Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Я человек, отравленный театром...

23 ноября, 2010

Монолог увлеченного зрителя 

К 160-летнему юбилею Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова

 

Москвич в четвертом поколении, из семьи потомственных

преподавателей МГУ, сам впоследствии окончивший этот

известный российский вуз, ныне -- территориальный директор

ФК и управляющий филиалом ОАО банка "Уралсиб" в Иркутске,

Андрей Самойлов с детства был влюблен в театр. Это

прививалось и приветствовалось родителями. Увлечение

передавалось и от учительницы начальных классов, которая

сама была человеком творчески увлеченным и прививала это

своим ученикам.

 

Сегодня Андрей Самойлов вспоминает о том, как познакомился с

Иркутским драматическим театром и чем он, театр, стал для

него...

 

 

Куда бы меня ни заносила судьба, -- а поездить и

поработать много где пришлось, и по нашей стране и за

рубежом, -- везде я старался попасть в театр. По его

состоянию, уровню и возможностям труппы я, как приезжий

зритель, в какой-то мере могу судить и о городе, и о его

жителях.

 

Так было и в Иркутске, куда я приехал на постоянное место

жительства двенадцать лет назад. Риэлторы подыскали мне

квартиру в доме на улице Ярослава Гашека, которая когда-то

принадлежала бывшему актеру драматического театра, народному

артисту России Аркадию Петровичу Тишину. Это он, как я потом

узнал, замечательно играл в драматическом театре Сарафанова

в вампиловском "Старшем сыне" в 60--70-е годы. Через его

жену, милейшую женщину, я познакомился с директором этого

театра Анатолием Андреевичем Стрельцовым.

 

Тогда здание театра находилось на реконструкции, и у его

директора дел было -- непочатый край. Несмотря на временное

отсутствие своей сцены, труппа активно работала в здании

старой музкомедии на улице Ленина, выпуская одну премьеру за

другой. Туда-то я и попал на свой первый спектакль в

охлопковском театре -- "Поминальная молитва".

 

Мой зрительский багаж к тому времени был довольно обширен,

но то, что я увидел, меня просто потрясло и покорило. Это

без преувеличения. Запомнилось все и отпечаталось в памяти

навсегда. Скупая, но выразительная и образная сценография

спектакля говорила сама за себя. На сцене старое засохшее

дерево с обнаженными корнями -- художественный образ той

главной мысли, которая была доминирующей в этом спектакле.

Венгер в роли Тевье работал потрясающе! Его монологи

временами напоминали библейский плач. Хотелось жалеть и

плакать вместе с ним.

 

Удивительно естественна была и Голда -- Наталия Королева. Их

дуэт был гармоничным настолько, что казалось, будто они на

самом деле прожили вместе целую жизнь. Спектакль был

человечным, рассказывал о судьбах людей простым,

человеческим языком. Здесь не было проходных ролей, у

каждого было свое соло. Спектакль трогал душу, игрался как

исповедь, его, без преувеличения, можно назвать по сути --

народным. В нем судьба страны переплеталась с жизнью каждого

персонажа, его верой и безверием в дни испытаний.

 

Через этот потрясающий спектакль я познакомился с труппой

драматического театра и понял, что теперь сюда мне хочется

приходить вновь и вновь. Я даже позавидовал тем зрителям,

которые были знакомы с этим театром уже много лет.

 

Да, я человек, если можно так выразиться, отравленный

театром, и немалую дозу этого целебного яда в меня влил

Иркутский охлопковский театр, его спектакли. И конечно, его

директор -- необычайно глубокий, зоркий, мудрый и душевный

человек, с которым я познакомился одним из первых, вскоре по

приезде в Иркутск. Я до сих пор советуюсь с ним: на что

сходить, что нового посмотреть. Он знает мой вкус, мои

пристрастия. И все, что он советует смотреть, меня не

разочаровывает.

 

По сути, пересмотрел почти весь репертуар: спектакли "Ромео

и Джульетта", "Гамлет", "Последний срок", "Очень простая

история", "Олеся", "Безотцовщина", "Матросская тишина",

"Полет над гнездом кукушки"... Если говорить об этом,

последнем, названии, -- а поставил спектакль Геннадий Гущин,

-- то чувствуется, что режиссер находится в духовном поиске,

ищет свою тему, свою мелодию. Сам он очень хорош в главной

роли -- Макмерфи, легкий, в меру циничный, смелый,

остроумный. Он играет характер, индивидуальность, человека,

противостоящего системе. Спектакль смотрится на одном

дыхании, актеры работают легко, наполненно, свободно.

 

Очень много написано в прессе о "Последнем сроке",

поставленном по повести Валентина Распутина. Спектакль имеет

награды, дипломы, призы на фестивалях. И это заслуженно,

потому что спектакль, на самом деле, гениальный. Игра

Наталии Королевой просто потрясает. Быть такой достоверной,

органичной, естественной!.. Она проживает жизнь своей

героини как свою собственную, наполняя образ Анны ничуть не

приукрашенной правдой. Режиссер Геннадий Шапошников сумел

очень тонко услышать авторскую интонацию, а актеры --

наполнить ее жизнью. Оттого в этом спектакле все убеждает, а

временами настолько, что забываешь, что ты в театре, что все

происходящее разворачивается на сцене. Ты полностью во

власти действия, живешь с героями одной жизнью.

 

Тема отцов и детей -- вот вечная, непреходящая человеческая

проблема. Это один из лучших спектаклей, которые я видел в

своей жизни.

 

Мне интересен репертуар театра, он довольно разнообразен, в

нем учтены запросы всех зрительских слоев,

 

Вы спрашивали, зачем люди ходят в театр? Лично мне это

просто нравится. Я люблю театр. Это часть моей жизни. И

когда смотрю хороший спектакль в том же охлопковском театре,

люблю ловить его тончайшие нюансы, заложенные автором,

режиссером. Мне нравится атмосфера театра. Можно смотреть

спектакль, а можно его -- видеть. А видеть -- значит все

подмечать, вникать, улавливать, угадывать, докапываться до

сути. Мне нравится разбираться в деталях, в мелочах,

заныривать, так сказать, поглубже в тот или иной спектакль,

подмечать какую-то деталь и пытаться понять, для чего она

введена режиссером, какое ее место в этой большой мозаике, в

этом полотне под названием "спектакль".

 

Например, после "Гамлета" мне было интересно размышлять: а

почему у актеров такие странные, порезанные костюмы? После я

для себя объяснил свое наблюдение так: это -- прорехи души.

 

Мне интересно обсуждать просмотренный спектакль с супругой.

Мне нравится приобщать к театру мой ближний круг, который

есть у каждого человека. Мой отец был преподавателем

философии в МГУ. Читая лекции, он делился со студентами

опытом, знаниями. Я тоже люблю делиться: своими мыслями,

догадками, размышлениями, думами, которые вызывает та или

иная постановка. Если на спектакле я сделал для себя пусть

маленькое, но открытие, -- это обогащает меня, и я хочу

поделиться с другими, кому-то о нем рассказать. Или какие-то

интересные, яркие фразы из спектаклей запоминаются -- и я их

иногда даже с кем-то в разговоре цитирую.

 

Мне по работе приходится общаться с довольно состоятельными,

успешными бизнесменами. Они приятные в общении, хорошие,

приличные, образованные люди, но когда узнаешь, где

они проводят свободное время, чем увлекаются, кого ходят

слушать и смотреть, -- бывает, чувствуешь разочарование.

Почти никто не ходит в театр, зато с удовольствием -- на

разного рода непритязательные антрепризы, шансон, попсу...

Грустно. Нет у людей потребности в духовной подпитке.

Видимо, в детстве никто не привел в театр, в юности тоже,

что называется, проскочили мимо -- вот и ушла эта

востребованность. Хотя, думаю, начинать никогда не поздно.

 

Много хороших и добрых слов хочется сказать в адрес

билетеров охлопковского театра. Они -- особая

достопримечательность и в истории театра, и в его

сегодняшней жизни. Всегда учтивы, благородны, воспитанны,

приветливы, улыбчивы, всегда готовы помочь, подсказать

зрителю, ответить на любой вопрос. Всегда в опрятной

форменной одежде. Меня они знают в лицо и издалека

улыбаются, здороваясь. Их смело можно назвать хранителями

атмосферы, уюта, особой ауры зала театра. Не представляю

охлопковского театра без их добрых, светлых лиц.

 

А еще меня поразили зрители театра, когда я смотрел в нем

самый первый спектакль. В финале они встали и очень долго

стоя аплодировали актерам. Тогда подумал: наверное, очень

нравится спектакль. Но когда и на всех последующих

спектаклях зрители, аплодируя, вставали и именно так

отдавали дань уважения любимым артистам, меня это очень

тронуло. Значит, существуют определенные традиции,

сформированные театром, городом, его культурой, что именно

так зрители выражают свое восхищение. Это, на мой взгляд,

очень человечно и достойно. В той же столице такое встретишь

в особых, исключительных ситуациях.

 

Иркутский драматический я люблю всей душой. Он живой,

развивающийся театр. Он близок мне по духу. И если даже

когда-нибудь судьба сложится так, что придется уехать из

Иркутска, сменить адрес, я никогда не смогу забыть этот

театр, начиная от первого увиденного в нем спектакля,

"Поминальная молитва", от добрых отношений с артистами и его

директором Анатолием Стрельцовым, и заканчивая всем тем,

что довелось и еще доведется увидеть в нем за годы

знакомства и дружбы с охлопковцами.

 

Кстати, в ближайшее время иду смотреть на камерной сцене

"Зиму" по Е.Гришковцу и "Сумерки богов" по маленьким

трагедиям А.Пушкина.

 

Я от всей души поздравляю старейший и лучший театр Сибири --

драматический театр имени Н.П.Охлопкова с большим, серьезным

юбилеем.

 

Поздравляю не только всех, кто работает в этом замечательном

театре, но и иркутян, которым этот театр столько лет щедро

дарит радость, надежду и свою любовь.

 

Записала Лора Тирон, специально для "Байкальских вестей"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии