Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ярмарка: торг уместен?..

08 декабря, 2011

 

 

 

Поставлен первый вариант вампиловской пьесы

 

 

«Все на продажу» — так назывался фильм Анджея Вайды, вышедший на советские экраны приблизительно в то же время, что и пьеса Александра Вампилова «Прощание в июне». Тема экранного и сценического произведений была одна: продается совесть, честь, талант, продается все, лишь бы цена была подходящей. Польский режиссер в своих выводах был жестче сибирского юноши, только начавшего пробы своего литературного пера.

Мог ли драматург в своей первой пьесе вывести в качестве героя рационального, трезво мыслящего парня, способного променять любовь на карьеру? В конце 60-х мы и помыслить не могли о появлении на сцене такого персонажа. Так не думал и Вампилов: в финале пьесы «Прощание в июне» ее герой Николай Колесов рвет диплом, полученный ценой торга.

Опубликованная в журнале «Театр» пьеса молодого иркутского автора широко пошла по сценам театров России. Колесов стал примером для подражания, положительным героем советского образца. Как было не радоваться тому, что любовь побеждает здравый смысл! Правда, и тогда финал пьесы казался литературным вымыслом: не мог Вампилов заставить своего героя поступить иначе, находясь под прессом жесточайшей цензуры. Понимая это, некоторые театры в постановках пьесы оставляли финал открытым.

Театр юного зрителя имени А.Вампилова в постановке пьесы  обратился к ее первоначальному варианту и названию «Ярмарка». Метафора, заложенная в этом названии, стала основным побудительным мотивом в построении действия спектакля режиссером из Ростова-на-Дону Игорем Черкашиным. В содружестве с художником Владимиром Королевым сцену они оформили символами советской торговли — барельефами, изобилующими сельскохозяйственными яствами, которыми украшались павильоны ВДНХ. На фоне этой аппетитной роскоши уместно смотрятся и раскладушки, которые тоже были символами комнат в студенческих общежитиях, коммуналках и «хрущевках», где обитало большинство населения городов России.

Легкие на подъем раскладушки помогают постановщику делать спектакль динамичным в смене его сцен, узнаваемости мест действия, которые проходят на улице или в общежитии, на кладбище, в роскошной квартире ректора или в саду загородного дома бывшего зэка. Внешняя динамика спектакля должна была бы соответствовать  внутреннему состоянию героев, живущих то бесшабашно и весело, то напряженно и драматично. Так ли это?

Во второй сцене на вечеринке в общежитии присутствует меньше персонажей, по сравнению с тем, сколько их было в спектаклях 70-х годов. Нет пресловутого комсорга, говорившего в прежние времена лозунгами. Остались только те герои, которые необходимы для развития действия, его лирического флера и конфликтной сути. После нечаянного оскорбления Колесовым ректора университета текст пьесы «Ярмарка» совпадает с написанным в «Прощании в июне», и  совпадение это продолжается до финальной картины, которая выглядит несколько иначе.

Сравнение двух вариантов одной и той же пьесы уместно для людей старшего поколения, тех, кто видел «Прощание в июне» в разных вариантах, в различных театрах. В «Ярмарке» ТЮЗа имени А.Вампилова хотелось увидеть спектакль, герои которого соответствуют сегодняшнему времени или были такими, по которым многие в наши дни ностальгируют.

Как кажется, Игорь Черкашин более увлекся образом ярмарки, даже героев одел в костюмы, соответствующие яркой эклектике, присущей торговым местам. А сами герои «зависли» во вневременном пространстве.

Их внутреннее состояние тоже вызывает множество вопросов. Особенно у одного, но главного героя — Колесова. Как-то не случилась у актера Сергея Павлова — Колесова любовь к дочке ректора Татьяне. Он заигрывает с нею точно так же, как делают многие молодые люди, не пропускающие ни одной хорошенькой девушки. Сцены, в которых Сергей Павлов говорит о своей любви к профессии ботаника, более убедительны, чем те, в которых актер берет на руки девушку и тут же опускает ее, не захотев поцеловать.

Ярмарка предполагает пестроту и шумливость представления. Актеры Вадим Карионов — Гомыра, Евгений Старухин — Фролов, Николай Кулебякин — Букин, Наталия Маламуд — Маша ведут себя подобающим образом: много пьют, громко разговаривают, поют, делают все возможное, чтобы их персонажи запомнились зрителям, соответствовали интриге, отведенной им в спектакле.

Эта интрига драматургом написана мастерски, одна дуэль чего стоит! Два юноши влюблены в одну девушку (в «Ярмарке» Маша и Букин не женаты — всего лишь влюблены друг в друга), оба стремятся понравиться ей. Букин активнее, это он, ослепленный ревностью, вызывает Фролова на дуэль. К счастью, ее финал скорее комичен, чем трагичен: более сильный везет более слабого в садовой тачке, переживая шок от случившегося...

Жизненный путь этих молодых людей в спектакле определен; понятна и  позиция ректора университета Репникова. Актер Вячеслав Степанов (Репников) создает образ не законченного приспособленца и подлеца, каким его играли многие актеры прошлых лет, — нет, он скорее заботливый отец, думающий о будущем дочери. Репников разгневан, оскорблен поведением Колесова, он не верит в любовь юноши к своей дочери. Предложением обменять чувство на диплом он, как змий в Эдеме, как Мефистофель в «Фаусте», искушает Колесова, проверяет его на прочность.

Не последним в «Ярмарке» ТЮЗа персонажем становится Золотуев. Крушением жизненной позиции стала для него его собственная судьба. Заслуженный артист РФ Николай Кабаков играет на сцене человека, который искренне не понимает, почему какой-то ревизор не взял деньги, а сам за мизерный излишек в кассе отправил «взяткодателя» на десять лет в лагеря.

Свой монолог, в котором раскрывается судьба и излагается жизненная философия Золотуева, Николай Кабаков произносит с таким же темпераментом, кульминационным накалом страстей, какие необходимы исполнителю для роли, скажем, короля Лира. Его герой убежден, что взяток не берут только те, кому мало дали. В пьесе ревизор так и не взял денег у Золотуева, а в настоящей жизни? Впрочем, о коррупции в России сегодня не говорит только ленивый.

Но вернемся к главным героям спектакля — Колесову и Татьяне. В спектакле первым планом выступает привязчивость девушки к юноше. Татьяна (актриса Анна Конончук) несомненно влюблена, как многие смелые прелестницы сегодняшнего дня, она настаивает на взаимности, ее не останавливает даже произнесенное Колесовым: «Ты мне не нравишься…» Девушка уверена, что любима, хотя Колесов Сергея Павлова для этого убеждения дает мало поводов.

Развязка спектакля приостановила динамичность его завязки и развития действия. Очень долгим оказался путь выбора. Хочется сосредоточиться на состоянии героя, но режиссер  представляет зрителям сценки развязок судеб других персонажей. Не случайно Вампилов продолжал работать над «Ярмаркой», убирал дробность финала, редактировал и выверял логику пьесы, которую по жанру определил лирической комедией.

Соблазн поставить пьесу в первом варианте, без учета дальнейшей работы автора над ней, привел к разрушению того, что было сказано до финальной сцены спектакля. Бесконечно длящийся финал снизил интерес к судьбоносному выбору героя. Порвет Колесов диплом или выберет карьеру, становится не так уж и важно. Впрочем, он рвет диплом, становясь героем, поступкам которого следовало бы подражать…

Однако убеждает ли это? Молодой человек современного поколения настолько прагматичен, что у него в этом случае и вопросов бы не возникло. Где сегодня найдешь юношу, который променяет диплом, к которому шел долгих пять лет, на мимолетное увлечение? И хотя идеалисты живут во все времена, хотелось бы, чтобы логика спектакля вела к финалу без натяжек и прикрас. То есть — к правде жизни.

 

Светлана Жартун, «Байкальские вести».

Фото из архива театра

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии