Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Япония крупным планом

09 сентября, 2014

Не пожалейте времени и сходите на выставку японской фотографии, которая развернута в Усадьбе В.П.Сукачева. Она интересна  и любопытна не только для специалистов, но и для широкого круга зрителей.

Выставка носит название «Новые горизонты» и является продолжением предыдущего проекта, «Корона Земли», в рамках которого российскому зрителю уже  были представлены работы шести молодых фотографов Японии, отмеченных  на родине Японским обществом фотографии.

Молодые фотографы представили свои работы, которые являются зеркалом тенденций, присущих поколению современных японских фотохудожников. Это поколение 40-летних, которые, занимаясь фотографией с 15—20 лет, имеют за плечами богатый опыт.

Общество фотографов Японии, членами которого являются около 1700 японцев, существует с 1952 года. Увлечение фотоискусством издавна было в Стране восходящего солнца популярным. В стране выпускается множество фотожурналов, наличие высококачественной фото- и видеотехники, а также компьютерного оборудования активно способствует развитию этого вида искусства.

Нынешняя выставка  «очень японская», и содержание, как всегда, идет  у японцев впереди формы. Глобализация затрагивает их мироощущение в меньшей степени, чем технику.

Взгляд японских фотографов неразрывно связан с особенностями японского мировосприятия, его отличиями от европейского кругозора.  Казалось бы, смотря на одно и то же, видеть можно по-разному, если вкладывать в это образное мышление глубину и философию, придавая даже незамысловатому пейзажу, обычному  стулу, стакану, камню, дереву значительность и эстетичность. По японским меркам,  все они выразительны и самодостаточны для того, чтобы служить объектом поэтического вдохновения.

Размышления японских  фотохудожников  о жизни, о своем месте в ней, о своем доме, о родителях, о старости, о знакомых и коллегах, о работе, о других странах и незнакомых людях, об искусстве  всегда интересны своим внутренним подтекстом и всегда  окрашены их  чувственным восприятием.

— Мне очень важно и интересно, каким образом взаимодействуют сущность и содержание, — говорит фотохудожник Рё Овада, — и самым большим интересом является поиск красоты, отражающей предмет съемки, где, например, причудливые формы маленьких сосен традиционного искусства бонсай соседствуют с красными квадратами — «портретами» вина.  Также мне  интересна  фотография с точки зрения расширения новых визуальных возможностей и ощущений.

Ая Фудзиока размышляет на темы памяти и родственных связей, изучая, как она сама выразилась, «обрывки эмоций, которые оставляют едва заметные следы в памяти от повседневной жизни, пробуждая те или иные воспоминания. Это как путешествие: будто посещаешь родные места, своих близких и вновь открываешь в них что-то новое. Хотя, казалось бы, знаешь о них все. Я часто думаю о моем покинутом доме, и память обо всем, что с ним связано, накладывается на  всю мою теперешнюю жизнь».

Тосия Муракоси работает, в основном, в черно-белой фотографии, и его снимки часто связаны с дождем — довольно характерным для морской страны явлением. Он родом из Фукусимы, и трагедия, произошедшая в этой провинции в 2011 году, отразилась и в творчестве, разделив его на две половины:  ДО и ПОСЛЕ цунами.

Кэйко Сасаока, родившаяся в Хиросиме, размышляет о непростой судьбе своего города: он всегда будет сохранять в памяти атомную бомбардировку 1945 года. Она фотографирует мемориальный Парк мира; каждый день через него спешат дети в школу и служащие на работу, а туристы ужасаются: в музее — фигуры людей, обгоревшую кожу которых сорвало взрывом. На снимках Кэйко темно, отдельные светильники выхватывают из мрака лица и силуэты: связать прошлое и настоящее Хиросимы легче в сумерках памяти.

На фотографиях Асако Сайто часто присутствуют  вышедшие на поверхность массивы горных пород: темой снимков становится взаимодействие древней геологической истории с постоянно изменяющейся жизнью и современной цивилизацией.

Цикл работ Кентаро Кумон посвящен Непалу и меняющейся в нем жизни. Фотограф становится другом и собеседником юных девушек в небольшой деревушке в 30 км от Катманду. Объектив фотокамеры  кропотливо и досконально фиксирует  их каждодневные заботы, их обряды, традиции, ритуал общения, время за молитвой и часы отдыха.  Кентаро особенно нравится наблюдать и передавать  обаяние и красоту этих  девушек, на которых держится жизнь деревни…

Японцы получают  эстетическое удовольствие от созерцания приближенной к их жилищу природы. Им нравится размышлять над внутренней сущностью обычных  предметов, которые  приобретают чарующую элегантность простоты. Они умеют открывать  в простоте бесконечный источник красоты, когда отдельно стоящий в вазе цветок или ветка кажутся японцу более эстетичными, чем яркий букет. А прыжок одинокой лягушки в пруду и круги на воде возбуждают целую гамму чувств и эмоций. Этой гармонией мира, запечатленной в мгновении, японские фотографы щедро делятся с нами…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии