймеханизация». Благодаря мощному парку техники, этот трест называли «боевой машиной строителей». В областной центр гиганта стройиндустрии затянули обещаниями большого объема работ на энергетических объектах. После того как в феврале 1987 года в Иркутске утвердили план закрытия около 300 котельных до 2000 года, строительство второй ТЭЦ для города стало необходимостью.

— Сначала мы провели теплотрассу от Ново-Иркутской ТЭЦ в микрорайон Солнечный, — рассказывает Владимир Тракаль, в те годы начальник ПТО УСМ-6 треста «Строймеханизация» Братскгэсстроя. — Построили котельную в Усть-Ордынском и активно подключились к возведению жилья в Иркутске. Тогда же взялись за подготовку площадки под строительство ТЭЦ-8 для обеспечения теплом микрорайона Ново-Ленино. Сибирское отделение ВНИПИ разработало проект теплоэлектроцентрали, согласно которому она могла работать и на угле, и на газе. Юрий Ножиков, начальник Братскгэсстроя, считал этот объект очень значимым для Иркутска, поэтому добивался скорейшего разрешения на строительство.

Однако процесс согласования затянулся на годы. Несмотря на то что место для ТЭЦ подобрали относительно далеко за пределами города, жители Ленинского района митинговали и собирали подписи против «экологически вредного предприятия». Но не экологи оставили Иркутск без стратегически важного теплоисточника. Государству уже не хватало средств на сооружение крупных энергообъектов. 24 декабря 1991 года коллегия Минэнерго СССР присудила переходящее Красное знамя братскгэсстроевской «Строймеханизации» по итогам работы за третий квартал — знамя передали коллективу треста на вечное хранение в связи с распадом Советского Союза. «Боевая машина строителей» остановилась.

Подготовил Владимир Шпикалов при содействии Гуманитарного
центра-библиотеки имени семьи Полевых г. Иркутска

Фото из личного фонда Ю.Ножикова, Государственный архив Иркутской области.

На фото: На митинге, посвященном затоплению котлована Богучанской ГЭС,
сентябрь 1987 года. За месяц до перекрытия Ангары

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии