Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С войны пришел. Но не вернулся

25 января, 2016

Ангарчанка Людмила Николаевна Мигалкина обратилась в редакцию с давней душевной болью. Ее брат Гавриил умер в год 50-летия Победы. Умер, так и не добившись справедливости. Но вот уже и 70 лет минуло с победного мая…

Военные годы

фото-Мигалкина123.jpg

…В августе 1942 года Гавриила Мигалкина, крепкого сибирского парня 18 лет, взяли в армию. Гавриил родился в селе Кривая Лука, Киренского района, после 4 классов окончил Макаровскую семилетку, поступил в Киренское ФЗУ, где они прошли курс по ускоренной программе — началась война… В ноябре 1942-го Гавриила отправили в Даурию — он служил там в 644-м полку 210-й стрелковой дивизии 36-й армии на 120 мм минометной батарее.

В 1943 году Гавриилу Николаевичу присвоили звание сержанта, а в августе 1944 года его отправили в Забайкальское стрелковое минометное училище в г. Березовке. Но доучиться не пришлось. В июне 1945 года в связи с обострившейся обстановкой на востоке их откомандировали в свой 644-й полк, которым командовал майор Н.И. Котов, а батареей, в которой служил Мигалкин, — лейтенант А.П. Десятник. 644-й полк первым вступил в бой за город Хайлар, освободив путь для движения вперед всей дивизии. При взятии укрепрайона, вспоминал Гавриил Николаевич, полегло очень много ребят. Со своим полком он прошел до города Чаньчуня.

В сентябре 1945 года Гавриила Мигалкина перевели в 18-й отдельный строительно-восстановительный батальон, а весной 1946 года формирование направили на остров Сахалин, в возвращенный город Корсаков. Они восстанавливали город до марта 1947 года. Это была трудная работа, но все равно она не шла в сравнение с первыми годами службы: тогда питание было таким скудным и некачественным, что многие умирали. Ящик со снарядами в 32 килограмма солдаты могли поднять только вдвоем, потому что каждый из них примерно столько и весил. На Западный фронт просились не только потому, что хотели воевать, — условия существования были тяжелейшими…

Жизнь в труде

Через четыре с половиной года службы Гавриил Николаевич Мигалкин вернулся домой — почти без зубов, с больным желудком. С детства не приученный жаловаться и выгадывать дело попроще, он сразу устроился на работу в Ленинское речное пароходство. Окончив с отличием курсы дизелистов-мотористов при заводе транспортного машиностроения, Гавриил Николаевич был назначен механиком теплохода, а в 1956 году — нефтеналивного танкера «Таллин». Уже через год Мигалкин работал механиком- штурманом теплохода, а еще через два года — нефтеналивного танкера «Улан-Удэ» в этой же должности.

Но у Гавриила Николаевича ухудшалось зрение. Если бы не эта его беда… Ведь в школе командного состава флота он получил специальность механика-штурмана, в 1958 и 1960 году — дипломы с правом работать в разных командных должностях на флоте. Но река для него закрылась. В 1963 году Мигалкин ушел на берег — работать старшим механиком дизельной электростанции. В 1966 году его перевели в Киренское ГПТУ № 3 — инспектором, а вскоре — мастером производственного обучения. С ребятами они собрали действующую модель парохода и заняли с нею первое место на областном смотре-конкурсе: об этом даже иркутское радио сообщило! У Гавриила Мигалкина было удостоверение рационализатора.

До выхода на пенсию в 1980 году Гавриил Николаевич пять лет работал на Красноармейском судоремонтом заводе, в коммунальной системе города, начав с дежурного машиниста и дойдя до директора котельной. Все эти годы портрет Гавриила Мигалкина всегда был на Доске почета. За трудовую жизнь его часто награждали, он не раз был победителем соцсоревнования. Но важнее всего для Гавриила Николаевича было уважение земляков и коллег. Работящий и одаренный человек, он мог хоть философию изучить (а такая необходимость появилась во время работы в училище), хоть дом построить. В роте всегда был запевалой, любил людей, и они к нему относились так же… Хоронили его всем заводом, под продолжительный прощальный заводской гудок.

Несправедливость

фото-Мигалкина-еще.jpg

Последние годы жизни Гавриил Николаевич боролся не только с тяжелой болезнью, но и с чиновниками Министерства обороны. Дело в том, что в военном билете Мигалкина на записи об участии в военных действиях не было печати — и запись оказалась недействительной. А он до пожилого возраста и не предполагал, что в его «военнике» что-то не так. Когда-то просто встал на учет по месту жительства, потом его снимали с учета, когда переезжал. В карточке учета ошибочно написали «курсант», даже не задумавшись, что человек вернулся в свой полк после училища и не учился уже, а воевал. Даже данные о награждении Мигалкина медалью «За победу над Японией» не внесли!

Будучи сам порядочным и ответственным человеком, он и не думал, что кто-то что-то напортачит в важных для человека документах. В его военном билете в местах, где не нужно, стоят аж три печати!.. Ветеран хотел для себя не льгот. Его до последнего часа не оставляла мысль о несправедливости, он все ждал, что во всем разберутся, был уверен в этом. Не дождался. Будто и не закончилась для него война. Уже после его смерти родные продолжали обращаться во все инстанции — без толку. Приходили дежурные ответы: не числится, архивы не сохранены…

Людмила Николаевна Мигалкина не может примириться с этим до сих пор:

— Как же так?! 70 лет прошло, а нет порядка в данных. Я знаю еще несколько подобных же историй, когда земляки брата так и не добились правды. Гавриил всей своей жизнью доказал — он честный, порядочный. Сейчас ставят мемориалы, издают книги памяти — а все ли там правильно и точно с данными? Военкоматы на местах далеко не всегда вели точный учет и, соответственно, часто передавали наверх неверные данные. Выходит, главное — план по набору призывников выполнить, а дальше? Я столкнулась с этим, и когда искала информацию по отцу и второму моему брату, подводнику, которые тоже воевали — а многие факты удалось подтвердить только благодаря случайности…

…Такие, как Гавриил Мигалкин — выносливый, смекалистый, работящий, несуетливый в движениях и основательный, настоящий сибиряк, столько сделали для страны, вытянули все, не жалуясь. Он заболел, когда пришли 90-е, семья долго искала возможность, чтобы отправить Гавриила Николаевича на обследование. И здесь так нужно было удостоверение участника войны! Время потеряли…

— Напишите в газете благодарность всем, кто его помнит. И просьбу помнить всех простых солдат и тружеников, — попросила Людмила Мигалкина.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото из архива Л.Н. Мигалкиной.

На фото: Гавриил Мигалкин в годы войны…;

…и в 1970-х 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии